В декабре тогда и теперь. Три миниатюры

Нина Климович 3
ШКОЛЬНЫЕ ГОДЫ

 28 декабря 1957 года мы после занятий  в школе во вторую смену продолжаем выпускать стенгазету  «Новогодние сны». Уже третий вечер мы заняты этим. 24 декабря ответственные за сбор материала учащиеся  5-10 классов сдали  по  три изложения  по теме   праздничной газеты. 
25 декабря  мы в количестве пяти человек: завуч школы, пионервожатая. три члена школьной редколлегии думали над  оформлением газеты.
Было всего 18 изложений.  Зачитывал изложения завуч- учитель русского языка, который помогал мне отредактировать текст. Мальчишки – девятиклассники вместе с пионервожатой делали наброски рисунков по каждому изложению.  Решели, что газета будет длиной 2м и шириной , полученной от склеенных двух полотнищ обоев. 
Нарисовать столько могли не успеть. Пионервожатая предложила  пригласить ещё двух ребят, которые хорошо рисуют. Она обещала, что  подготовит для них эскизы рисунков для  полотнища и сдвинув столы в кабинете химии  каждый художник  на метре  бумаги будут рисовать своё.
- Поможет нам и учитель рисования- черчения. Он напишет красочно название газеты.   Склеивать полотнища будем  в последнюю очередь.- Сказала она в заключении. –
Все были заняты работой. По окончанию работы одного из ребят- художников, я приступала к описанию нарисованного им.
 Название  праздничной газеты пришлось дополнить.  Почему? Из-за меня.  Как вы поняли, что у меня были свободные минуты, когда все рисовали. В такие моменты, я мечтала, так как  просто устала от задержек до 22 часов в школе.   
Все уже давно покинули стены школы. Свет горел только в учительской и кабинете химии. Луна ласково освещала рекреацию. Я видела это так как дверь  кабинета была открыта. Лунный свет манил , хотелось быть свободной от всего этого. Мечтала пробежаться по снежку, чтобы мороз не догнал. К мосту можно не бежать , а  прокатиться по замершей горной речке Марухе было бы здорово. Но не получится. Одноклассники уже давно дома. Родители волнуются, хотя я их предупредила, что сегодня сидим до победного конца.
Тихо вокруг. Вдруг кто-то чихнул в моём зимнем царстве, и я испугалась такой неожиданности, что свалилась со стула на пол. Все рассмеялись, а завуч ( чихнул он) промолвил:
- Зимний перепуг случился с Ниной. Это надо изобразить в газете.- 
И ребята нарисовали  завуча и меня, а я написала о своём перепуге. Газета вышла под названием «Новогодние сны и один перепуг»
Тогда мне было не по себе. Сейчас же думается, что очень здорово, что есть о чём вспомнить. Не так ли?

СТУДЕНЧЕСКИЕ ГОДЫ

28 декабря 1964 года. Я студентка 4 курса- председатель профкома физмата. Сергей Иванович-декан факультета пригласил меня к  14ч 30 мин.  Цель встречи: распределить пригласительные билеты на балл-маскарад между студентами, учитывая и пожелания всех. Сведения эти подали мпе 27 января все профорги групп нашего факультета.  Студенты 5 курса все всегда   получали пригласительные. Они были с августа по январь в разлуке. Учиться они начинали во втором полугодии. Первое полугодие у них была педагогическая практика.
Тревожно на душе. Почему? Потому что  не люблю просить для себя, а однокурсники мне поручили «отвоевать» пригласительные билеты для всех студентов нашего курса. Вызвано это было тем, что мы дали согласие работать в школе весь пятый год обучения. Нам предложили увеличить количество часов и всю программу  за второе полугодие 5 курса пройти за четвёртый курс. Экзамены по материалу   можно сдавать на каникулах учащихся.
Вызвано это было тем, что не хватало учителей математики и физики в Краснодарском крае. Мы были прилежными студентами, поэтому решили: все зачёты сдать и некоторые экзамены  досрочно, оставить на январь 1966 года только экзамены по методике математики и физики.   Второе полугодие ,работая в школе, готовиться к государственным экзаменам. Это будет потом. Сейчас же по пути к деканату меня мучил вопрос: с каким решением, относительно поручения однокурсников, я прейду в аудиторию завтра.
Я вошла в кабинет в назначенное время. В кабинете было двое: Сергей Иванович и декан факультета  по подготовке учителей трудового обучения. .  В этой должности он первый год.  В прошлом он  капитан дальнего плавания.
Сергей Иванович предложил мне сесть. Я села. Мы начали: выделили 52 билета для студентов пятого курса.   Еле слышно, дрожащим голосом я спросила:

