Наградить непричастных или все мужики- инопланетян

Александр Чатур
   НАГРАДИТЬ НЕПРИЧАСТНЫХ или ВСЕ МУЖИКИ- ИНОПЛАНЕТЯНЕ

Я летел в самолёте рядом с пустым креслом. На регистрации я показал второй билет и предупредил, что пассажира не будет, чтобы не искали... Вот выполнили первый разворот, второй, вышли из «круга» и, продолжая набор, полетели на запад. Я сидел у окна и отчётливо различал внизу «бетонку» (Малое Московское кольцо), Икшу, вот канал имени Москвы, Дмитровка… Ещё немного- будет наше садовое товарищество. Погода ясная, видимость- десять километров. Не успеваю заметить дом, но Товарищество вычислил. Пролетели. Облака. Выше облаков.

   Я не летал, кажется, с девяносто второго года, если не считать Ан- 2. Ничего не изменилось. Ямы. Уши закладывает. Свист… Борт не российский- чешский. И на «иномарках» я ещё не летал.На эшелоне начали что- то предлагать. Тележка- контейнер покатилась вдоль рядов. Английская, чешская речь. Красавец- стюард привычно «расправляется» с пассажирами. Летим в Прагу. Мониторы над сиденьями отображают наш маршрут.

   Я не понимаю, почему я лечу в Прагу. Почему рядом пустое кресло? Все косятся на него и на меня с недоумённо- соображающим видом. Отличный рейс, время, сезон… Не сходится. Я и соседка через кресло уже употребили пустое место для собственных вещей. Алкоголь. Вода. Закуски… Кому- что. Мне- ничего. Я пуст, как сиденье рядом. Я не отправился бы никуда, зная наперёд, что отправляюсь один.

   В порту Праги встречают люди с табличками. Нахожу свою.
-  Вы такой- то? А где…?
-  Не будет.
-  Бросила? – догадывается встречающая.
-  Кто кого бросил,- легко парирую, удивляясь себе.
 Никто никого не бросил. Так вышло. Бывает же…
-  У Вас отель… А, ну Вы в самом конце. Сначала сюда, потом сюда…
Понимаю, что отель заказан не в самом центре. Садимся в микроавтобус: я, несколько девчонок и молодая супружеская пара. Поехали. Читаю названия улиц. Всё- таки у славян чувствуешь себя почти дома. Редкий корень слова покажется незнакомым. С холма, с горы- вниз к реке, название которой Влдава. Мост… Центр… Остановка, ещё. Автобус пустеет.  Верчу головой за двоих. Как я хотел бы, чтобы ты видела этот чудесный город, но ты никогда не узнаешь о моём желании, ведь  мы , «мужики,- инопланетяне». Разве можно прочесть желания инопланетного существа?

   Прага- это трамваи. Это- «родина» трамваев, их столица. Здесь они рождаются, подрастают и разъезжаются по всему свету. Прага- это город, созданный для трамваев. Их здесь больше, чем людей. Они здесь живут и размножаются,  коротают свой век.

   Мой отель- весьма скромный, да это было известно и ранее. Но в нём есть всё, что нужно. И я снова объясняю, что двухместный номер- это для меня одного.  Никого больше не будет. Администратор, подбирая русские слова, выдаёт ключи, я поднимаюсь на лифте. Мой номер- в мансарде, довольно просторный с окнами на улицу и с широкой двуспальной кроватью. Я «отбываю номер». Я сюда не стремился, но оказался здесь. Меня всё устраивает, но есть несколько вопросов: ресторан, магазин, билеты на городской транспорт. Экскурсии- заказаны.

   В первый свой вечер выхожу осмотреть окрестности и разыскать всё, что мне нужно. Прогулку сгубила головная боль, мелкий дождик и телефонный роуминг, которого я так и не понял и не смог связаться ни с кем. Закусив после прогулки под девизом «что потопаешь», приняв душ, мгновенно засыпаю. Завтра рано утром экскурсия.

   Трамвай подкатил к «заставке» «И.П.Павлова». Одна остановка на метро- и вот «Музэум», место сбора всех туристов. Опять метро, трамвай, Пражский град- исторический центр со всеми главными достопримечательностями, оцепленными по периметру аналогом нашей ФСО.

   Сказать нечего. Лучше ничего не говорить. Любой желающий найдёт в интернете почти всё самое главное. Прекрасный город! Красивейший! И большой. ( Хельсинки, например, хоть и столица, ощущается по- прежнему как некий квартал Питера.) Сверху- вниз, ниже, к Влдаве. Карлов мост со скульптурами на парапетах, башни. Голос экскурсовода в наушниках. Всё. Все свободны.

