Туда, где восходит солнце

Геннадий Юдин
               
    Туда, где восходит солнце. Или две тысячи лье над землёй и над водой

                Предисловие
Когда в детстве я читал про путешествия и дальние перелёты, которые происходили в начале двадцатого века, то всегда обращал внимание на то, что все эти экспедиции долго и тщательно готовились. Готовилась техника, корабли или самолёты, прокладывали маршруты на картах, готовили припасы и оборудование. И всё это занимало много времени. Так что, если, прочитав мой опус, вы решите, что мы просто сели и полетели, то вы заблуждаетесь. Вся  эта подготовка идёт, и очень интенсивно. Правда, несколько иначе. Всё готовят специалисты. Штурмана рассчитывают маршрут и готовят всю необходимую аэронавигационную информацию, специально обученные люди  получают разрешения на использование воздушного пространства других государств, согласуют посадки с аэропортами, решают вопросы оплаты и т.д. и т.п.
А в итоге, пилоты при подготовке получают всю необходимую информацию и изучают: маршрут полёта, аэродромы, особенности правил полётов в каждой стране, особенности климата и т.д. и т.п. Так что сейчас пилоты готовятся к сложному полёту пару дней, не больше.
Примечание: 1 морской лье – 5,5 км.
 

                Путь далёк на Дальний Восток

Подфартило мне, однако. Лететь надо аж до городу Сеул, столицы Южной Кореи, самой демократической  страны в этом восточном уголке нашего мира.
Наш славный Роствертол сдал в лизинг южным корейцам Ми-26. Очень уж им понравился этот гвинтокрылый пецелап, самый большой и мощный вертолет в мире.
Вот и решили корейцы использовать этот вертолет для тушения пожаров в своём регионе и заработать на этом денег и славу. Для чего переучили своих летчиков на этот вертолет. В  Ростове, на заводе учились.
И вот теперь надо перегнать вертолет своим ходом до Сеула. Расстояние приличное, только до Иркутска пять тысяч километров, плюс три тысячи до Владивостока, а там до Ниигаты 850 км, а от Ниигаты до Сеула всего-то 1200 км.
 Лететь из Иркутска в Сеул через Монголию и Китай, конечно короче дня на два, но…. Китай разрешения на пролет не дал, вот и летим кружным путем. Ну, чего удивляться, это же восток, дело тонкое.
Решили так, раз я нужен только для международного полета, как лидировщик, то прилечу рейсом во Владик, и уже там взойду на борт воздушного судна и приму участие в этом серьезном и важном мероприятии. Уж больно долго лететь до Владика вертолетом, неделю, много промежуточных посадок.
Так что в начале октября я прилетел обычным рейсом из Ростова в солнечный и тёплый Владивосток, и вот уже третий день жду, не дождусь, когда же прилетит вертолет.
 Оказывается, они застряли в Иркутске из-за какой-то небольшой неисправности. Так что я смог посмотреть Владивосток, выкупаться в Японском море и позагорать. На четвертый день, когда я уже начал задумываться о расширении культурной программы, вертолет прибыл.
Вместе с экипажем прилетели два южно-корейских пилота и заводской таможенный брокер, оказать помощь при оформлении вертолёта. Вся команда разместилась в той же гостинице что и я, а корейцы - в гостинице для интуристов.
 Втроём, командир, менеджер и я, отправились в АДП, узнать насчёт разрешения на перелёт. Как всегда, чуда не произошло, разрешения не было. Звонок в Москву (в ЦПДУ) тоже не обрадовал. Диспетчер сказал, что нет разрешения Японии, и посоветовал позвонить на завод и напомнить, что завод обещал выслать дополнительную информацию и документы по перелёту. Если повезёт, то за пять дней разрешение получим.
 В общем, пять дней осматривали Владивосток и его достопримечательности.
