Нашедшая справедливость

Игорь Рожкевич
   ЭССЕ ПО КНИГЕ ДОМИНИКИ (АВТОР НА САЙТЕ ПОЭМБУК) “НАШЕДШАЯ СПРАВЕДЛИВОСТЬ”.


   “О, времена! О, нравы!” (лат. “O tempora! O mores!)”. Думаю, что это восклицание (принадлежащее древнеримскому политическому и государственному деятелю, мыслителю, оратору, юристу и писателю Марку Туллию Цицерону) вполне можно ставить девизом любой эпохи. Тем более, когда речь идёт о суровом противостоянии (XV - XVI веков) Великого княжества Литовского и Великого княжества Московского в борьбе за господство на русских землях.
   Непрекращающиеся набеги с обеих сторон, несущие опустошение, разорение, нужду и голод. Никакой стабильности, постоянства и веры в завтрашний день. Если тебя сегодня не увели в рабство, не ранили или не убили, то это уже отличный повод почувствовать себя счастливым человеком. Причём, даже некоторые князья не выдерживали суровых испытаний: “Полностью в себя князь больше не пришёл, так и остался странноватым, замкнувшимся в себе, «пыльным мешком пристукнутым», – так говорили о нём.”
   И как же выжить всем этим простым (и не совсем простым) людям (Веста, Барбара, Ягна, Збигнев, Гелена, Лялюш, Вацлав), когда вокруг всё так плохо? Мало того, что свои короли, владетели, князья вечно грызутся за власть между собой и с такими же кровожадными соседями, (при этом: с запада наседают неспособные жить без новых завоеваний тевтонцы, а далеко на востоке постоянно маячит дикая Орда), так ещё и повсюду свирепствует зверская “инквизиция (которая, порой кстати, своими действиями (под видом борьбы с ведьмами и колдовством) даже посягает, пусть и косвенно на власть короля и сейма)”.
   И редко у кого из людей того буйного времени есть возможность делать свой выбор. Большинство родившихся в неволе по определению попадают в ненасытные до пушечного мяса армии. Кому-то удаётся уйти подальше в леса, чтобы самостоятельно бороться за выживание. Для некоторых же нет иного пути, кроме как, бежать ещё дальше, например, на восток (благо, что “на Русь инквизиции путь закрыт, и уж тем более никто не рискнет посягать на людей…”)

   Вот и главная героиня (Веста - обладательница “огромных доверчивых глаз цвета дубовых листьев”) вынуждена пересечь границу Великого княжества Литовского тайными лесными тропами. “Веста шла на Русь. Она сама была оттуда родом, в юности пришлось бежать, приглянулась она тогда сыну князя Тверского, но его отец договорился отправить её в Орду как подарок Крымскому хану. Защитить Весту никто не мог – да и кто станет защищать крестьянскую девчонку?! Однако возлюбленный княжич Борис предупредил её и Веста сбежала.”

   Просто повезло! “В литвинском лесу она встретила старца-отшельника. Вестой меня зовут (представилась тогда она), иду с Псковщины, родина здесь моя, а там замужем была, да только мор всех понищил, я да внучка моя, из семьи остались. Назвался он Азарием и приютил её на три года, обучив за это время лечебным травам. И научил читать книги, они Весте вначале показались магическими, и названия у них были чудные: «Корпус Гиппократа» и «Канон врачебной науки» Абу Али Хусейн ибн Абдаллах ибн Сина. Веста привязалась к Азарию, как к отцу. Он посвятил её в таинство врачевания, рассказал об особенностях жизни в новом краю”.

   В процессе повествования главную героиню поджидает множество захватывающих событий, делающих любую человеческую жизнь уникальной.

   И в какой-то момент ей даже повезёт встретиться с каплей той великой энергии (для многих это единственное спасение), ради соприкосновения с которой можно терпеть любую жизнь в самые тяжёлые времена, имя которой – ЛЮБОВЬ. “Им не хватало этих минут счастья, они вдвоём жили их ожиданием, но сегодня пошёл дождь, и князь не спешил уходить. Она отзывалась на его ласки, неистово целовала, и радужным светом светились его глаза, чувства обоюдно возвращались любовью, такой, которая уводит за грань ощущений, даруя маленькую смерть, когда воскресать хочется только для того, чтобы это повторилось снова.
Время пролетело незаметно, горячее дыхание обоих смешивалось с прохладой наступившего позднего вечера, в небе загорались звёзды, где-то ухал филин. Лес жил своей жизнью, а это место было их планетой, такой желанной и дорогой, что не хотелось возвращаться.”


   Неторопливого и вдумчивого читателя с первых строк окутает настоящая магия мастерских описаний:

- Лето было на исходе, но тепло не уходило вместе с календарём, зорничник пах зрелым хлебом, вызревающей репой, лебедой: целое сплетение звуков и запахов побудило Весту покинуть комнату и выйти во двор.
- Земля и небо несколько раз менялись местами, подглядывала луна да лисица рыжая, ветер шептал, вторя князю, о любви, как будто не прошло много лет, и не серебрели их виски в подлунном свете.
- Особенно страшными были глаза Вацлава: они имели точечные зрачки, эти глаза, не мигая, смотрели на собеседника, вызывая у человека внутренний холод – хотелось зажмуриться и убежать.
- Она много лет вела хозяйство в замке, но даже не подозревала о секретной шуфлядке.
- это не мешало им плясать, хороводы водить у реки. Свирели да цимбалы играли, а кое-где ложки, косы-литовки да трубы самоварные звучали.

и просто захлестнёт море полезной информации:

- Отвар кукольника да настойка копытня с корнем любистока поправили дело, очухался он за сутки, уснул.
- Веста шла по лесу; травы зарничника вызревали, самое время собрать зверобой, дудник, вереск цветущий срезать и валерианы корень копать – после дня Ильиного он самый сильный. Веста отметила, что леса тверские похожи на литвинские: щедры и кормить, и лечить, и приют дать. Настоящее сокровище.
- Вариоляция-метод лечения чёрной оспы путём заражения легкой формой был известен ещё Авиценне. И травники использовали его в борьбе с эпидемиями.
- Имша - название святой мессы, или литургии у католиков.
- Лебеда у славян долгое время была культурным пищевым растением, ею засевали обширные площади, из неё делали муку и смешивали с рожью и др. зерновыми культурами для выпечки хлеба. Только очень богатые люди пекли хлеб без добавки лебеды.


   В тексте встречаются очень редкие и интересные термины:

Путный слуга - чиновник , исполняющий различные поручения князя.
Сущец – название месяца мая.
Украи – так назывались территории у границ Великого княжества Литовского. Есть предположение, что название Украина произошло от этого слова. Земли Украины находились у края земель Великого княжества Литовского.
Вильно современный Вильнюс.
Велес - славяне считали, что бог леса Велес воплощается в медведя и часто называли медведя Велесом.
Зарничник - одно из славянских названий августа.
Вересень - народное название сентября.
Отворот-трава – любисток.

  Рекомендую всем любителям серьёзной исторической литературы (несмотря на незаконченность книги, ждём продолжения).

5.01.2018 г.