Розали Мендл. Кит о себе

Олег Александрович
   “By the Whale” — из книги Розали Мендл (Rosalie G. Mendel) “My Book of Ten Fishes”, 1916.
   © Перевод. Олег Александрович, 2018
   Иллюстрация Хейзл Фрейзи (Hazel Frazee).
   ***

   «Вон он, — смотрите, какой фонтан выбросил!» — кричат моряки, когда замечают, как бьёт вверх струя воды в смеси с воздухом из отверстия на макушке моей головы. А взлетает иногда она на 60 или даже 70 футов в высоту.
   Называют меня Гладким или Гренландским Китом, и плаваю я в студёных водах северных морей. Толстый слой сала под кожей, который называют «ворванью», надёжно защищает моё тело от холода. Из ворвани люди вытапливают китовый жир, который очень ценен. До трёхсот бочек жира, подумай только, вытопить можно из сала одного всего лишь кита!
   Когда хочу я пообедать, то просто раскрываю рот и втягиваю в него вместе с водой тысячи мелких рыбёшек. Зубов у меня нет, зато с верхней моей челюсти свисают бахромой вниз длинные узкие пластины, которые называют «китовым усом»; через них я отцеживаю воду обратно в море, а вся пойманная рыба остаётся во рту. Мамы ваши, когда шьют себе новые платья, посылают вас, наверное, иногда в магазины купить китовый ус: из него делают упругие каркасы для юбок.
   Мой близкий родственник кашалот живёт в южных тёплых водах океана. У вас дома есть, я думаю, красивые белые свечки из спермацета; знайте же, что это жир, вытопленный из головы кашалота. А из внутренностей его добывают «амбру», которую используют для изготовления дорогих духов.
   Дельфины — самые малые по размеру мои сородичи — существа бойкие и весёлые; они очень привязчивы к людям.