Впечатлений много, особенно большое впечатление произвела дизельная подводная лодка сороковых годов, которая как памятник стоит на площади. Этот памятник можно осматривать и внутри. Когда смотришь  кинофильм про подводные лодки, то впечатления о тесноте не получишь, вроде даже, как и достаточно места. А вот когда залезаешь в эту тесную консервную банку и в духоте идёшь через все двери-люки, постоянно открывая-закрывая все эти узкие двери и почти застревая в проходе, то удивляешься, как экипаж может находиться в этих условиях неделями. А ведь лодка стоит на земле и в ней почти нормальная вентиляция и воздух. Чем же они под водой дышат? В самолёте или вертолёте гораздо комфортнее. Можно только сказать – слава героям подводникам!
Наши  корейские друзья с удовольствием участвуют во всех экскурсиях и часто удивляются. Они думали что Россия – страна медведей и казаков. Глядя на них, я не выдержал и спросил: знают ли они, что в России живёт много корейцев? В общем, они не знают, что даже в Ростовской области живут тысячи корейцев, думали, что только на российском Дальнем востоке.
 Пять дней прошло, звоним в Москву. Чуда не произошло, разрешения нет, опять нужны какие-то дополнительные документы, теперь о допуске нашего вертолёта к полётам над водной поверхностью на большое расстояние. Не верят японцы, что мы можем на вертолёте Японское море перелететь. Опять неделю гуляем. Хорошо хоть погода великолепная, золотая осень, солнышко, тепло, красота. Но я же не собирался здесь жить так долго! Дома уже жена с сыном заждались! Я уже должен был вернуться домой!
 А вот и сюрприз! Во-первых, разрешения нет, и получим его не раньше чем через пару недель. Во-вторых, уже нет денег, нечем платить за стоянку в аэропорту. Никто не рассчитывал на такую задержку. На заводе посовещались и решили, перелетаем на стоянку в город Арсеньев, на вертолётный завод, завод заводу всегда поможет. А наших корейских пилотов оставляем во Владике, будут нас здесь ждать.
 Так что перелетели на заводской аэродром в город Арсеньев. Лететь всего ничего, час, а такое впечатление, что в другой мир попали. После шумного аэропорта и города Владивостока, сплошное запустение и какая-то разруха. Завод большой, но без заказов и денег, еле-еле выживает. В ангарах стоят уже готовые и недоделанные «Чёрные акулы», но государство их не покупает. Самые лучшие в мире вертолёты никому не нужны. Ведь у нас теперь нет врагов, одни друзья, которые теперь голыми руками нас грабят. Слава, слава демократам и либералам, а также их главарю, первому президенту России.
 Цеха пустые, народ не работает. Какое-то мелкое копошение в отдельных местах завода, типа консервации и поддержки нормального состояния цехов. Спасибо демократам и либералам, развалившим страну и всю экономику. Тут уже, оказывается, южные корейцы приезжали, хотели всё на корню скупить чохом, за копейки. Кто-то умный и патриотичный не дал.
Разместились в заводской гостинице, условия в принципе нормальные, чисто, все удобства в номере, а не в коридоре. Правда горячую воду дают по часам – нет в городской казне денег на городские нужды, развитие демократии и рынка не предусматривает регулярную подачу горячей воды гражданам, а также выплату зарплаты. А чего удивляться, завод зарплату сухим пайком выдаёт, вояки за ремонт техники расплачиваются продуктами, денег и у них нет. Слава, слава гайдарятам, чубайсятам, дерьмократам и либерастам! Тьфу!
 Городок маленький, какой-то весь аккуратный и чистый. Правда погода испортилась, похолодало, дождик пошёл, иногда даже снежок срывается, так что не особо погуляешь, пришлось себе тёплые вещи купить, не сидеть же всё время в гостинице. В тайгу никто в поход сходить не захотел. Поэтому все две недели ожидания разрешения на перелёт прошли в основном в застольных играх, смотрении телевизора и иногда в прогулках. Хорошо хоть в местный музей зашли и про Арсеньева и Дерсу Узала посмотрели экспозицию.

