Маленькая Лиза

Светлана Юшко
                Посвящается   Ольге    Суховеевой.

- И  тебе  не  надоело целыми  днями  валяться  и  ничего  не  делать? - гневилась  мать. - Вот, почитай! -  она  с  размахом  бросила  Инне  в  лицо  газету. -  На  последней  странице  рубрика  "Предлагаю  работу". Может,  что  путное  найдешь?

"Изживёт  она  меня  со  свету  белого.  Нет, надо  бежать  из  дому.  Хоть  куда!" -  подумала  Инна  и  принялась  скрупулезно  изучать  вакансии. Она  по  профессии   экономист,  но  уже  десять  лет  не  работала - занималась  воспитанием  дочери.  И  все  эти  годы  её  обеспечивал отец  ребёнка, коммерческий  директор  большого  завода. У  того  имелись  законная  супруга,     дети,  внуки. 
Два  месяца  прошло,  как  его  не  стало,  и  сейчас  появилась  явная  необходимотсь  зарабатывать  на  хлеб  насущный.

Повышенный  спрос  на  нянь,  домработниц  и  сиделок  оставил    внимание молодой женщины  безразличным.  Должность  продавца   заинтересовала. И  тут  она  увидела  целый  перечень  товара,  готового  к  реализации.

..."Живая  рыба".  Инна    представила  себя  в   резиновых  сапогах,  фартуке и клеенчатых  перчатках  до локтей,  вылавливающей  сачком   плещущегося  в  огромной  ванне толстолобика  или  карпа.  Попробуй  такого  взвесить!  Да, ну...

"Овощи  и  фрукты". Скорее  всего,  дело  выгодное. Здесь  допускается  естественная  убыль  продукции: усушка  и  порчение, т.е.  имеется  уловка для списывания. Но где  взять  здоровье  на  неподъемные  ящики?

"Бытовая   техника". Работа  по  выходным.  Это, вроде, приглянулось.
Инна  по  телефону  договорилась  о  встрече  с  хозяйкой  фирмы.  Все  устраивало: и   шесть  процентов  с  суммы  проданной  вещи,  и   место  на  центральном   базаре,  и   работа  исключительно  в  субботу  и  воскресенье.

***

...Пылесосы,  мясорубки,  блендеры,   фены  с  насадками,  электробритвы...  Инна  с  десятилетней   Лизой   выложили  товар  на  прилавок.  Грозное  объявление,  написанное  крупным  шрифтом,  предупреждало:  "Купленное  не подлежит  обмену  и  возврату".
Первой  людиной,  возникшей  у  столика,  оказалась  дряхлая  побирушка.

- Барышня,  подайте  на  хлеб, - обратилась  она  к  Инне.

- Так  мы  же  ничего  ещё  не  продали, -  обьяснила   та.

- Рано.  Все  ещё  спят.  К  обеду  набегут.  Выходной   сегодня,  -  многообещающе  заверил  божий  одуванчик.

- Бабулечка,  у  меня  печеньки  есть! - Лиза,  радостно  воскликнув,     извлекла  из  маленькой  сумочки  кулёчек.  - Берите  всё!  Там  птички,  зайчики, слоники!  Вкусные - превкусные!

- Ой,  ты  моя  хорошая!  Спасибо  тебе!

- На  здоровье!  Мама,  налей  бабушке  чай  из  термоса.  Он  из  смородиновых  листочков.

Инна  вручила  старухе  пластиковый  стаканчик  с  горячим   напитком.
Попрошайка   угостилась.  Костлявой   рукой  перекрестила  груду  хозяйственных  цацек,  обнадежив:  "У  вас  сегодня  будет  хорошая  торговля.  А   девочку  ждёт   счастье!" 
И  незаметно  исчезла.

-  Мама,  ты  знаешь,  кто  она?

-  Нет,  конечно.  Никогда  раньше  не  видела.

-  Это  добрая  фея! Она  специально  наряжается  ведьмой, - заговорщески  произнесла  дочка.

Неподалеку   остановилась  женщина  в  белом   халате  с   подносом.  Она  громко  кричала:  "Покупаем  беляши!  Свежие  беляши!  Горячие  беляши!"

- Мама,  я хочу!!

- Ты  же  позавтракала.

- Мама,  так  вкусно  пахнет!

- Не  конючь!  Ничего  на  улице  нельзя   есть!  Отравишься!

- Мамочка,  но  тётя  говорит,  что  они  свежие  и  горячие,  - настаивала  дочь.

- Свежие - правильно!  Но  их  же  делают  из  собак  и  кошек!

- Как?

