Цыганское молоко

Галина Ульшина
Существует цыганская легенда о том, что одним из разбойников, распятых вместе с Иисусом, был цыган.  Вместе с прощением грехов, дарованным ему на кресте Спасителем, благословление получил и весь цыганский люд. Вот с тех самых пор, как утверждает легенда, и живут цыгане, кормясь что птички небесные – подаянием и  подворовыванием того, что плохо лежит, нимало не заботясь ни стажем, ни образованием, ни прочей ерундой.
Времена за тысячелетия здорово переменились: цыгане в большинстве своем стали оседлыми, научились строить помпезные дома, в соответствии со своими смелыми вкусами, и даже создали свой архитектурный стиль, «цыганский ампир» . Это когда высокий дом украшен резными колоннами из скрученного спиралью кирпича, освещен арками и высокими арочными окнами, и обязательно снабжён балконами на втором или третьем этаже.Гауди отдыхает. В последнее время  у нас участились случаи появления башенок, кокетливо парящих над трехметровыми, почти крепостными стенами забора.
Хотя тут же могут соседствовать и полузавалившиеся цыганские же хибары  без фундамента, сложенные из списанных железнодорожных шпал, покрытые бэушным армейским  парашютом, чтоб вода не текла  на голову  жильцам хибарки с высокой соседской крыши хитровыкрученного особняка соплеменника.

В России, наполненной цыганскими романсами, перепетыми из русской поэтической классики( А.Григорьев, Я.Полонский…) , после любовной трагедии друга А.С.Пушкина,  князя Нащокина и красавицы-цыганки Паши Жемчуговой, после знаменитого «Яра» и теперешнего театра «Ромэн», я, со своим больным интересом к цыганам, не исключение. 
А может, песня виновата, помните: «Ой, ты Галю, Галю молодая…»
А может молоко, которым кормила меня цыганка в роддоме целую неделю, уговаривая мою безмолочную мать меня, отдать пухленькую девочку, ей в дочки. Мать, конечно, меня не отдала, но напоминала мне об этом всю жизнь.
Смотри, – говорила, – вон цыгане идут! Заберут, если не будешь слушаться!
И я слушалась, с опаской оглядывая пёструю толпу, выискивая среди них молочных братьев и сестёр.
И наряжалась дома в длинные юбки, в тонкие косички вплетая цветные ленты.
Фу! – говорили мне родные, – ты как цыганка!
А я как цыганка, в длинной широкой юбке и свободной блузке, чувствовала себя лучше, чем в партикулярном платьице выше колен, в котором я ходила в школу. Так и теперь люблю я стиль «бохо»…
 Итак.
В нашем южном  городе Батайске есть несколько районов, а точнее таборов, где кучно и оседло проживают эти самобытные люди.
Известно, чтобы выжить в беспокойные  для нашей страны годы, цыгане во многом уступили властям городов, где они проживали и отказались от многих своих традиций. Так, они с трудом отказались от кочевого образ жизни и, наконец, «осели».
 Как мы помним,  во Вторую мировую войну Холокост коснулся не только евреев, но и цыган. Отчаянно выживая в светском  (как и советском) государстве, ромалы и сейчас держится организованной диаспорой, отчаянно сохраняя свой язык и обычаи. На улицах этих таборов, называемых именами прежних баронов - основателей, можно встретить одновременно и бледных от недоедания детей и, в то же время, гладких, хорошо одетых барчуков,  повелевающих своему шоферу, нанятому из местных русских, съездить домой за парой свежих белых носков.
А в послеперестроечные годы состоятельные  семьи, складывая в «общак» деньги, закупали большие оптовые партии товаров, а распространяли их более бедные цыгане. Некоторые, реализуя свою предпринимательскую жилку, брали патенты на изготовление чего-либо и торговали произведенной рабочими продукцией. Но если мы сами, русские, и кроили, и шили, и торговали, и с налоговой воевали, то  у предприимчивых цыган путь был короче: нанятые фотографы восстанавливали старые фотографии, а сам хозяин собирал заказы у народа по деревням и деньги за них брал сам же. Сама цыганка торговала модной шитой одеждой, предъявляя патент налоговому инспектору, а бригада русских по тайному адресу  подвала её дома  отшивала. Иногда мальчиков  они стараются учить в школе, хотя бы мальчиков – девочек рано выдают замуж. Поняли, что без образования - никуда. Хотя – при возможности – нанимают одну  приходящую учительницу на несколько семей.
Почему девочек не учат? А просто потому, что «в школах дети развращены и поведением, и языком, и мыслями», – считают цыгане… Девочку – зачем учить? В 13 -15 лет ее выдадут замуж за жениха, сосватанного еще в младенчестве, пойдут дети, кухня…Но если невеста в процессе взросления перерастет своего жениха, свадьба может и не состояться!
 Тогда возвращают калым семье жениха.