                Ниигата
 
 Урра! Есть разрешение, завтра летим во Владик, и сразу в Ниигату.
Вот хорошо, погода в день вылета улучшилась, выглянуло солнышко, потеплело. Быстренько долетели до Владика, забрали наших корейцев,  и вперёд – на Ниигату.
 Маршрут простой: лети себе на восток почти по прямой, расчётное время полёта - три часа сорок минут.
 Вот уже исчезают в дымке пожелтевшие осенние сопки российского берега, а впереди до горизонта Японское море.   
Кстати, одна из причин, почему долго ждали разрешение на перелёт: доказывали японцам, что наш самый большой в мире вертолёт имеет право долго и безопасно летать над открытым морем.
Из трёх часов и сорока минут мы три часа летим над морем. Вот и  остров Хонсю видно, т.е Япония появилась на горизонте.
 Вся такая зелёненькая, в глубине острова синеют горы. Летим уже над берегом, всё в зелени, селения как игрушечные, аккуратненькие такие, смешные крестьянские поля – размером с ладошку. Ближе к Ниигате появляются какие-то производственные ландшафты, серые и неприглядные.
Переживал относительно радиосвязи, пойму ли японский акцент. Никакого акцента, отличный английский у диспетчеров, всё четко и разборчиво.
Ага, вон и аэропорт виднеется. Аэропланов в воздухе нет, и мы без помех и всякой очереди быстренько заходим и садимся.
 На стоянку ведёт машина сопровождения. Поставили нас между Боингом-747 и DC-10. Рядом с этими гигантами наш Ми-26 совсем не выглядит пигмеем. Вокруг нашего аппарата сразу же  собрались товарищи японцы, Ми-26 впервые не только в Ниигате, но и в Японии, а всем любителям и знатокам авиации, конечно же, интересно посмотреть на самый большой в мире вертолёт.
 Ну, всё, вертолёт обслужили, заправили, все таможенные и пограничные формальности пройдены, едем в гостиницу.
 Из окна минибаса рассматриваю урбанизированные окрестности. Сразу чувствуется, что земли тут мало, как-то всё скученно, впритык, тесновато, зелени тоже мало. Хотя движение транспорта интенсивное, но едут как-то так спокойненько, без обгонов и суеты, это вам не Персия или Бомбей.
Минут через двадцать добрались до отеля. Отель небольшой, четыре звезды, номера хоть и небольшие, но удобные и уютные.
 И вот здесь я первый раз увидел японское отношение к такому простому предмету как унитаз.
 Кое-кто из экипажа даже видео снял, про это чудо японской техники с подогревом, музыкой и совмещённый с биде.
 По моему, к этому агрегату инструкция будет сложнее, чем к телевизору. Инструкция, кстати, оказалась напечатана прямо на крышке унитаза.
Только принял душ, а уж зовут на ужин. В небольшом и  уютном ресторанчике тихо играет живая музыка, пианистка и скрипач. Чистота идеальная. Такое впечатление, что официантов  тщательно парили и гладили прямо в униформе и об их складки можно порезаться.
 Под руководством наших корейских коллег заказали блюда японской кухни. Если сказать честно, то я об этом пожалел. Особо впечатления вся эта морская закусь на меня не произвела, лучше бы заказал хорошую отбивную с картошкой и салатом, хотя бы нормально наелся. А то после перелёта проголодался, а тут какой-то японский фуршет, а не нормальный ужин, хотя занятно. Правда в Египте или в Эмиратах за эту сумму можно заказать лобстера с креветками и с жареной рыбкой, типа дорада, да с жареной картошечкой. Японцы видать предпочитают созерцать, а не кушать, ну очень тонкое дело восток. Ну да ладно, это я с голодухи.
 Оказывается, я не одинок, командир после ресторана предложил зайти в номер и закусить чем бог послал, то есть салом с чёрным хлебом. А японское саке запить чем-нибудь попроще, типа спиртом.
После стопки спирта второй пилот заявил, что он знает, отчего у японцев глаза узкие.
 «Отчего же?»: поинтересовался командир.
«От этого поганого саке. Всё время смотрят с прищуром, где бы ещё чего выпить. Никак догнаться не могут. Эту ерунду, сколько ни пей, никакого удовольствия не получишь»: разъяснил Матвеич. Посмеялись и решили осмотреть вечернюю Ниигату.
 Знаете, как в том анекдоте – Ниигата, как Ниигата. Чистенько, аккуратненько, но о том, что мы в Японии напоминают только редкие иероглифы и японцы. Даже реклама пиццы и кока-колы такая же, как в Дубае или в Бомбее или в Москве, да и остальная реклама тоже знакома. Глобализация!!!
Конечно, двух часовой прогулки маловато, но как говорится, что есть.
Пора в отель, и спать, глазоньки уже слипаются, пятнадцать часов на ногах.