- Лиза,  я  не  буду  тебя  больше  с  собой  брать.  Вместо  того,  чтобы  помогать,  ты  привечаешь  незнакомых,  требуешь   чёрте  что,  морочишь  голову.
Мы  пришли   на  работу  продавать,  а  не  покупать.  Ты  чувствуешь разницу  между  этими  понятиями?

- Смотри,  все  едят  их,  а  я  что  - хуже?
 
Проплываюшая   толстушка,  несущая   в   руках   свертки,  коробки, связки,
замедлив   шаг,  спросила:  "Нужны  вам  средства  от  мух,  тараканов,  мышей?"

- Нет,  спасибо,  -  ответила  Инна.

Наконец,   к   лотку  приблизилась   дама,  явно   желающая   что-либо  приобрести.

-  Мне  нужен  чайник!

-  Выбирайте, -  предложила  Инна.

-  А  какой  лучше?

-  Понятия  не  имею!

-  Так  вы  же  продавец!  Вы  должны  знать  характеристику  каждой   вещи!

-  Все  указано  в  инструкции.

-  Здрасьте  вам.  Они  же  правду  не  пишут.  Везде  брешут.

-  Тем  более,  откуда  мне  знать,  какой  хороший,  какой  нет.  У  меня  дома  "Панасоник",  работает  отлично.  А  эти  фирмы  мне  не  знакомы.

- Ох, - разочарованно  вздохнула  дотошная  клиентка. - Набирают  всяких  дур - не  может  посоветовать  элементарную  фиговину!

- Сама  дура! - тихо,  как  бы  про  себя,  промолвила  Инна  вслед  грубиянке.

Уже  минуло  два  часа  совершенно  бесполезного  нахождения  на  рынке.  Мама  сидела  на  брезентовом  стульчике  и  вязала  шарфик.  Лиза   увлеченно рассматривала   красочные  иллюстрации   в   журнале.   Вдруг  она  оторвала  взгляд  от  картинок  и  обратилась  к  проходившему  мимо  незнакомцу.
 
-  Дядечка!

-  Чево?  Ты  ко  мне? - удивился  мужчина.

-  А  у  вас  есть  дети?

-  И  что?  Ну,  да   есть,  а  тебе  шо?

-  А  они  маленькие  или  большие?

Вопросы  явно  ввели  его  в  заблуждение. Он  нахмурился.

- Одному  три,  а  другой  уже  пятнадцать.

- Купите  старшей  плойку.

- Это  что  такое?

Лиза  протянула  ему  длинную  металлическую  трубочку.

- Зачем  мне  это?

- Вы  ничего  не  понимаете,  молодой  человек!  Поглядите  на  меня!

- А  за  каким  лешим  смотреть  на   тебя?   Мелюзга!

- Ну,  не  на  меня,  а  на  мои  волосы!  Вам  нравятся?

- Слушай,  что  ты,  козявка,  морочишь  голову? -  возмутился  потревоженный  человек. - Я  никого  не  трогаю.  Что  ты  ко  мне  прицепилась?  И  еще  с  непонятным  прибором.

- Сегодня  утром   этими   нагретыми   щипцами  уложили  мои  волосы.   Две  минуты - и  прическа  готова!  Не  надо  идти  в  парикмахерскую.

Мужчина  заинтересованно  вперился   в   девчоничьи  локоны,  ниспадающие  до  плеч.

- Действительно,  классно!  А  жинка  моя  всегда  спит  на  бигудях. Покупаю!

- Дяденька,  возьмите  ещё  утюжок!
 
- Мне  не  надо  никаких  утюгов! -  категорично  заявил  представитель  сильного  пола.
 
- Он  волшебный!  Завитки  выпрямляет!

- Это  как?

- У  мамы   волосы  сильно  вьются,  а  ей  нравятся  прямые.  Она  свои   выравнивает,  а  мои  завивает.

- Деревня  я  забитая.  Ничего  не  знаю.  Давай,  беру.  Сколько  с  меня?

- За  всё триста  пятьдесят  леев, - ответила  Инна.

- Даю  400.  Сдачи  не  надо.  Девчонке  на  мороженое! А  вы  меня  выручили!  Мои  бабы  злые,  как  мегеры.  Еще  с  тёщей  живём.  Если  поздно  вдруг  приду  или   выпью  с  дружками,  такой  хай  поднимают.  А  я  все  припрячу,  а   начнут  скандалить,  заткну  их  подарком.  Нет,  вы  не  подумайте,  культурно  преподнесу.  Сходу  шёлковыми  будут!

Когда  осчастливленный   покупками   скрылся  из  виду, ошарашенная  Инна  стала  выговаривать  дочке: "Я  и  предположить  не  могла,  что  ты  э  обманщица!  Мне  было  стыдно!  У  тебя  от  природы  кудри!  В  папу.  А  у  меня  с  рождения  прямые".

