Иерусалим

Елеон Горчинский
        Всякий верующий человек мечтает побывать в Святой земле. Мечты сбываются. И вот мы с супругой, в составе группы, в которой были жители Москвы и Якутии, Украины и Средней Азии, отправляемся в Израиль. В своё время до Святой земли добирались своим ходом, на это уходили годы, теперь – садишься в самолёт, несколько часов лёту... и в иллюминаторе – море и пальмы. Давно не летал. Садимся в самолет, миловидная стюардесса предлагает напитки. Заказываю водку.

- Ты же водку не пьёшь, - удивляется жена.
- На земле, - уточняю я.
 
Иерусалим - смысловой центр мира, здесь совершилось спасение. Местные жители не только расскажут вам про "пуп земли", но и покажут, где он находится. Город является священным сразу для трёх религий. Поэтому политики на протяжении многих веков ломают копья вокруг этого небольшого полиса с населением 750 тысяч. Город с четырёхтысячелетней историей разрушался около сорока раз. Тут правили вавилоняне и ассирийцы, римляне и персы, арабы и крестоносцы, турки и британцы.

В "земле обетованной", согласно Библии, течёт «молоко и мёд», но, к сожалению, нет питьевой воды. В Иерусалиме она продаётся по 1-2 доллара за бутылку. Воду из-под крана, даже в кипячёном виде, пить настоятельно не рекомендуется. Днём пекло, дожди бывают крайне редко. Для полива городских насаждений построены специальные оросительные системы. Город условно разделён на восточную и западную часть, где живут, соответственно, арабы и евреи. В западном Иерусалиме треть жителей – выходцы из бывшего Советского Союза. Мы поселяемся в восточной части. Маленький уютный отель «Виктория». Приличный номер. Арабская обслуга состоит из одних мужчин.
 
- Держитесь вместе, не зевайте, - говорит, теряя периодически кого-то из нас на маршруте наш гид Геннадий, археолог, бывший соотечественник, - Вот кончится тур, - продолжает он, подозрительно оглядывая нас, - тогда пожалуйста, заворачиваете за угол и... начинаются приключения.

При этом обещает в течение недели научить нас самостоятельно ориентироваться в городе. Не верим. В первый день – пешая прогулка, знакомство со старым городом. Неприступные стены. Обходим несколько ворот, ведущих внутрь. Заходим. Здесь, вдоль по узкой улочке – восточный базар, кругом лотки, толчея, крики, мусор. Это дорога к главной святыни христианского мира - Храму Гроба Господня. Храм разделён между множеством конфессий, здесь имеют свои приделы православные и католики, армяне и копты. Каждый служит в свою череду. Храм нуждается в ремонте, но в результате его принадлежности всем вместе, и никому конкретно, вопрос этот трудноразрешим. Русских богослужений в храме не бывает, и хотя в литургии участвует много духовенства, в том числе и русского, сама служба непонятная, на греческом.
 
Причастившись под утро, возвращаемся в отель. Придя усталыми, обнаруживаем, что потерялся Сергей Ильич, старичок из Ташкента. Наш негласный лидер диакон Андрей принимает мужественное решение возвращаться в храм на его поиски. Ни у кого нет сил, но некоторые мужчины соглашаются идти с ним. Я - нет, мне стыдно. Впрочем, когда они ушли, Ильич вернулся, оказывается, он просто уснул в храме. Сморило.
 
На другой день проходим крестным путем Спасителя, посещаем Овчую купель и место Рождества Девы Марии. Спустившись, оказываемся в Гефсиманском саду, где расположена гробница Божией Матери, тут же Храм всех наций. На противоположной стороне - масличная гора (Елеон), на которой расположен оливковый сад. Деревья настолько древние, что некоторые из них кажется помнят евангельские события. В часовне Вознесения хранится отпечаток стопы Спасителя. Изучающе рассматриваем его. Спорим. Однако, пора.               

       Продолжение: http://www.proza.ru/2018/01/05/958