Запредельная красота и глубина Мерцающих шахмат

Алексей Ратушный
История одного Преодоления или как делаются открытия «на кончике пера»

Нельзя исходить из «очевидности»!
Ни в чём!
Нигде!
Никогда!!!

Занимаясь настольными играми с раннего детства – а других мне фактически не досталось, поелику я непрерывно болел и сидел дома один-одинёшенек – я рано начал «выдумывать» «новые» игры. При этом сложилось так, что в семье «папы Вовы» мы непрерывно играли в «Тише едешь – дальше будешь» некую адскую смесь Чатуранги и нард.
Подробнее я мечтаю описать её в специальном материале, если, конечно, Бог ниспошлёт какие-то мгновения на сие действо.
Так или иначе, но короля я превратил в коня еще в тринадцать лет, если не раньше. А к пятнадцати у меня уже была серия собственных «шахматных» игр.
При этом я много размышлял о будущем самих шахмат.
О некоторых попытках их как то реформировать я кое-что читал и кое-что слышал.
Понятно, что утверждение «самая умная игра на свете» я воспринимал не критически, поскольку ведь очевидно, что «раз все играют»…
Уже, будучи директором областного шахматного клуба, который я созидал с величайшим энтузиазизьмом, я смог наконец выделить время и силы для самой серьёзной проработки своей собственной специальной теории игр.
Как большой любитель прорабатывать вопрос капитально, я погрузился в разрешение проблемы различения взятий в шахматах и шашках.
Казалось бы «правила» и «правила». И те и другие придуманы людьми и для людей. Игр без правил не бывает, даже ежели сие заявлено. Например «бои без правил» имеют множество самых серьёзных ограничений.
Ну а всё-таки?
Почему в одном случае фигура переносится через сбиваемую фигуру, а в другом случае ставится на её место?
Гипотез здесь много.
Например: «моча в голову ударила»
Или: «договорились так играть и им понравилось»
Или: «надоело прыгать через головы и решили занимать место убитого»
А вот и еще одна гипотеза:
«В правилах игр содержатся знания о процессах, пока еще не открытых человечеством»
Так сказать «когнитивная функция массива игр» - играющее мышление проверяет множество научных гипотез в такой универсальной форме.
Не буду останавливаться пока на ньюансах и петь романсы о влюблённых.
Перейду к сути одного из вопросов.
Из множества предположений и гипотез вытекали серии весьма любопытных следствий.
Чем-то этот процесс походил на изменения в аксиомах геометрии.
Вот поменяли пятый постулат Евклдида и получили целый пучок неевклидовых геометрий!
И они оказались нужны!
Востребованы!
Полезны.
А если менять постулаты Игры?
При попытках усовершенствовать шахматы люди последовательно пытались менять размеры и форму самой доски, правила перемещения на ней фигур,  то есть создавали серии новых фигур, пытались менять правила.
Но абсолютное большинство попыток упиралось словно в невидимую стену: новые удивительные игры и правила не приживались!
Работая над этими вопросами я обнаружил вопрос, на который у меня не было никакого разумного объяснения или ответа:
Почему играя  мы делаем один ход одной фигурой и передаем очередь хода партнёру?
Очевидно, что и «моча в голову ударила», и что «так пондравилось», но…
Есть ответы и ответы.
Есть универсальные посылания на!
Например: «Так было угодно Всевышнему!»
Кратко!
Ясно!
Но ничего не объясняет!
Типа: «Так заведено!» или «Так сложилось исторически!»
Наконец я выдвинул сам себе такое «объяснение»:
Очевидно, что если делая по одному ходу поочередно белые имеют громадное преимущество выступки и выигрывают шесть партий из десяти в любых дебютах, то начни мы играть всеми фигурами сразу, белые моментально расплющат позицию чёрных, «порвут её как Тузик тряпочку», разнесут оппонентов вдребезги.
Да!
Это было абсолютно очевидно!
Но я считал себя серьёзным исследователем и понимал, что критерий «очевидности» не работает!
И в конце концов, почти год размышляя над этим вопросом я решился на проведение «решающего эксперимента».
Замысел был прост, ясен, понятен и требовал просто максимальной аккуратности и точности в выполнении.
Я решил найти победную разгромную серию ходов, которая иллюстрировала бы решающее преимущество белых при таком изменении правила.
Для этой цели я добыл школьную тетрадочку в клеточку и принялся, имея, как любой шахматный композитор, опыт рисования диаграмм, записывать каждую опытную серию ходов и «ставить» позицию на диаграмму!
Понятно, что тут же вскрылись и первые, ранее незаметные, вопросы.
А именно: каковы правила совершения серии ходов «всеми» фигурами?
В начальной позиции ладья, например. не имеет хода!
А конь имеет!
Добросовестно разобрав эти вопросы, я сформулировал четыре основных версии «правил» и стал последовательно проверять каждую, путем «проигрывания» «контрольных партий».
И только через два месяца после начала этого великого контрольного эксперимента я наконец осознал, что ни при каких начальных формулировках правил у белых нет никакого решающего преимущества!!!
Оказалось, что «стеснённая» позиция при таком нововведении возникнуть не может!!!
Весь «пространственный перевес» белых – иллюзия!
Минимальными перемещениями фигур серия ходов кардинально меняет «поле сражения» и «обстановку» на доске!
Именно серия ходов уничтожает «преимущество выступки» белых!!!
Более того!
Начальная расстановка фигур на шахматной доске такова, что этот минимальный набор полей и фигур обеспечивает чудовищное разнообразие вариантов и «решений», и возвращает игре в известном смысле исходную «непредсказуемость»!
То есть человечество ДО открытия игры сериями ходов уже выработало оптимальную доску, оптимальную расстановку и оптимальный качественный состав фигур!
Да!
Игра имеет собственную внутреннюю аксиоматику и ключ к прогрессу лежит не в количественном изменении тех или иных «параметров» игры, а в глубоко продуманном выходе на её аксиомы и изменения коренных постулатов, востребованные временем.
Запредельная красота и глубина Мерцающих шахмат обеспечиваются не мочой, ударяющей в голову первооткрывателя, а собственным внутренним потенциалом плоскоорганизованных структур аппроксимированным на множество мыслящих субъектов, именуемое кратко «человечество».
И в указанном смысле конкурентов у шахмат реально пока не наблюдается.
И я верю, что эта игра еще не раз расскажет нам про нас самих много нового, невероятно важного и непредставимо прекрасного.