- Так  на  базаре  все  говорят  неправду!

К  столу  подошла  дама.

- Хочу  кофемолку.  Моя  сломалась.

И  принялась   рассматривать  одну  модель  за  другой.

- Возьмите  зелёную! - предложила  Лиза.

- А  почему  именно  зелёную?

- Так  зелёный  это  цвет  долларов!  У  вас  всегда  будут  деньги.  Много-много!

- Точно?  Первый  раз  слышу.

-  Если  не  верите,  возьмите  красный - цвет  любви!

-  Да,  ну,  не  надо  мне  никакой  уже любви.

-  Тогда  берите  жёлтый.

-  Я  погляжу,  ты  такая  умная,  все  знаешь.  И  что  этот  обозначает?

-  Разлуку.

-  Нет,  лучше  уж  пусть  денежный  цвет.

И  довольная  покупательница  оставила  маленькому  консультанту  20  леев.

Как  предрекла  нищенка,  к  обеду  народу  прибыло.  И  постепенно  распродалась  половина  товара.  Когда  в  пять  вечера  подошла  хозяйка,  Инна  отчиталась;  та  ей  оставила,  как  договаривались,  определенный  процент,  и  мама  с  дочкой,  уставшие  и  счастливые,  отправились  домой.  Завтра  их  ждал  такой  же   нелёгкий  день.  Заработанная   сумма  превосходила  бабушкину  месячную пенсию.   

***

Всё  шло  своим  чередом. Жизнь входила в русло. Каждый, даже будучи слепым, нащупывает место под солнцем. Для подрастающей  Лизы  торговля  на  рынке представлялась  самыми  интересным  событием.  Окончания  недели  девочка  ждала с  нетерпением, ведь  каждая  встреча  с  покупателем   для  неё, что  выход  на  сцену. Она  усвоила  непростые  правила  базарной  игры. Главное  привлечь к  себе   внимание, а потом  заговорить. Рассказывать можно, что угодно. Самое главное - заинтересовать.
 
Пребывание   на   Земле  без  мечты   лишено  смысла. Безусловно, кто-то  живёт по намеченному  плану,   особо ничему  не  радуясь и  не огорчаясь. Такие похожи на роботов  и  их большинство.  У них всё предсказуемо. Но есть иная категория людей. Те с нетерпением  встречают  новый  день, предвкушая  что-то  неожиданное. Лиза относилась ко второму типу homo  sapiens.

Тесный  контакт  с  миром  взрослых  расширяет  кругозор  и  способствует  раннему  становлению.  Нештатные  ситуации подталкивали  её  к придумыванию  фантастических   историй.  Казалось  бы,  ещё  ребёнок, но,  пообщавшись  с  ней  и  наслушавшись  всяких-яких  невероятных  приключений,  случающихся  с  другими  и  непременно  хорошо  заканчивающихся,  любой начинал  смотреть  на  проблему  под  другим углом и  воспринимал уже  не  столь  трагично. 

Как-то  у них  отоваривалась покупательница,  невероятно расстроенная  и   поделившаяся   
горем - при выгуливании  убежала  собачка.  Две  недели,  как  нет  её.  Рассказывая,  женщина  безутешно плакала. Лиза  участливо спросила:

- А пропал  кто - девочка или мальчик?

- Сучечка  моя  ненаглядная  Марточка. Я бы всё за неё отдала. Ничего не жалко. Объявления везде  расклеила.

- А Вы не переживайте! Животные  обязательно возвращаются, даже через год. У соседки  тоже собачка  исчезла. Так она потом сама нашла дорогу через много дней. Беременная. И  родились красивые щенки.

- Неужели?  Может, и  моя  вернётся?

- Обязательно. У  животных  особый  нюх! - обнадежила  мамина  помощница.

Лиза удивилась сама себе - женщина  поверила   её  словам  и  распрощалась  успокоенная  и   вдохновлённая.  А через  месяц появилась вновь.

- Это  тебе! -  торжественно   провозгласила  улыбающаяся  хозяйка  пропавшего   четвероногого  дружка,  преподнося   коробку   шоколадного  ассорти. -  Ты, малышка,    меня  здорово  утешила.  Правда,  всё  случилось по-другому. Её  сбила  машина.  А  добрый  человек  подобрал,  выходил, дал объявление в  "Рекламе".  Теперь  мы  опять  вместе!  А  тебе  спасибо за поддержку. Старая,  а  не  знала, что слова  имеют такую  огромную  силу!

(отрывок из повести "Он  походил на  Казанову")