2. Заплати двенадцати

Братислав Либертус Новинки
Добрый вечер.
Помните, я у тром рассказывал о женщине, которая одно время ютила меня и ещё многих, у себя в маленькой квартире? Только что я посмотрел один детский фильм, называется "Маленькая принцесса" (1997). Так вот, главная героиня этого фильма - точь-в-точь Марийка, дочь этой женщины. Когда мы познакомились с ней, Марийке тоже было 10 лет, как и актрисе, исполнявшей главную роль в этом фильме. Но самое главное не это. Меня восхитило в актрисе то, что она на Марийку похожа не только лицом, но и мимикой, манерами, поведением... Так, словно это сама Марийка играла в этом фильме. И я так бы и подумал, если бы не дата выхода фильма, которая говорит о том, что актриса эта лет на 10 старше Марийки.

Но и это не главное. Самое главное - это сюжет фильма. Там говорится о том, как одна маленькая девочка из богатой семьи потеряла маму, - в том смысле, что мама умерла. Её папа был военным, поэтому был вынужден оставить девочку на попечение пансиона для девочек. И Сара там некоторое время жила, ни в чём себе не отказывая, - поскольку она была не просто состоятельной, но богаче всех прочих девочек, тоже живших в этом пансионе. Несмотря на это, её там действительно полюбили, поскольку у неё был замечательный характер и превосходные манеры, благодаря благородному воспитанию с младенчества.

Кроме этого, Сара подала добрый пример обращения с маленькой служанкой по имени Бэтти, - её ровесницей, кстати. До появления Сары, с Бэтти обращались плохо, и в лучшем случае игнорировали. В остальном же её, по сути, даже за человека не считали. Но Сара сразу же положила этому конец, и при первом удобном случае пригласила Бэтти к себе в комнату и сказала: "По-настоящему, мы с тобой ничем не отличаемся друг от друга. Ты такая же, как и я".

По правде сказать, после этой фразы я не смог сдержать слёз. Это было не просто трогательно, это было правдиво. Я тут же вспомнил Виталика, и ещё многих ребят, которые остались в третьей больнице на Баварии. Помню, как там приходил (наверняка и сейчас приходит) один человек, из соцслужбы. Он приходил довольно регулярно: примерно раз в две недели, а то и чаще. Но видели бы вы, как он обращается с бездомными, которые там лежат... Он обращается с людьми как с мусором, унижает словами, презрительно задаёт вопросы, и сам же на них отвечает, стараясь при этом унизить ещё сильнее... И ему совершенно не хочется понимать, что те, с кем он так обращается - такие же, как и он. И прежде всего, люди нуждаются в уважении... Но что говорить, о чём говорить с этой недолюдью? Каждый, слушая его презрительные хамские речи, просто абстрагируется, и по возможности вообще не обращает внимание на его присутствие. Когда он приходит, его просто терпят. Не понимаю, зачем такие недолюдки работают в соцслужбе... Мне много раз хотелось задать ему этот вопрос. Но я не задавал. Просто наблюдал за этим недолюдком. Он считает себя выше тех, кто не может дать ему сдачи... Как низко.

Но я отвлёкся от фильма.

Когда я смотрел этот фильм, мне вспомнился другой фильм, в котором тоже преподавался урок доброго обращения с другими людьми. Вы, наверное, слышали о нём не раз, и почти наверняка видели: он называется "Заплати другому". Превосходный фильм, основанный на реальных событиях, где один мальчик десяти лет (тоже десяти, как и Сара), придумал одну схему: делать добро трём людям в ответ на полученное добро от совершенно другого человнка. То есть, добро не возвращать, а дарить другим, чтобы они, подключившись к этой цепочке, делали добро ещё троим. Вот бы и у нас эта эстафета была подхвачена.

А между тем, я стараюсь делать добро тем, кто остался там, в третьей больнице. И хотя я ещё не сделал ничего, потому что не получил свою пенсию на руки, - но я уже запланировал покупки для Виталика и ребят: их там всего около двенадцати человек, в двух комнатах: четыре в одной, и остальные в холле (который служит палатой для бездомных).

