Подготовка итогового отчета

Олег Яненагорский
Вот есть же на белом свете люди, умеющие красиво и быстро писать отчеты на любые темы. У особо талантливых отчеты даже правдивыми получаются…   Ну, или хотя бы выглядят таковыми… Завидую! И зависть моя похожа на радугу с включением белого и черного, а также всех иных  цветов…  Написал и задумался – это как же выглядит радуга с включением черного цвета? Подкопченной? Впрочем, не о радуге речь, а об отчете…
  Мне Господь такого таланта не отмерил, и свои отчеты  пишу, как иногда красиво говорится «потом, кровью и другими жидкостями». Нет, я не про коньяк и прочие алкогольные напитки!  Я про слезы…  Про невидимые миру слезы автора отчета… Конечно, я пытаюсь смеятся над своей судьбой… Но и этот смех тоже «сквозь слезы»…
Вот, к примеру, взять сегодняшний случай. Специально с вечера крепко поел, чтобы заснуть быстрее… Не торопитесь упрекать меня в нарушении посленовогодней диеты – силы нужны были для составления отчета. Ведь расчет-то какой был?  Поем хорошо, посплю до утра, а уж после пробуждения с новыми силами да за отчет и сяду! Но какой же сон, если отчет с вечера не написан…  Это вам каждый приличный человек скажет – «не поспишь спокойно с ненаписанным отчетом». Будет он - в своей «не проявленной потенции» - душу томить и тело беспокоить!
Ночью проснулся и сел писать отчет.  На первый взгляд – да что тут сложного?! Взял «отчеты с мест», объединил их, «лишнее убрал», «необходимое добавил» и … «конец - всему делу венец»! Или «венец – всему  делу конец»? Что-то я, измученный предстоящим отчетом, слегка запутался…
О чем спрашиваете, отчет должен быть? О! О!! О!!!  О неком массовом мероприятии, проведенном на просторах нашей великой и необъятной губернии. Но об этом, тс-тс-тс… умоляю вас, никому ни слова…  до публикации отчета…
По какому рецепту отчет хотел сделать? Да по классическому! Меня классика всегда привлекала… Нам всякий там «отчетный модернизм»… или прости Господи, не к ночи будет помянутый, «постмодернизм», ни к чему…   Мы – реалисты! Классика, она и есть классика, и пишется через два «к»… Или через два «с»?
Впрочем, обо всем по порядку… Поворочался я в постели, поворочался да и встал… Чай согрел, выпил стаканчик,  сел писать отчет. Включил компьютер, разложил на столе то, что на канцелярите называется «отчеты с мест» и… тут началось…
Из первого же отчета  хлынула публика и загомонила, заволновалась, хорошо, что с кресла криком своим меня не уронила. Глянул на обложку отчета и удивился… публика та из спокойного, хотя и отдаленного района. Никогда раньше никаких возмущений оттуда не поступало…  Но видно, правильно говорится, что «в тихом месте»…  всякое водится… Еле успокоил почтенную публику…
В чем спрашиваю, собственно говоря, претензии ваши заключаются? Оно, конечно, понятно, по-разному на публику слово «претензии» действует. Тут дело тонкое… тут надо учитывать не только природно-климатические условия, но и социально-экономические, а то и … уж простите… на худом слове… обычно я не выражаюсь… «условия политические»!
 Да вы сами посудите – есть разница между «районами Крайнего Севера» и «местностью, приравненной к районам Крайнего Севера»? То-то же… Так что можно в «лоб схлопотать»  не только словом «претензия»»…  Народ там суровый живет… «Политические условия» в  «районах Крайнего Севера» - это вам не полкило издалека привезенного изюма, и даже не рюмка фальсифицированного коньяка…
Разобрался! С трудом, но разобрался!! Оказывается,  мало мероприятий было проведено в таежных поселках этого отдаленного района! Уточнил, заверил, обещал… Исправим, мол, в следующий раз, а также «не допустим», «соблюдем»… Ссылался на сложную транспортную схему, отсутствие ледовых переправ… аномальную декабрьскую температуру – тепло нынче в декабре стояло – ниже минус 25 температура и не опускалась…  Опять же у нас «не густозаселенные районы центральных областей»… Это там, стоя у городской черты плюнешь… и попадешь в другой город… А у нас однажды на севере губернии Голландия заблудилась… Натурально вам говорю… совершено трезвая и не обкуренная Голландия… Слава Богу и МЧС нашли бедолагу и вернули в обитаемые места…
  Однако, про Голландию - это совершенно другая история, а я вернусь к отчету. Хотя,  наверное, надо более уважительно писать - «ОТЧЕТ»?!
