Воззвание Железной дивизии. 1918-й...

Владислав Дарипаско
(В продолжение темы «О 39-Й ПЕХОТНОЙ…»,которую в народе называли «ЖЕЛЕЗНОЙ ДИВИЗИЕЙ».)

ОБРАЩЕНИЕ ВОЕННО-РЕВОЛЮЦИОННОГО КОМИТЕТА 39-Й ПЕХОТНОЙ ДИВИЗИИ К СОЛДАТАМ РАЗНЫХ, НАЦИОНАЛЬНОСТЕЙ С ПРИЗЫВОМ ЗАЩИЩАТЬ ЗАВОЕВАННУЮ СВОБОДУ.               
                ( НЕ РАНЕЕ 10 ЯНВАРЯ 1918 г.)

« Дорогие боевые товарищи!
42 месяца мы находимся вместе и целых 32 месяца под тяжким гнетом царизма мы, перенося все невзгоды, жертвовали собой для защиты капиталистов и их интересов, тех богачей и повелителей, которые нас гнали, как баранов, на бойню, которые без ножа сдирали с нас шкуры.
И под этим гнетом, под этой тяжелой дубиной мы все же стяжали себе славу непобедимых: нам дали имя «ЖЕЛЕЗНОЙ ДИВИЗИИ», о которую разбивались все полчища врага, как волны о гранитные скалы.
10 месяцев прошло с тех пор, как засиял первый долгожданный луч свободы и пали цепи рабства и гнета, под которым мы в течение столетий несли всевозможные невзгоды и терпели притеснения от ужасных озверелых властелинов — «ПОМАЗАННИКОВ БОЖЬИХ». Эти тираны издевались и глумились над нами и лучших людей, истинных защитников революции, гноили по тюрьмам и гнали закованных по рукам и ногам по тундрам далекой Сибири... Мы добились свободы. Но теперь, дорогие товарищи, наша свобода, наше солнце революции в опасности. Жирные цепкие руки богачей со всех сторон тянутся к нашему солнцу свободы, чтобы затемнить его, этим спасти себя и опять начать свои темные делишки.
Как утопающий в последний момент собирает все свои силы и хватается за соломинку, лишь бы остаться в живых, так и буржуазия поднялась теперь, соединилась с бывшими нашими полководцами — изменниками генералами и всеми средствами и хитростями старается захватить в свои руки власть, разъединить и согнуть нас опять в бараний рог. И неужели же вы, товарищи националисты, послушавшись контрреволюционного приказа, пойдете по домам, чтобы этим самым погубить революцию и свободу? Ждать недолго. Через месяц или два при дружной нашей работе контрреволюция будет подавлена окончательно, и тогда все мы спокойно разъедемся по своим уголкам. Но теперь время борьбы с капиталом и контрреволюцией. Стойте твердо, не разъезжайтесь и этим не ослабляйте нашу дивизию, чтобы она в этот критический момент действительно могла стяжать себе славу непобедимых защитников революции. Мы должны остаться в дивизии и высоко поднять знамя свободы, на котором красуется лозунг: «СВОБОДА ИЛИ СМЕРТЬ».
Вы получили приказы № 925 и № 928, в которых говорится, чтобы имущество 39-й пехотной дивизии передать в русский корпус, но где он, этот корпус, никто не знает. И расформирована ли 39-я дивизия? Нет. Ясно, товарищи, что этим приказом нас хотят разогнать, обессилить, и когда мы приедем домой и будем разбросаны и неорганизованны, вырвать у нас дорогую свободу и водворить старый ненавистный режим. Не допустим же, товарищи, до этого, будем вместе всей организованной мощью стоять на защите дорогой свободы. Через несколько каких-нибудь недель все контрреволюционные выступления будут в корне пресечены и мы поедем домой со спокойной совестью, зная, что исполнили  долг гражданина и завоевали свободу. Но если вы, не слушаясь голоса совести, разума, бросите все и разъедетесь по домам в то время, когда ваши товарищи гибнут, сражаясь за свободу, то знайте, что вы поедете к Николаю Кровавому, знайте, что вы тогда погубите свободу, и ваши братья, сестры, дети и потомки будут вечно из поколения в поколение проклинать вас».
Военно-революционный комитет 39-й пехотной дивизии
Комиссар 39-й пехотной дивизии Коротков
Резолюция: «Отпечатать в 50 экземплярах и во все части дивизии. Беляев».

ЦГВИА, ф. 2369, on. 1, д. 19, л. 18. Ротатор, экз. №276