Два письма к немецкому генералу

Вячеслав Дегтяренко
20.01.1996 г.

Здравствуйте, доктор Эверт!

Я благодарен вам за ваше письмо. К сожалению, я не смог его прочитать, так как оно пришло на факультет в начале января. В это время я был в зимнем отпуске и узнал лишь от дежурной службы. Мои поиски успеха не принесли. Лучше направлять письма на мой домашний адрес, где я проживаю вместе с семьей. В прошлом году я женился. У меня две дочери: Оксана и Настя. Старшей семь лет, в этом году она пойдет в первый класс средней школы. Младшей всего год с небольшим, и она пока ходит «под стол пешком». Моей жене двадцать четыре, она мастер спорта по спортивной гимнастике, в настоящее время домохозяйка.

Извините меня за долгое молчание. Я ждал ответ на июньское письмо. Так и не знаю, получили ли вы его или нет. За это время произошло многое в моей жизни.

В июне я пробежал марафон «Белые ночи 95» и полумарафон на День Независимости России. В июле я сдал летнюю сессию на «отлично», а в августе я вместе со старшей дочерью ездил отдыхать в спортивном лагере на побережье Черного моря на Украину, где бегал, плавал, загорал, участвовал в соревнованиях и насыщал организм витаминами.   

Осенний семестр начался первого сентября. Он короче весеннего на два месяца. Теперь я учусь на пятом курсе. Самым знаменательным событием было присвоение первичного офицерского звания – младший лейтенант. Вместе со мной этой почести были удостоены еще десять курсантов, которые отслужили полтора-два года срочной службы в рядах Советской Армии. Остальные сто сорок курсантов нашего факультета станут офицерами лишь на шестом курсе.

Соответственно званию мне выдали новое обмундирование, удостоверение личности офицера (для курсанта и солдата единым документом является военный билет, тогда как общегражданский паспорт не предусмотрен). Повысился и мой денежный оклад. Он состоит из следующих статей.

1. Продовольственные или пайковые деньги. Это шестьдесят долларов в месяц. Их можно заменить продовольственным пайком, в который входят мясные, рыбные, молочные консервы, сахар, крупы, соль, чай, яичный порошок, мука. Или выбрать питание в столовой по установленному начальником продовольственной службы меню. Но последнее наименее выгодно, так как рацион преимущественно жиро-углеводный и привязывает к посещению столовой.

2. Оклад по должности и воинскому званию. Приблизительно сто пятнадцать долларов в месяц. Если учишься на отлично или занимаешь должность учебного командира, то раз в три месяца к нему добавляется еще один оклад. Кроме этого перед летним отпуском выплачивается дополнительно два оклада, а в конце декабря – три оклада, если учишься на «отлично» и нет дисциплинарных взысканий. Т.е. за учебу, дисциплину и общественную нагрузку доплачивают в год ещё девять окладов.

3. Льготы. Бесплатный проезд в общественном транспорте, а это пятнадцать долларов в месяц. Раз в год бесплатный проезд к месту проведения отпуска и обратно по всей территории России для военнослужащего и членов его семьи (супруги, детей). Это приблизительно двести-триста долларов. У военнослужащего есть льгота на пятидесятипроцентную скидку на оплату коммунальных услуг (это пять-десять долларов в месяц). Если же офицер снимает жилье, то ему оплачивают поднаём в качестве пятидесяти долларов в месяц, что составляет приблизительно половину или треть от номинальной стоимости (аренда двухкомнатной квартиры на окраине Санкт-Петербурга стоит сто пятьдесят долларов в месяц). Военнослужащий и члены его семей имеют право на бесплатное лечение в военных госпиталях и клиниках. На сегодняшний день стоимость лечения в клиниках академии составляет пятьдесят долларов в день без учета затрат на обследование и операции. 

4. Бесплатное обмундирование,  в которое входит все, начиная от нательного белья и носков, заканчивая полевой, парадной, повседневной формой, ботинками и сапогами, а также предметами личной гигиены, учебниками, инвентарем, недорогой спортивной формой.

Таким образом, средняя зарплата (или денежное довольствие) составляет триста долларов в месяц. Интересно было бы узнать, а как обстоят дела в вашей армии с обеспечением курсантов.

Единственный недостаток этой системы выплат – это несвоевременность. Задержки составляют от одного до трех месяцев. Получается парадокс, что военнослужащие получают довольно высокую зарплату в сравнении с гражданскими (средняя зарплата в городе – сто пятьдесят долларов), но выплачивается она с большим опозданием. Когда мы задаём вопросы руководству: как нам жить? - нам отвечают: экономьте! Хорошо, если живешь один, носишь военную форму, питаешься в столовой, свободное время проводишь в библиотеке, а что делать, если у курсанта есть семья, дети и круг интересов выходит за рамки обозначенного минимума? На этот вопрос министр обороны Павел Грачёв лаконично ответил: «Военнослужащим запрещено подрабатывать!» Но я не вижу ничего криминального в том, что если я справляюсь с учебной программой, подработать ночью или в выходные дни в больнице, чтобы повысить свой профессиональный уровень. Заодно я расширяю кругозор, бесплатно питаюсь и обеспечиваю жизнедеятельность своей семьи.