                На Сеул!

 Утро порадовало солнышком.  В аэропорту неспешно прошли таможню. Пока готовили вертолёт к вылету, человек двадцать японцев осматривали вертолёт со всех сторон. Ну, всё готово к полёту, через шесть часов будем в Сеуле.
Сначала летим вдоль берега и рассматриваем Японию. Местность холмистая, зелёная, на востоке синеют горы, романтический такой японский пейзаж, так и хочется написать хокку про Фудзияму, типа – алеет восток, желтеет песок, синеет прибой, а Фудзи сияет как сахарная голова, и т.д., жаль не умею.
Интересно, диспетчер просит нас отклониться от трассы вправо, на десять миль (двадцать км) и дальше следовать параллельно трассе. Кому это мы мешаем?
Минут через пять командир обнаружил, в чём дело, с левой стороны от нас появился небольшой двухмоторный самолёт, по серой окраске, похоже, что это вояки. Летят на одной высоте с нами, с нашей скоростью и очень близко, понятно, решили сделать видео на память и снять  наши лётные параметры. Минут через двадцать самолётик отвернул и ушёл на восток. А нас вернули на трассу. Вот уже надо поворачивать на запад, на Сеул. Ещё час с лишним рокочем над Японским морем, вот уже и Корейский полуостров показался.
Здравствуй, Южная Корея и морской порт Пусан! Установили связь с диспетчером Пусана, нами управляют уже южнокорейские диспетчера. С высоты три тысячи метров полюбовались на громадный морской порт и город. После Пусана диспетчер попросил перейти на визуальный полёт и снизиться до 500 метров над землёй, на участке Пусан – Сеул идут военные учения, летают истребители. Ну и хорошо, быстрее до Сеула долетим, на малой высоте ветер слабее, так что осталось полтора часа всего. Так и летим теперь низенько, между холмов и горушек, сверху носятся истребители.
 На  подлёте к Сеулу пейзаж стал совсем уж производственный, какие-то заводские и промышленные конструкции, всё серое и запылённое, ничего интересного и красивого. Ага, вооон аэропорт, полоса, аэропланы заходят на посадку, всё-таки добрались. Диспетчер выводит нас на вертолётную площадку, и мы садимся рядом с большой группой встречающих. Однако, прямо прибытие Колумба в Америку и встреча с аборигенами.
 А встреча действительно чрезвычайно торжественная, толпа народа, телевидение, речи, нас украшают венками и вручают какие-то подарки. А мы, слегка очумелые и усталые от полёта, ещё и не особо понимаем, что происходит. Среди встречающих старый знакомый, заводской менеджер Сергей Осин.
Сергей, ты сюда прямо из Ирана? Буддизм уже принял?
 Смеётся.
 Наконец торжественная часть закончилась, и нас везут в отель. Эх, сейчас в душ и в постель, а то в ушах всё ещё гудит и шумит от полёта.


