Репин. Портрет Мусоргского

Алина Алексеева-Маркезин
      И.Е.Репин (1844-1930)Портрет композитора М.П.Мусоргского. 1881 Холст, масло. 71,8x58,5 см Государственная Третьяковская галерея, Москва

         Портрет был выполнен за четыре дня - 2-5 марта 1881 года в Петербурге, в больничной палате Николаевского военного госпиталя. Репин писал близкого ему человека, уже зная, что Мусоргский болен неизлечимо и его кончина близка — Мусоргский умер 16 марта того же года.

        В творчестве Репина это уникальный случай, когда художник создал портрет человека, находящегося " перед лицом вечности" , наедине с самим собой, не позирующего и не являющего миру свое " сословное амплуа" . Бестрепетность, с которой Репин фиксирует черты больного лица, в полной мере компенсируется деликатным и умным живописным решением портрета.

      Взъерошенные волосы, запущенная борода с усами, не отвлекают нас от главного, от взгляда композитора. В его глазах читается печаль, тоска. Одновременно с этим, это глаза энергичного и сильного человека.Недаром народ говорит, что глаза - зеркало души.Вся судьба, все взлеты и падения большого музыканта, вся его любовь и неприязнь в этих светлых горестных очах.

 Больничный халат, вышитая рубашка написаны художником схематично, они не подчеркивают болезненность, а призваны служить обрамлением главного - лица, головы, вызывающий поворот которой позволяет думать, что до последнего мгновения жизни этот человек боролся со своим недугом.
               
     Звучность сочетания зеленого и малинового цветов халата на нейтральном светлом фоне (стена больничной палаты) " гасит" болезненную красноту лица; яркий, прямо направленный свет скрадывает рельеф его морщин и складок.             Трогательная, как у малого ребенка, складка губ, полувопросительный взгляд человека, словно прислушивающегося к самому себе, ситуация одиночества, отъединенное от внешнего мира - эти особенности характеристики (кстати, не типичные для репинского творчества) делают портрет Мусоргского одним из самых проникновенных в русской живописи.
      
        Вдохновенный портрет, созданный Репиным, произвел впечатление ошеломляющее.Только что усопший гениальный русский композитор предстал перед всеми как живой. Возрожденный и увековеченный кистью мастера.
           Психологическая правда. Глубокое сходство. Сама натура музыканта-исполина отразилась в картине. Именно теперь, как это ни печально, раскрылся гигантский масштаб того явления в национальной культуре, которое являл Мусоргский.Полотно немедля привезли на передвижную.
Стасов прямо с панихиды примчался на выставку, чтобы поторопить экспозицию портрета. Не было рамы.
       Решили задрапировать холст черным материалом.Первое, что увидел Стасов, была оцепеневшая фигура Крамского. Он сидел на стуле.Придвинулся вплотную к картине и пожирал ее глазами.„Что это Репин нынче делает, - воскликнул он, - просто непостижимо. Тут у него какие-то неслыханные приемы, отроду никем не пробованные. Этот портрет писан бог знает, как быстро, огненно.

      Но как нарисовано все, какою рукою мастера, как вылеплено, как написано! Посмотрите эти глаза: они глядят как живые, они задумались, в них нарисовалась вся внутренняя, душевная работа той минуты, а много ли на свете портретов с подобным выражением! А тело, а щеки, лоб, нос, рот - живое, совсем живое лицо да еще все в свету, от первой до последней черточки, все в солнце, без одной тени - какое создание!"

  Третьяков еще накануне прислал телеграмму, извещающую о том, что он заглазно просит оставить портрет за ним.В этом поступке был весь характер уникального собирателя.С первых мгновений все, кто видел портрет, потрясенные сотворенным, "в один голос трубили славу Репину".

  Живой, живой Мусоргский навсегда остался с Россией.