В январе у нас начался весенний семестр, в течение которого мы проходим следующие дисциплины: военно-полевая хирургия, военно-полевая терапия, судебная медицина, организация тактики медицинской службы, оперативно-тактическая подготовка, урология, ургентная хирургия, медицинское снабжение, управление деятельностью медицинской службы, психиатрия, педиатрия, основы государства и военного права, физкультура. Также на протяжении трех недель (две в мае, одна в июне) у нас будут учения в Красном Селе. Это пригород Санкт-Петербурга, где находятся лагеря и полевая база академии.

На этом заканчиваю свое письмо. Пишите! 

25.01.1997 г.

Дорогой доктор Эверт!

Я получил ваше письмо от 27.11.1996 г. лишь через два месяца. Хоть и с опозданием поздравляю вас и вашу семью с Новым годом и Рождеством Христовым!

В России отмечают несколько праздничных дат. В ночь с 31.12 на 01.01 – Новый год, 07.01 – Рождество, в ночь с 13.01 на 14.01 «Старый» Новый год по григорианскому календарю. Но лишь Новый год является общенациональным и общенародным праздником.
К нему в каждой квартире (доме) наряжаются ёлки праздничными игрушками и гирляндами, комнаты украшаются бумажными снежинками, а стекла раскрашиваются красками или зубной пастой на новогоднюю тематику. Самое главное – это новогодний стол, на который покупается всё самое лучшее, что может позволить русская семья. Чёрная, красная икра, нарезки из колбас и сыров, лосось, осетрина,  а также готовятся традиционные новогодние салаты: холодец (желе из мяса), оливье (отварные овощи с яйцом, горошком, мясом под майонезом), винегрет (отварные картофель, свекла, морковь, консервированные огурцы, горошек с подсолчнечным маслом), сельдь под шубой (рыба с отварными картофелем, морковкой, свеклой, яйцом и под майонезом), а также соленые огурцы, помидоры, грибы, квашеная капуста и непременно горячее мясное блюдо с тортом.

С приближением стрелок к полуночи все красиво наряжаются и рассаживаются за стол. Вспоминают старый год и всё лучшее, что было в нём. Без десяти двенадцать передаёт свои поздравления Президент. И когда куранты на Спасской башне Кремля пробьют в двенадцатый раз, считается, что Новый год наступил. Провожать и встречать Новый год принято с бокалом шампанского. Каждый загадывает самое сокровенное желание и если верить в него, то оно непременно сбывается. После праздничного застолья многие выходят на улицу, где даже незнакомцы поздравляют друг друга. А затем все вместе поют песни, танцуют, запускают фейерверки, зажигают бенгальские огни, взрывают хлопушки, разбрасывают конфетти и серпантин.
В праздничных компаниях можно встретить и Деда Мороза со Снегурочкой – героев русских сказок, по преданиям которых они исполняют желания детворы. Гуляния проходят до самого утра. Первого и второго января в стране выходные дни.
В Новый год принято дарить подарки. Дети пишут письма в адрес Деда Мороза, где излагают свои желания, а утром первого января они находят подарки под ёлочками. Родители говорят им, что ночью приходил Дед Мороз и оставил им подарки с конфетами. 

В сельской местности многие дети дети/взрослые ходят из дома в дома, поют праздничные песни и засевают. То есть рассыпают по полу зерна пшеницы или другой крупы. Хозяева приглашают их  к столу, угощают едой, а детям дарят деньги. Этот обряд чтится еще с языческих времен и таким образом крестьяне просят Бога о хорошем урожае.

Осенний семестр я закончил с отличием. С 25.12 по 07.01 у меня были зимние каникулы, которые я посвятил учебе и работе. Впереди – полуторамесячная стажировка в войсках и в июне сдача государственных экзаменов.

Сейчас я работаю охранником на фабрике и медбратом в детской больнице. Все это нелегально, так как по закону о статусе военнослужащих, я не имею права работать ни в коммерческих, ни в государственных структурах. Но по другому закону нам должны ежемесячно выплачивать денежное довольствие и индексировать его в зависимости от темпов роста МРОТ (минимальный размер оплаты труда). Об этом, как и о наших семьях забывают. Начальник курса мне как-то сказал: «Будет трудно, - напиши рапорт на материальную помощь!» Раз в шесть месяцев я могу получить от государства сто тысяч рублей или тридцать немецких марок. Но разве это деньги? Для семьи из четырех человек их хватит один раз сходить в супермаркет и купить продуктов на три дня.

Получается, что кому-то наплевать на  своих военнослужащих и Армию в целом. Некоторые офицеры, доведенные до отчаяния, заканчивают жизнь самоубийством, другие – расторгают контракт и устраиваются на «гражданке». Я надеюсь пережить тяжелые времена и надеюсь на лучшее в нашей стране и в нашей Армии.
Несмотря на занятость и учебу, продолжаю тренироваться. Ежемесячный объем 400-500 километров. Иногда принимаю участие в соревнованиях по шоссе и в манеже. Бег позволяет переключиться и чувствовать себя в тонусе.

Дорогой доктор, Эверт, процедура оформления документов на посещение Германии усложнилась. Для получения загранпаспорта и визы в немецком консульстве необходимо иметь официальное приглашение. Со своей стороны, я гарантирую порядочность моего поведения во время пребывания в вашей стране, а также я готов выступить в соревнованиях на дорожке стадиона, пробеге и выступить перед курсантами академии Бундесвера с лекциями, чтобы окупить проезд и расходы на питание и проживание.

С уважением, Вячеслав.