                Лицом к лицу с экономическим тигром Азии

                Первый вечер в Сеуле

 Отель четыре звезды, в зелёном и тихом районе Сеула, и всего в часе езды от аэропорта.
 Разместились в номерах по одному, это радует, ведь будем здесь две недели. Оказывается, уже есть какая-то программа нашего пребывания в Сеуле, завтра всё расскажут. Ну а вечером нас ждёт торжественный банкет.
 Семь вечера, весь экипаж при белых рубашках, галстуках и в костюмах в сопровождении «наших» корейских пилотов торжественно входит в банкетный зал ресторана. Нас встречает представительная корейская делегация, руководство компании-арендатора вертолёта, пилоты, которые будут летать на Ми-26, чиновники из департамента гражданской авиации.
 Нас за столом четверо, командир Юрий Павлович, я и оба наши сопровождающие, корейские пилоты Чон и Джек.
 Разглядываю с интересом стол, по краям идёт плоское деревянное обрамление шириной двадцать-двадцать пять сантиметров, внутри – стальная столешница. А под ней газовая горелка. В общем, идёшь к шведскому столу, выбираешь, что нравится из свежих морских гадов, и потом сам жаришь до любимой тобою кондиции. А деревянное обрамление вокруг жаровни – это сам стол.
Так что под руководством опытных в этом деле корейских пилотов выбрали креветки, осьминожки, кальмары, какие-то ракушки и филе рыбы. Всякие соусы и специи тоже выбираешь сам. Алкоголь выбрали у стойки вместе с корейцами, и вкусы совпали – шотландский виски. На пробу взяли корейской водки, хотя как можно назвать водкой напиток крепостью двадцать пять градусов – не понимаю. Та ещё гадость.
 Банкет удался, оказывается, корейцы заводные ребята и не прочь хорошо выпить и закусить. Через час наступили мир, дружба и взаимопонимание на «высоооком международном уурроовне». Мы почти заговорили по-корейски, а наши друзья почти заговорили по русски.
 Банкет продлился три часа с лишним. После чего международная компания авиационных единомышленников, человек пятнадцать, потребовала продолжения банкета и  переместилась почему-то ко мне в номер (капитан подсуетился: сюда, сюда, тут у нас кают-компания, проходите, гости дорогие) и продолжила торжественное заседание, посвящённое вертолётам.
 Наш запасливый командир ещё во Владике закупил всякие интересные дальневосточные бальзамы и настойки, на презенты. Поэтому началась дегустация наших напитков и чёрного хлеба с салом и луком. Кроме того, как известно, там, где собралось больше двух лётчиков за стопкой водки, там и разбор полётов. Так что авиафуршет затянулся допоздна.
Поскольку мы оказались теперь в роли хозяев, а наших тонких европейских намёков - не надоели ли хозяева гостям, корейцами не воспринимались, то всё решилось естественным путём.
 Гости заснули там, где их сморила усталость и русская водка, и нам пришлось уложить всех уставших от банкета в моём номере и номере второго пилота, кого на кровати, кого на креслах, ну а кого и на полу на одеялах. А мне в четыре утра пришлось идти в номер к командиру. Хорошо, что номера просторные и койки широкие. Всем места хватило.
 Утром, в моём номере, проводили реанимацию пострадавших.  Реанимация  прошла успешно, все ожили и даже пытались продолжить банкет и ещё раз укрепить дружбу народов.
 Слава Богу, после вчерашнего разгула, не такие уж все оказались Гераклы и Самсоны в борьбе с «зелёным змием», довольно быстро успокоились после парочки авиатостов под рюмочку русской водки и торжественно откланявшись, разъехались по домам и соседним номерам.
 Печально глянув на свой пострадавший гостиничный номер, я вызвал уборщиков, и мы с командиром пошли досыпать в его номер.