Сергей Иванович не успел мне дать ответ. В  наш диалог  вклинился трудовик.
- Ты, девушка, хапуга !Сигарету закури и успокойся. - С хохотом  произнёс он, протягивая мне сигарету.
Протянутая рука с сигаретой родила во мне желание дать пощёчину по его красивой физиономии.  Но я не посмела это сделать при Сергее Ивановиче.
Слёзы  вот-вот хлынут из моих глаз.   Чтобы не показать их своему обидчику , я решила покинуть кабинет.:
-  Сергей Иванович, можно мне выйти?-  Глядя на него глазами наполненными слезами, промолвила я.
Я уже подходила к двери, когда услышала:
- Нина, Вы задали два вопроса?  Хочу  на них  дать ответ до Вашего выхода    из кабинета. Надеюсь, что на второй вопрос я ответил. Через несколько минут ответ будет и на Ваш  первый вопрос. –
Он подошёл ко мне, вытер мои слёзы своим  платком и предложил взяться за руки, стать на носочки и  дружно хором просчитать до двадцати.   Мы   сделали так. После этого, три человека улыбались друг другу. Такими действиями мудрый человек помог мне выйти из кабинета счастливой: мы приглашены  всем курсом на БАЛЛ.  А ещё я поняла, что второй декан тоже  хороший  человек.  Сергей Иванович дал нам мастер – класс   отношения человека  к человеку.
Когда я направилась к выходу, мой обидчик окликнул меня.
- Нина, я не хотел Вас обижать, хотелось снять напряжение, с которым Вы вошли в кабинет. Простите меня. -
- Я уже не сержусь.  Я счастлива!-- 

 В ДЕКАБРЕ 2017. Новая история
 
Уже 28 декабря 2017 года. Годы летят.   Мы меняемся, а 28 декабря повторяется ежегодно   
Пришло время, когда  всё важное в жизни мы сделал. У детей полные семьи. Живи и радуйся жизни!. Вот оно счастье!  Но  счастье понятие относительное. Не так ли?  Конечно, так.   В этот наш жизненный период, на мой взгляд, счастье в том, что ты не одинок: каждый день рядом с тобой человек роднее всех –муж.
В жизни нашей с ним было всё: чёрная полоса сменялась белой и наоборот. Сейчас у нас белая полоса, но каждый из нас знает, что смена на чёрную  полосу для одного из нас уже не за высокими горами.   Наверное,  понимание этого делает нас мудрее, а как следствие мудрости, более бережное отношение друг к другу. 
До нового 2018 года четверо суток.  Запланированный ремонт осилили, но устали.   Нужно  отдохнуть, чтобы бодрячком встретить родных, близких и друзей. 
На отдых отправились   на термальные источники в Мостовской район. Это последняя запланированная поездка 2017 года.
Прибыли  мы на базу отдыха «Старая мельница» с тремя приятельницами. Раньше мы дружили семьями. Сейчас они вдовы.  Одна из них одноклассница  моего мужа. Одноклассники   планировали сходить за грибами. Отдохнув , грибники отправились в лес.
Оля, Наташа и я предпочли остаться на базе. Оля предложила  мне  раз посетить Москву. Очень уж понравилась ей прошлая поездка.  Она  мечтает посетить другие столичные места.
-  Обещать не могу. Всё буде зависит от здоровья мужа. Мне кажется, что его что-то беспокоит, но он скрывает от меня.-  Ответила я ей.
Грибники набрали  зимних опят.
- Николай Дмитриевич, Вы отпустите Нину Фёдоровну В Москву в июне?- спросила Оля.
- Конечно, если позволит здоровье.- Ответил он.
Даже мне, знающей его, было не понятно: чьё здоровье он имел в виду. Моё волнение усилилось. Оно убеждало меня, что он сказал о себе.
Мои  переживания вылились в следующую историю.. Обычно я брала два браслета с чипами для закрывания шкафчиков в раздевалках: один мужу и вторым мы закрывали свои шкафчики с его одноклассницей..  За два браслета я оставляла 800 рублей, которые возвращали мне при сдачи их перед отъездом. В этот день в раздевалке  мы были с Галиной одни. Мы дважды брали друг у друга этот браслет. Вдруг он исчез. Мы всё перетрясли. Не нашли.
  Нас позвали. Надо уже отъезжать . Все в сборе кроме нас.
- Который час?- спросила Галина.
Я посмотрела на свою левую руку. На  ней увидела браслет, который мы искали 30 минут.
- Спасибо за подсказку, Галя. Браслет нашёлся.. –
Три года по два раза в месяц  я оставляла  браслет на левой руке. В этот раз я отправила его на место. Что это уже склероз или признак постоянства и аккуратности?  Затрудняюсь ответить.