Счастье жить

Людмила Шарманова
     Когда-то поздно ночью я смотрела телевизионную передачу, то ли «Закрытый показ», то ли «Документальный экран» и там, просматривали дипломные работы начинающих кинематографистов и сценаристов. Один студент представил фильм о своей бабушке. Сюжет был примитивный – бабушка мыла посуду. Она не знала, что её снимают и, подготавливая посуду, аккуратно освобождала её от остатков пищи и доедала их. Своим указательным пальцем проверяла не осталось ли чего. И так-как в этих пиалах, наверно были очень вкусные блюда, она облизывала свой палец и была так увлечена этой работой, что не замечала ничего вокруг, мысли её были далеко за пределами её юрты.
В тазиках сменялась вода и постепенно она перемывала всю посуду несколько раз и делала это очень тщательно и самозабвенно.
     Наверно это был талантливый фильм, потому что меня он тронул до слёз. Я смотрела на её маленькую фигурку, сгорбленную над посудой и плакала, слёзы катились градом. Какие струны моей души мог затронуть этот студент?
     Мне почему-то было очень жаль бабушку. Я думала-вот зачем он так с ней, она даже не догадывается ни о чём. Спокойно «вылизывает» пальчиком пиалы одну за другой.
     А потом поняла, этот её жест не от хорошей жизни и не от жадности. Может быть когда – то ей пришлось голодать, а этот страх остаётся на всю жизнь. Поэтому старые люди так бережно относились к хлебу, сметая со стола крошки и отправляя их в рот со своей ладони. Сколько погибло людей от голода?!  Может и рады были бы они, хоть корочке хлеба, а ещё если чем-то вкусным помазать, это же чудо! Спасение! Так и осталась в памяти эта бабушка, навсегда.
     Она заставила задуматься, а всё ли так хорошо вокруг? И чего должны добиваться люди, а добившись всего, о чём не должны забывать? Чем чаще люди задают вопросы себе, тем чище и достойней они становятся. Такое моё мнение…
 

                ***


 
                Другая женщина, другое время.

     Я любила всё делать добросовестно, слово-то какое! Добрая совесть. Зря ничего не называется. В каждом слове зёрнышко – значение.
     Как – то меня спросили, а что ты любишь делать из работ по дому? Стала перечислять и оказалось я люблю всё. Не поверили и смотрели на меня как-то странно. И тогда, в оправдание, я рассказала, что с детства приучена всё делать вовремя и тщательно.
     Взрослые умели заинтересовать любой работой и объясняли зачем это надо делать и что будет, если люди перестанут трудиться. Притом приводили примеры и всегда подбирали пословицы и поговорки. Я их запомнила и теперь часто повторяю уже своим детям и внукам.
     Меня никогда не наказывали, а только постоянно изыскивали время, между своими бесконечными делами, поручать мне маленькие дела, но относились к этому серьёзно и всегда эта моя помощь была им так необходима, что без неё они никогда бы не справились.
     В маленьком сердце появилась ответственность, уважение к себе, уверенность - сегодня у меня не получилось, значит обязательно получится завтра.  Может быть я родилась уже зависимая от прочитанных или произнесённых слов.
     Потом в жизни самостоятельной, сама себе отдавала распоряжения и когда с чем-то не всегда справлялась, была немножко недовольна собой, а когда получалось всё, гордилась, совсем чуть-чуть и перед глазами вставали лица самых близких людей. Они были тоже довольны, что в доме у меня порядок и каждая вещь знает своё место; что дети и муж ухоженные; что всё, что я начинаю делать, делаю с радостью, с песней, которую тихо напеваю себе и не замечаю, как быстро летит время, а я всё успеваю и всё ладится. 
     И всё-таки больше всего я люблю мыть посуду. Когда не было условий и мыли её в тазах, я стремилась заинтересовать этой работой детей. Они весело мне помогали и старались, чтобы тарелки скрипели под пальцами, доказывая исключительную чистоту. А теперь, я радуюсь когда приходят в гости мои дети и внуки, собирается посуда и я, перемывая её, в мыслях уношусь так далеко…
     Льётся из крана вода…Горы немытой посуды тают, как сахара груды, словно сосульки из льда. Руки привычно скользят, грязные пятна смывая. Мысли мои уплывая, где-то витают, летят. Тонкая струйка течёт, руки приятно ласкает, шум её такт отбивает, песня куда-то влечёт.
     Я побываю в своём родном доме, представлю себя в детстве, когда родители были живы, потом перенесусь мысленно к детям и внукам, которые давно живут своими семьями, не забуду многочисленную родню, разбросанную по городам и весям, и так же подруг. И пока меня не покинет моя память, а самое главное жизненные силы, я буду стараться делать много дел. Это они держат нас в этой жизни. Посеешь привычку, пожнёшь характер.
     Есть слово «надо». Оно волшебное, оно вездесущее, оно требовательное и, подчиняясь ему, да ещё весёлому нраву своему, так и живу и вам советую.
     Можно посмеяться над моими рассуждениями, можно осудить: «Да что она понимает!? В наш-то век великих достижений, какие-то дела, какие-то тарелки, бесконечный труд – смешно! Кнопки! Нажал и... О, чудо!  Умные дома – хлопнул в ладоши и всё к твоим услугам.» Да, я согласна. Но за каждым великим свершением, великой пользой для всего человечества, стоят маленькие трудолюбивые, ответственные люди и продумывают всё до мелочей. Благодаря им, никогда не возникнет пресловутый «человеческий фактор». Миллионы людей живут чужим трудом, не ценя этого, мне их по человечески жаль. Но я надеюсь, они всё равно когда-то придут к этому пониманию Вселенского добра.
     Знаменитый кардиохирург Лео Бакерия, даже находясь в отпуске, никогда не позволяет себе выпить спиртного, вдруг его вызовут к больному ребёнку, а он не сможет его спасти. Главная награда спасённая жизнь. Спасён! А это значит -  жизнь с её рассветами, закатами.
     Счастье жить. Оно недолговечно, оно мимолётно, оно прекрасно – счастье жить, просто жить. Ждать встречи с детьми, с внуками и правнуками, быть нужной, чувствовать любовь окружающих и одаривать их этой любовью.