                Лицо южнокорейского экономического тигра

 Выспавшись, и приведя себя в порядок, решили обойти окрестности и взглянуть в лицо этого азиатского экономического тигра прямо в его логове, живьём, так сказать.
 Первым таким лицом оказалась симпатичная и улыбчивая кореяночка на рисипшен. Очень даже ничего, и точёная фигурка и азиатское личико. Даже по нашим европейским стандартам тянет на восемь баллов из десяти. Так что пока этот тигр мне лично, симпатичен.
 «Ну что, пойдём смотреть этого тигра? Не страшно?» - это командир.
«Ну, не сидеть же в четырёх стенах. Да и пива уж очень хочется» - это уже второй пилот.
 На улице тепло и солнечно. Прохожих и машин около отеля немного, как-то по провинциальному тихо. Кругом чистота и порядок, газоны ухоженные, все столбы покрашены белой краской, урны для мусора блестят как новенькие копейки.
В конце квартала стоит громадный, весь стеклянный супермаркет. Посмотрим, какой тут выбор пива и рыбы!
 Однако! Выбор впечатляет! Рыба занимает в витринах как минимум метров сто, устали ходить вдоль витрин. Столько же занимает мясо.
Но оказалось, что самое интересное в этом супермаркете – это мы. Это мы поняли по интересу молоденьких продавщиц проявленному к нам. Перешёптываясь и хихикая, они, кто украдкой, а кто и не стесняясь, рассматривали нас, видать европеоиды здесь оссень-оссень редко попадаются. Подошли пообщаться, но не удалось, не знают они ни английский, ни русский, ни немецкий, только улыбаются и хихикают….
Просто сфотографировались. А девчонки позировали и хихикали.

 И что интересно, видно, что мы в Корее! Все надписи и реклама на корейском языке, товары только корейские, а местные жители с английским языком не дружат и на вопросы ответить не могут, только дружелюбно улыбаются и разводят руками. В общем, полное национальное самосознание. Они не комплексуют, что они корейцы, а даже этим гордятся.
 Возвращались в гостиницу уже в сумерках и смотрели как в маленьких пивнушках и в кафешках посетители, усевшись прямо на полу на коврик и свернув ноги калачиком, общались и пили пиво. Все бары были забиты полностью, народ отдыхал после трудового дня. Оказалось, корейцы очень любят вечерком посидеть за кружечкой пива в тёплой компании. Выходящие из баров и кафешек были хорошенько под «шафэ», но чрезвычайно дружелюбны и очччень хотели пообщаться, правда, только на корейском!
 Позже, общаясь с корейцами, узнал, что их посетила проблема алкоголизма, а раньше этого не было.
 Во время вечерних прогулок по Сеулу обратил внимание, что в каждом квартале светятся какие-то кресты. Расспросил, и удивился.
 Оказывается, чуть ли не большинство корейцев – католики. В каждом квартале есть своя церквушка, с воскресной школой. По субботам и воскресеньям семьи идут на службу. А потом в кафешке при церкви обедают и общаются. Я то думал что они все какие-нибудь буддисты, ан нет – католики!
 Что ещё сильно удивило – никаких «Сони» и «Панасоников»,  «Тойот» и «Мазд». Всё только корейское! Продукты только корейские, одежда только корейская, обувь тоже! Настоящий южно-корейский тигр, на все триста процентов!!!!

                Сеульское метро

 Сегодня решили поехать в центр города на метро. Купили билеты и выяснили, при выходе билет тоже нужен, куда заплатил, там и выходи, под контролем.    Спустились на станцию. Однако, всё по-простому, гранит, мрамор, нержавеющая сталь и медицинская чистота, никаких украшений, всё очень утилитарно, зато на каждой станции есть туалет, сияющий чистотой и оборудованный по последним корейским сантехническим требованиям. Блестя и сверкая надраенными и раскрашенными боками, подошёл поезд. Сели. И в вагоне чистота такая, что маленькие дети играются на полу. Объявление станций на трёх языках, бегущая строка на корейском и английском. Народу в вагоне не много, с комфортом доехали до своей станции. Я так скажу, гораздо чище, чем московское или питерское метро, просто не сравнить. Я хоть и патриот, но такое чистое и очень утилитарное и удобное метро, мне почему-то понравилось. Кто-то из хлопцев сказал: это всё из-за туалета.
 Так что в дальнейшем мы старались в путешествиях по Сеулу использовать в основном метро, быстро, удобно и не надо искать ближайший платный туалет.