Еле-еле успокоил  ту публику и внес «соответствующие  цифры в соответствующие графы»…
Только взялся за другой отчет… появился некий господин из губернского центра… Вы не поверите - один  хуже целой толпы из «отдаленного района Крайнего Севера»… Ох уж эти типы с ущемленным самолюбием… Чем он был не доволен? А вот угадайте с трех раз… Не можете! То-то же!  Сам не сразу понял…   
Оказывается все просто, как заполнение ежегодного отчета в Министерство юстиции… Или как сдача НДС в электронном виде… Господина не пригласили для выступлений в рамках массовых мероприятий! Господин «желал принять участие»!! Господину хотелось «покрасоваться» перед почтенной публикой… «за казенный счет»!!!  Э-э-э, голубчик, тебя знаю недавно, но уже полное представление получил!!!!! Нельзя тебя на публику выпускать… 
Нельзя и «никаких гвоздей», как писал один известный поэт! Или он писал про «гостей»? Ты, голубчик,  на любых мероприятиях так публику утомляешь, что она потом долго вспоминает пословицы про национальные меньшинства… Ну, как там?  «Незваный гость лучше татарина»? Или хуже? Опять запутался, утомленный отчетом…
Нет, я к татарам отношусь очень хорошо, помня, что «поскреби любого русского  и …»... Нет, господин абсолютно русский…  Нет, скрести господина не пытался…  Нет, обычно я публику люблю и совершенно не готов ее пытать выступлениями вышеуказанного господина…  И вообще господин этот «не из нашей компании»… И я за него не хочу нести морально-политическую ответственность в местностях, приравненных к Крайнему Северу…  Мне здоровье дороже… Но не буду вас утомлять долгими рассказами…  Одним словом про того господина скажу – «справился»!!!
Взялся за другой отчет – на этот раз из промышленно-развитой провинции нашей любимой губернии.  Хлынула из отчета другая публика… посерьезнее той… из таежных районов… Пролетариат и бывший гегемон с прослойкой из провинциальной интеллигенции…  Я сначала, не разобравшись, сильно испугался… думал «мертвые души» ринулись из отчетов! В глубоком детстве поразил меня Н.В. Гоголь своей поэмой с криминальным сюжетом… Деталей уже не помню, а общее впечатление до сих заставляет вздрагивать…  Тот еще коктейль – «мертвые души из отчетов»… они же «ревизорские сказки»… Или «ревизские сказки»? Не помню, утомленный ОТЧЕТОМ…
Нет, души оказались вполне живые, требовательные, местами – дерзкие, частично - правыми в своих требованиях… Хвала Всевышнему! С этой публикой сумел поладить и включить ее в отчет о проведенных мероприятиях…  Живой с живыми всегда договориться сумеет – была добрая воля народа да навыки переговорщика! Публика из индустриальной провинции требовала  «разнообразия впечатлений» и «столичных гостей».
 Заверил, обещал, поклялся невыплаченной зарплатой (своей)…  Уточнил, кого из столицы в следующий раз пригласить надо… Тут ведь тоже дело тонкое - не каждый подойдет для индустриального района… Там, знаете ли в тучные годы многих повидали… Народ избалованный…
Что говорите? Из столицы не каждый к нам поедет? Ну, господа, это вы уж «сильно сказали»… Очень сильно! Можно сказать даже – «загнули»… Как говорил один тип из кинокомедии: «За чужой счет даже…»…
Забыл,  как там дальше – утомление ОТЧЕТОМ сказывается…  Но и с этой публикой справился! На слово поверили!!  И это – ПРАВИЛЬНО!!!
Только успокоился - тут новая напасть! Эх, мне бы Золотого петушка или Золотую рыбку! Как зачем? Вспомните у А.С. Пушкина:
  Ждут, бывало, с юга, глядь,
 - Ан с востока лезет рать.
Справят здесь, - лихие гости
Идут от моря…
Или там слово «глядь» с буквы «б» начиналось? Не помню… Но вот «этот господин» с юга и появился... Опознав его, я даже слово «глядь» (с какой-то буквы) не успел вымолвить… И тут началось… уж и не до ОТЧЕТА мне стало…
«Этот господин» абсолютно серьезно утверждал, что ни одно приличное  массовое мероприятие в нашей губернии без его участия «не может быть проведено надлежащим образом», что ОТЧЕТ, котором «он отсутствует» и отчетом-то назвать нельзя… что…
Тут у меня временно наступило поражение слухового нерва и остальные слова не дошли до моего сознания, а также до подсознания и сверхсознания…
Упал в отчетный обморок! Наверное, это меня и спасло… Помню только свой крик, доносящийся как бы издалека: «Денег нет… и не будет»!!!
Когда я очнулся «этого господина» уже не было, а в ОТЧЕТЕ слегка постанывало пустое место… Я где-то слышал… или читал, что иногда стонут от удовольствия…
После обморока бодро взялся за очередной отчет… Этот был уже наш – «губернского центра» - здесь у нас полный порядок… Уж тут-то я…
Неожиданно прозвенел будильник! От неожиданности подпрыгнул на постели… Что это? Где я?
ОТЧЕТ, что с тобой?...