Харли Дэвидсон и ковбой Мальборо

Смирнов Виктор
РЕЦЕНЗИЯ ИЗ КНИГИ «КИНО И ЖИЗНЬ»

Harley Davidson and the Marlboro Man (1991)


«Свет далёкого салюта проникал в твоё окно…»
 
Нелегко писать рецензии на фильмы, полюбившиеся с самого детства. Во-первых, слишком много впечатлений, которые трудно выстроить в логическую цепочку; во-вторых, после каждого нового просмотра открываешь для себя что-то такое, чего раньше не замечал; в-третьих, с течением времени некоторые моменты любимых фильмов начинаешь воспринимать по-другому. Всё это накладывает отпечаток витиеватости на комментарий. И тут как раз на помощь приходит одно из самых главных правил написания внятных рецензий — не теряться в мелочах. В фильме «Harley Davidson and The Marlboro Man» мелочей нет, но есть второстепенные детали, о которых на этот раз можно и не говорить.

По моему мнению, эта кинолента содержит в себе две ошибки (в функциональном отношении), которые и определили известный всем коммерческий неуспех проекта — чересчур громкое название и прокат в кинотеатрах. Если бы лента имела менее броское наименование (например, «Калифорнийские ковбои» или что-то другое в этом духе) и она была бы предназначена для показа только на экранах телевизоров, то при таком раскладе получилось бы отделить зёрна от плевел. То есть своих почитателей фильм обрёл бы в любом случае — с течением времени. А вот отношение к нему «недоброжелателей» было бы снисходительным или безразличным — только потому, что фильм не был бы изначально представлен публике как великое событие в американском кинематографе. Другой вопрос — согласились бы такие великие актёры играть в телевизионном фильме…
 
Итак, что мы видим на экране, когда в очередной раз наслаждаемся этим красивым фильмом?.. А видим мы небольшой отрывок из жизни двух закадычных друзей, бесконечно уставших от жизни, но не потерявших к ней интерес. Герой Микки Рурка — чистоплотный бомж, заядлый курильщик и бывший наркоман, скитающийся по бескрайним просторам Соединённых Штатов в поисках лучшей жизни. Ему почти сорок, но у него до сих пор нет жены, детей, своей квартиры, постоянной работы, денег и даже имени. Откровенно никчёмная жизнь, которую он считает свободой, в конце концов, начинает его тяготить. Под влиянием глубокой депрессии Harley принимает твёрдое решение вернуться в город детства и навестить своего лучшего друга.
 
Герой Дона Джонсона — вечно пьяный ковбой, не имеющий определённого места жительства и зарабатывающий на жизнь игрой в бильярд. Страсть к выпивке и бродяжничеству досталась ему от отца, который тоже не отличался трезвой жизнью и высоким социальным статусом. Беспутное существование не мешает Роберту иногда встречаться с доброй, умной и надёжной женщиной, которая работает в полиции. Но несерьёзные отношения и редкие встречи её не устраивают, и, в конечном итоге, они расстаются.
 
Жаркий климат Лос-Анджелеса располагает к разгульному образу жизни, странным поступкам и всевозможным приключениям. Встретившись, крутые ребята попадают в очередную передрягу, которая должна закончиться для них летальным исходом. Но патологическая отвага, легкомысленное отношение к своей жизни и уличное воспитание позволяют им без особого труда ликвидировать преступную группировку. В самом конце фильма у главных героев появляется шанс изменить свою жизнь к лучшему. Роберт ли Эдисон после семилетнего перерыва вновь выходит в родео, а Harley Davidson знакомится с хорошей девушкой и вместе с ней уезжает в неизвестность.
 
«Harley Davidson and The Marlboro Man»  — один из тех фильмов, в которых драматическая основа завуалирована классическими элементами боевика — драками, погонями, перестрелками и т. д. Но это не делает фильм хуже. Более того, без этих элементов он превратился бы в ещё одну псевдогениальную тягомотину. Оба актёра показали себя с лучшей стороны, но если для Джонсона этот фильм стал обыкновенным проектом, в котором он в очередной раз продемонстрировал свой исключительный актёрский талант, то для Рурка данная работа стала предвестником кинематографической смерти. Но в любом случае, никто другой не смог бы вписаться в эти роли так органично, как Микки Рурк и Дон Джонсон. Я, например, не могу представить интеллигентного Тома Хэнкса в образе дерзкого мотоциклиста, плюющего на закон, а массивного и пуленепробиваемого Арнольда Шварценеггера в образе бородатого ковбоя.
 
Изящный финал блокбастера «Harley Davidson and The Marlboro Man» не оставляет в душе чувства удовлетворённости. Во-первых, концовка сама по себе достаточно грустная, а во-вторых, хочется продолжения. Но продолжения, по всей видимости, уже не будет. А жаль. Было бы интересно посмотреть на перенасыщенный спецэффектами экшн, в котором донельзя обрюзгший байкер спустя двадцать лет снова возвращается в Лос-Анджелес к единственному другу. Приехав, он узнаёт, что этот город после мирового финансового кризиса был нагло захвачен недружелюбными роботами-мутантами, прилетевшими из параллельного мира. Среди устрашающих развалин бывшего мегаполиса он находит своего полумёртвого приятеля и вместе с ним начинает тяжёлую борьбу против зловещих синтетических подонков…
 
P. S. «Harley Davidson and The Marlboro Man» снят по мотивам фильма «Butch Cassidy and The Sundance Kid» («Бутч Кэссиди и Сандэнс Кид»), вышедшего на экраны в 1969 году. На первый взгляд может показаться, что этот факт сводит на нет все достоинства киноленты «ХД и КМ». Но, как сказал один культовый российский актёр, истинное произведение искусства всегда на что-то похоже. И с этим трудно не согласиться…


10 из 10 
· Полезная рецензия?
· Да / Нет
· 19 / 0
14 ноября 2009 | 12:53