   Обедаю на речном трамвайчике.
-  Едын?- спрашивает официант.
-  Едын,- отвечаю.
Фото, фото, фото… Прогулка в одиночестве по «нижнему городу». «Гуляют все»! - здесь все гуляют. И все почти – не чехи. Тридцать лет назад от такой прогулки можно было бы сойти с ума. Сегодня же… Туристический бизнес, терминалы, облицовочные материалы, авто и прочая мода… Средний москвич в Европе выглядит франтом. Смех, молодёжь, вечереет, сумерки… Спрашиваю у продавщицы в сувенирном магазине: «Где ближайшее метро?» После паузы до меня доносится примерно следующее: «Послушайте, я работаю здесь. Про метро спрашивайте у тех, кто работает в метро.» Покупаю у неё какую- то местную безделицу, выхожу и через несколько шагов обнаруживаю тот- самый вход в метро «Музэум», сам Музэум и самого большого в мире всадника (как говорят), здесь же , у метро. И памятная доска в клумбе на площади: 1969- фото и имена двух молодых «жертв коммунистического режима».

   Снято.

   В метро покупаю эти универсальные билетики на все виды транспорта: на час, на два, на весь день… Автомат не работает. Подходит чех, делает несколько попыток, говорит что- то в пол- оборота ко мне по- чешски. Я киваю. Справа- два молодых украинца, тоже в замешательстве. Наконец, чех начинает материться. Да как! И всё по- нашему. Я понимаю, что, хотя бы один из семи недоученных языков, я знаю в совершенстве. Чех и украинцы уходят к другому вестибюлю. У меня почему- то всё сработало.

   Я делал фото, чтобы получился интересный рассказ. Но в номере выяснилось, что весь день, то ли  не уместился, то ли стёрся. Жаль. Завтра придётся повторить маршрут, но уже без группы и экскурсовода. Что я и делаю, не подозревая, что вечером «всплывут» откуда- то утраченные кадры, и у меня окажется второй точно такой же фоторепортаж.

   В карманах- евро, их только надо иногда менять на кроны. Но лучше привезти кроны с собой, иначе почти треть ваших денег осядет в обменниках.

   Я хожу и «показываю» тебе город. Мы вспоминаем другие города и сравниваем. Я стараюсь ничего не упустить. Я смотрю твоими глазами и думаю о твоих впечатлениях. Ты много потеряла. Ты поступила легкомысленно. Ни я, ни ты, скорее всего, здесь уже никогда больше не побываем. А здесь стоит побывать. Это надо видеть.

   Номер, душ, сон… Номер, душ, сон…

   Наши соотечественники внизу у стойки- ресепшн  скованны и застенчивы. Они проходят оформление. «Воду вы можете всегда получить у меня»,- говорит им пан ЛукАш , протягивая мне стакан с кипятком. Я заканчиваю свою прогулку по коридору. На стенах- фото первого трамвая на этой улице, фото основателя отеля и прочее…

   За мной приехал молодой человек, мы едем в аэропорт. Я поднимаюсь с диванчика, и  повернувшись к стойке, громко говорю: «Разрешите откланяться,»- фраза не стандартная. На меня испуганно оборачиваются. Но заметив лёгкий поклон и услышав «спасибо», улыбаются.

   Последние фото. Город, о котором нельзя сказать лишь несколько слов. Как, наверное, о любом другом городе или человеке. Иначе может получиться шарж. Тепло в этом городе, мирно и уютно. Только немного одиноко. Как вы думаете, почему?

           ***

   Вот так примерно, должно быть, выглядит страшная и жестокая «инопланетная» месть за то, что тебя, видавшего виды, обстоятельства засовывают, как багаж, в самолёт и отправляют за счастьем, которое, видимо,  всегда имеет две стороны, как всякая медаль или орден. Месть за не выслушанный рассказ, незамеченные фото, так и не врученные- пусть и самые простые- сувениры. ( Кстати, тот кулон с сертифицированным чешским гранатом я подарил на теплоходе,уже в России, какой- то девушке, которая случайно оказалась внутри «платиновой свадьбы» моих родителей и очень нам помогла.) И ещё это,видимо, месть за общение из соседних комнат через интернет….

   Всё очень похоже и узнаваемо. Я знаю: то, что пишется- пишется всеми, а озвучивается одним, подчас случайным, по старой русской традиции «наказать невиновных и наградить непричастных».

   Стихотворение «Пражский голубь»*- не только о Праге. Так грусть прилетает с неба и пропитывает всё наше существо. Это грусть сочится из каждого слова. Это- про нас.

          03.01.18

*/ Стихи.ру