 О, эта цыганская свадьба!.. Все цыгане в гости к нам! Многочисленные родственники со стороны жениха и невесты всяко-разно демонстрируют свое благосостояние,  а невеста, как елочная игрушка увешана золотом, которое все традиционно дарят и которое потом далеко-далеко прячет свекровь до – следующего великого торжества, когда все это великолепие снова можно будет еще разочек публично показать.
Наутро, а бывает еще и поздним вечером, когда почти  все гости за столами, выносят простыню из спальни молодых. Родители честной и непорочной невесты получают подарки за хорошее воспитание девушки. Таков тщательно соблюдаемый обычай.
 Конечно, не все цыгане богаты – есть бедные, едва оторвавшиеся от кочевой шатерной жизни, кибитки  с лошадьми теперь  им заменяет пусть старенький, но автомобиль, они темны кожей, кормятся попрошайничеством или мелкой торговлей халатов, галош и всякой домашней мелочи. Таская по селам и хуторам тяжеленные сумки с тряпками, группка цыганок из 2-3 человек умоляюще просит хозяйку купить чего-нибудь, а если ни один халат на хуторянку не налезает – то дать  им хотя бы поесть или ненужные вещи. Тем более, что с ними обязательно ходит беременная или кормящая – ну, тетенька, пожалуйста, дай!.. У этих цыган дети рано привыкают « шустрить» по автобусам и рынкам: кто просит, кто поет – а за день себя прокармливают.
К  концу дня, где-нибудь на обочине дороги обойдённого за день села торговые цыганки разбирают куски: хлеб – отдельно, сало в другую кучку, яйца в сторонку, овощи в кулек, и потом делят продукты на всех участвующих в рейде женщин. Худо-бедно, даже если ничего не продали, а с голоду их семья не пропадет  до следующей поездки, да и собаки будут сыты.
 Эти цыгане дома принимают дорогих гостей только на полу, расстилая ковер и внося дымящийся самовар, хрустальные стаканы и лучшую снедь, что есть в доме.
Впрочем, и в богатых цыганских семьях самовар – один из самых неотъемлемых атрибутов  быта. Его золотят или серебрят в специальных мастерских, чистят, холят и лелеют, выставляя между праздниками на самое видное место кухни. 
Некоторые обычаи и традиции у всех цыган одинаковы.   
Во всех семьях традиционно мужья не работают. Хотя как можно назвать безделием коллективное руководство семейным бизнесом, даже если нет офиса или документы оформлены на кого-то другого, грамотного? Как они делают в бизнесе свои деньги – не знает никто, так как экономически и юридически грамотных в наших таборах  почти нет. Но на понятийном уровне, клянясь Богом и здоровьем матери, договариваясь, беспрерывно вызванивая и проговаривая большие суммы, занимая и иногда отдавая, некоторым удается сколотить кое-что.
 Нет, многие мужчины когда-то давно имели дело искони цыганское: кузнечное, шорное, цирковое, лошадное… Все ушло…Нынче, на худой конец, покуривая, смотрят за домом и детьми, пока жена на промысле.
 Понятно, что если удается, цыгане мошенничают: мед варят «липовый» из сахарного песка с добавлением эссенции, «золото» из бериллиевой бронзы втюхивают с помощью чисто отмытых бомжей славянского и кроткого вида под видом «срочной продажи по семейным обстоятельствам»…
Что же касается наркотиков – оно, конечно,  милиции виднее, но сейчас это общая беда и в смысле торговли, и в смысле употребления. Хотя с некоторым преобладанием  цыганской национальной окраски. Но когда у цыган  любимые сыночки становятся наркоманами – тоже горя полный дом.
 Лучше о хорошем...
Чай традиционно пьют из стаканов – крепкий, с лимоном или яблоками.
Стаканы ставят в подстаканники или на блюдце.
Ничего вчерашнего не едят –  остатки блюд отдают работникам или собакам. У всех цыган невестка полностью в подчинении свекрови, и только свекровь может сделать замечание своему разгулявшемуся  взрослому сыну, если она сочтет это необходимым. Свекровь – мамо – всегда остается самым главным лицом в  разросшейся семье, до самой смерти. Боже упаси накричать на своего мужа молодой цыганке или ударить по лицу – весь табор на нее ополчится, а свекровь  может отлупить шваброй.
Со временем, конечно, жена может быть главнее мужа – жизнь есть жизнь и она расставляет всех по местам. Краситься может только незамужняя цыганка – особенно губы. Замужней – нельзя.
Не поднимают уроненное мыло – не к добру, не «трусят юбкой» в погребе, где хранятся припасы – это могут себе позволить только  девочки  или мужчины любого возрасте, но они ленятся спускаться в подвал даже за вином. Им проще сходить в магазин. Поэтому в подвал отправляют русских работниц.
 Дети традиционно слушаются взрослых, их почтение к родителям вызывает искреннюю зависть – настолько оно у детей возведено в ранг чуть ли не религиозный. Взрослые же детей любят до умопомрачения, без особой зависимости свой ли ребёнок или приёмный.
Дома?… Дома по возможности большие, а если дом маленький, то все равно там будет одна, но большая комната. Дверные проемы удивительно широкие.