                Базар в Сеуле

 Ежели хотите хоть немного проникнуться местным колоритом и узнать местные особенности – идите на местный базар. Именно там, на рынке, вы сможете узнать, что любят местные жители и выбрать что-нибудь из местных деликатесов для себя.
 Так что мы решили выделить целый день на ознакомление с местным рынком. И не пожалели.
Во первых рынок очень большой. А такие рыбные ряды можно, наверное, только в Японии увидеть. Тут тебе и рыба, да такое разнообразие, что глаза разбегаются, а уж, сколько всяких морских гадов! Осьминоги, каракатицы, кальмары, десятки видов креветок и крабов, от самых мелких, до громадных лобстеров, мидии и какие-то ракушки, кламсы, трепанги и ещё много всякой незнакомой морской живности. Вся эта разноцветная живность прыгает и веселится в лотках и ванночках с водой и аэрацией, таращит на тебя глаза и щёлкает клешнями. Мы ходим между торговых рядов и с интересом рассматриваем все эти дары моря. И что интересно, с одной стороны торговых рядов вся эта живность веселится, а с другой стороны горят и шипят газовые горелки, на которых вся эта живность готовится по заказу посетителей. То есть, выбрал себе закуску и перенёс на другую сторону, всю эту живность тут же кидают в кипящий котёл с разнообразной зеленью, и вы можете употребить весь этот деликатесный и супер свежий продукт через пять минут. А позади всех этих шипящих и горящих рядов стоят маленькие кафешки, в которых корейцы сидят по-турецки на ковриках, прямо на полу и наслаждаются морскими деликатесами с пылу с жару, запивая пивом или слабенькой корейской водкой (крепостью 28 градусов). Мы тоже не удержались и заказали жареные пельмени с креветками, очень даже вкусно, я вам скажу. И что интересно, стоит тут всё чрезвычайно дёшево, какие-то копейки. Мы бродили по этому громадному рынку целый день, иногда останавливаясь и пробуя что-нибудь экзотическое. Отчего не попробовать, ведь очень часто нас просто угощали. Хоть практически все торговцы говорят только на корейском, но язык жестов позволял решить все проблемы, а наши европейские физиономии вызывали интерес и желание пообщаться. Кстати, мы не заметили здесь ни одного иностранца. К вечеру народу на рынке стало очень много, а все кафешки были забиты посетителями под завязку. После похода по рыбному рынку мы так устали, что в отель возвращались на такси и любовались вечерней иллюминацией Сеула.


                Сеул-Тауэр и Диснейленд

 Наше пребывание к Корее заканчивается, осталось три дня, поэтому наши корейские хозяева решили устроить культурную программу и угостить нас двумя экскурсиями, на телевышку Сеула – Seoul-Tower и в Диснейленд.
Сначала потратили день на вышку. Поехали на это знаменитое место часам к двенадцати дня. Конечно, впечатление производит и вышка и местность вокруг неё. Вокруг вышки, на холме, красивый парк и все павильоны в национальном стиле. Само место, холм, выбрано очень удачно. Место красивое, вид с холма великолепный, сама вышка – красавица, жаль, что не вечером приехали, представляю, какая здесь красота, когда здесь включена вся иллюминация.