Сперва я хотел купить для них продуктов: я знаю, что они там голодные, и у них не на чем готовить, если не считать маленького кипятильничка, с помощью которого они пытаются в банке что-то сварить (если тот кипятильничек не сгорел, конечно, а он скорее всего уже давно сгорел, потому что они вообще недолговечны априори). И однажды я сделал так: зашёл на сайт интернет-супермаркета, и просто побросал в корзину всё, что по моему мнению, необходимо, чтобы накормить двенадцать человек приблизительно на неделю вперёд. Там были сосиски, быстрорастворимые пюре ("Роллтон"), овощи для салата, сметана, хлеб, сладости, - в общем, необходимый набор продуктов, которые можно съесть не готовя. И вышла довольно приличная сумма.

Я задумался: понял, что такая сумма мне не по плечу, у меня таких денег нет и не будет, даже если копить пенсию два года. Потому что при таких ценах, даже с расчётом на одного человека, мою пенсию можно съесть за неделю. То есть, даже мне одному на мою пенсию прокормиться нереально. А там - двенадцать человек, все голодные, и умирают от голода каждые три дня.

И тогда я понял: нужно купить мультиварку. Самая дешёвая стоит как треть моей пенсии, но зато сырая картошка намного дешевле, чем заказывать уже приготовленную! И сырое мясо дешевле, чем готовая колбаса, и даже хлеб можно печь в этой мультиварке, - достаточно купить муку. То есть, помочь ребятам - в моей власти, и это будет более эффективно, если купить им мультиварку, а потом время от времени - раз в месяц - покупать им мешок сырой картошки: если в супермаркете кило картошки стоит в среднем 7 гривен, то получается, что 50 кг обойдётся всего в 350 грн. Всего-то лишь! По цене - это как половина мультиварки. А у людей появится, наконец-то, возможность каждый день чем-то питаться, а не ждать случайных крошечных подачек дорогостоящих готовых продуктов. То есть, по сути, прокормить 12 человек на мою пенсию - это реально. Да, это не полноценная еда, одной лишь картошкой не наешься, но по крайней мере уже и с голода не умрёшь настолько быстро, как до этого. А если ещё кто-то, как и я, возьмёт на себя заботу регулярно покупать для них ещё что-то из сырых продуктов - например, муку, или сырое мясо, или подсолнечное масло, или ещё что угодно - то вместе мы сможем действительно прокормить 12 человек, которые не в состоянии себе помочь. Более того: по причине отсутствия даже мобильных телефонов, они не в состоянии вообще заявить о своём существовании, не говоря уже о бедственном положении.

И вот поэтому я уже присмотрел для Виталика недорогой планшет. Когда получу пенсию, то непременно куплю ему, чтобы он мог и звонить с него, и выходить в интернет - при условии, конечно, если вай-фай там ловит, и на счету будут средства. Но пополнить счёт - это гораздо легче, чем купить планшет. Ну, а пока - я единственный, кто имеет ноутбук и возможность выходить в интернет, счёт за который мне оплачивает совсем другой человек, и уже оплачивает на протяжении почти полутора лет. Сам я не в состоянии оплачивать себе интернет, потому что даже пенсию ещё не получаю. Если подсчитать за полтора года - то выходит приличная сумма. Сперва я думал, что верну эти деньги ему, со своей пенсии. Но потом понял: ребятам из третьей больницы помощь гораздо нужнее. А этот человек может и подождать, в конце концов, потому что ему как минимум, не горит: он работает, и зарабатывает, слава Богу.

То есть, по сути, я тоже подключился к этой эстафете, которую придумал мальчик из фильма "Заплати другому": один человек делает добро мне, а я - делаю добро двенадцати людям. И если каждый человек будет делать добро хотя бы одному человеку - то мир станет гораздо лучше... И не станет бездомных, и никому не нужных людей. Потому что рано или поздно у каждого появится дом, и каждый человек станет нужен.

Благодарность?... О, нет. Что касается меня - то я существо неблагодарное. И даже горжусь этим. Ненавижу кого-то благодарить за добро, оказанное мне. Объяснять причины можно долго, но если коротко - то философия приблизительно такова: если человек попал в беду, то вытащить его из беды - это вопрос человечности, а не ожидания благодарности... И более того: от беды не застрахован никто. Поэтому ожидать целования рук, злоупотребляя своим временным положением - это попросту низко. Поэтому я никого не благодарю, рук никому не целую, и от ребят, которым хочу помочь - тоже заранее благодарности не жду. Лучшей благодарностью для меня будет, если они все останутся живы благодаря той еде, которую я для них куплю. И не просто живы, а научатся мечтать, и загорятся идеей ещё кому-то помочь... Это будет лучшей благодарностью для меня.

Верю, что так и будет.

05.01.2018, 18:34
Братислав Либертус Публицист