Наверное, эта традиция еще из Индии, откуда вышли цыгане много веков назад. Бережно относятся к постели, убирая ее по утрам с глаз долой или скрывая за занавесями. Постели мягкие, пуховые, белые, широкие, со множеством подушек. Дети спят долго…
Дорогие шторы, которые цыганки считают «лицом» дома, да еще напольные ковры, которые моют и чистят несколько раз в году остающиеся на хозяйстве девочки или прислуга из местных русских – вот основные показатели богатства, не считая тайного семейного золота.
Женщины ходят на промысел (торговый, гадальный и пр.) группами, мать  или замужняя «молодайка» даже на рынок сопровождают  незамужних дочерей. Девушкам не принято выходить из дома и болтаться по улицам даже своего квартала. Дома они заняты вместе с матерью обслуживанием отца, гостей, братьев – даже если братья намного младше их.
Мальчиков же сызмальства воспитывают как мужчин – рано, с семи лет, дают им право голоса, всячески балуют,  и женская половина семейства целиком подчиняется им.
Никогда матери мальчиков не бьют – только упрашивают. В критических случаях обращаются за помощью к отцу мальчика.
Наши, ростовские, цыгане поют редко и только для себя – это не их бизнес. Одеваются по своей моде: у них свои модельеры и портнихи, которые периодически  привозят прямо  в цыганские кварталы готовые заказы и изделия, устраивя аукционы прямо на улице или в богатом доме. Хотя все чаще молодые цыганки предпочитают национальной одежде европейскую – (кроме брюк, конечно) хотя бы для выхода в город.
Традиционно любят индийские фильмы и песни, отдавая  генетическую дань своему историческому происхождению.
Некоторые семьи уже заимели компьютеры. Я знала лично двух вполне успешных программистов и шахматистов, правда живущих вполне светской , «русской» жизнью.
«Дяденьку милиционера», как впрочем, и любого чужака – стоит ему только появиться в таборе – плотным кольцом окружают многочисленные дети и засыпают вопросами, отчаянно интересуясь, куда он и зачем? И пока  одни якобы  получают ответы на нескончаемые вопросы, другие, самые шустрые и вострые на ухо ребятишки, уже бегут, предупреждая взрослых  о чужаке.
И только тогда, по цыганской команде расцепливают круг,  давая незнакомцу встретиться теперь лицом к лицу с цыганским парламентёром.  А потом гостя окружат  не менее плотным кольцом успевшие собраться по тревоге взрослые и собаки... Врачи и медсёстры в таборе более желательны, их даже собаки быстро запоминают.
 Уместнее конечно о них вспомнить хотя бы 7 апреля – во Всемирный день цыган, но мне подумалось о цыганчатах сейчас,  когда смотришь с тоской на поредевшую за последнее десятилетие школу, на взмыленных родителей, собирающих на последние деньги своих  бледных чад в неласковую школу как на подиум. Смотришь на наше немногочисленное потомство, на которое обрушились сводящие с ума родителей программы Занкова, Виноградова, «Гармония», «Свободный ум», и еще десятки других, привносящих рутину или заумь, и кажется,  в сравнении с первозданностью общинного житья-бытья цыган, что-то главное  все же  нами утрачено…
С некоторых пор в нашем Батайске, в той части , где раньше располагалось старинное село Койсуг, живёт легендарный романсеро Тахир Бобров с семьёй. Тот самый, что пел свои песни в фильме «Табор уходит в небо» - помните сцену, когда Ллойко Зобар со связанными руками рыл ножом могилу своему застреленному другу – эта песня, вынимающая душу, Тахира Боброва и он сам её исполнил.
Так-то вот…
Он  ещё автор  и исполнитель многих  песен, что наполняет весь табор (и меня лично) некоей гордостью за гармонизацию пространства, за причастность меня, как благодарного слушателя, к чудесной цыганской музыке.
Вы же помните народную песню, где скрипка вытягивает по нотке все русские жилочки?
Нанэ цоха, нанэ гад... - и плечи сами начинают подаваться в такт.

У Тахира Боброва одиннадцать выросших детей.
Даже не хочется вспоминать, что моя однокурсница по биофаку,красавица Леночка Садовская, тоже снималась в этом фильме, играя возлюбленную Ллойко, выкрашенную в блондинку...Это совсем другая история.
Кстати, только в одном из четырех таборов, располагающихся в нашем маленьком Койсуге, пять белоголовых ребятишек.Приёмыши.
Ты  русский? – спрашиваю я одного. А он мне, отчаянно ударяя себя в грудь: Нет, я – цыган!
– Да какой же ты цЫган, такой белобрысый? – улыбаюсь я.
– Мать, которая меня бросила – не мать. – Глаза пацана горели, поддержанные  осуждающим ропотом окружавшей его загорелой детворы. –Моя мать – цыганка! Я за нее жизнь положу.
И положит – уверенно подумала я, чувствуя дымный привкус цыганского молока на губах.