Башня 237/гора Намсан 243

 На входе, в вестибюле, встречают симпатичные, постоянно улыбающиеся кореяночки в униформе, платишь за экскурсию и на смотровую площадку поднимаешься на скоростном лифте. Причём очень быстро, секунд за двадцать ты попадаешь на высоту 230 метров. Вид со смотровой площадки восхитительный, высота вышки 237 метров и высота холма, на котором стоит вышка – 243 метра. Так что с такой высоты почти весь Сеул как на ладони. Ещё раз пожалел, что днём приехали, вечером вид был бы гораздо впечатлительнее. Прошлись по периметру всей смотровой площадки, осмотрели Сеул во всех направлениях.    Зашли в туалет, и развеселились, писсуары и унитазы стоят на фоне внешней стеклянной стены. Сиди и любуйся. Сразу вспомнил слова песни Высоцкого о Париже - как хочется плюнуть с Эйфелевой башни, на головы беспечных парижан. Что огорчает, здесь не плюнешь, всё закрыто бронестеклом.
 Заказали себе именные брелки с видом башни и, налюбовавшись панорамой Сеула, спустились на скоростном лифте за двадцать секунд вниз, на торжественный обед в корейском стиле.
 Я вам так скажу – опасное это дело, обед по-корейски. Лапша в крутом кипятке и острая, я ждал, пока остынет минут пять, а корейцам, хоть бы что, глотают этот кипяток как факиры. А всё остальное такое острое, есть невозможно, да и не понятно, что это такое, свинина, курица или рыба. После такого обеда нужно выпить ведро воды, чтобы затушить этот пожар в желудке. Надеюсь завтра, в Диснейленде, нас не будут угощать гамбургером по-корейски, со жгучим перцем и свирепой горчицей.  Я тихо порадовался, что в ресторане нашего отеля нормальное европейское меню, а то не дожил бы до конца командировки, так бы и говорили – сгорел на работе. Когда вышли из ресторана, уже стемнело, и нас отвезли в отель. Сегодня надо лечь пораньше, завтра с утра пораньше в Диснейленд.
 Оказывается, что добираться до Диснейленда около трёх часов, на машине. Ну, изучим окрестности Сеула, посмотрим на их корейский автобан.
Ну, я вам скажу, корейский автобан в чём-то круче германского. На всех участках, где дорога проходит через населённый пункт или рядом, сделано трёхметровой высоты глухое ограждение. Всё это и для безопасности и для уменьшения шума, ведь на этой платной скоростной трассе все несутся под сто пятьдесят км в час. Так что по дороге посмотрели на холмы, покрытые осенним, багряным лесом, и всё.
 Наконец добрались до парка. В общем, Диснейленд как Диснейленд, ежели вы посещали такие места. Стандартные аттракционы, море детворы, чистенько и аккуратно, и конечно Макдоналдс, с его чикенбургерами. Но что интересно, у нас молодожёны посещают памятные места, типа Вечный огонь и т.д., а здесь – Диснейленд. Интересно, а свадебный банкет будет в Макдоналдсе?
Конечно корейцы молодцы, место выбрали красивое. Парк находится в небольшой котловине, и частично на склонах окружающих гор. Поэтому некоторые аттракционы, например спуск на каноэ по горной речке, выглядят очень естественно. Так что побродили по парку, покатались на аттракционах и пообщались с детворой. А на обратном пути получили отдельное удовольствие от двадцати километровой пробки при въезде в Сеул. Завтра понедельник, люди возвращаются с отдыха. Пришлось часа полтора  простоять в пробке, так что в отель приехали поздно вечером.


                Домой
 Сегодня вечером к нам в отель приехали наши корейские друзья, привезли на завтра два билета до Москвы, второму пилоту и мне. И заодно решили устроить проводы. Почему-то опять устроили вечеринку в моём номере. Корейцы, как настоящие джентльмены прихватили с собой пару бутылок виски, ну а мы ответили «helicopter» водкой, то есть чистым спиртом.
 В общем, утром я радовался, что собрал вещи заранее и готов к выносу тела и вещей.
 Вся команда, вместе с корейцами (опять в отеле, что ли ночевали?), вышла из отеля провожать нас. Чон и Джек, те два пилота, что летели с нами из России, уселись с нами в машину, проводят в аэропорт.
 В аэропорту, Чон и Джек первым делом выяснили, что до вылета ещё полтора часа и потащили нас в бар, поправить здоровье и выпить на «посошок», уж очень им это слово и обычай понравились.
 Посошок удался, в самолёт мы уже добирались рысью, самыми последними пассажирами.
 Бортпроводницы, оценив наше состояние, усадили нас во второй, полупустой салон, после чего ещё раз взглянув на нас, принесли сок, орешки и виски.
Ну вот, загудели двигатели и самолёт медленно пополз на вылет. Вот и всё, серый Сеул скрывается в серой облачности, сеульская эпопея окончена, через девять часов тридцать минут прибудем в Москву. Быстро и комфортно. Правда, никакой тебе экзотики и романтики, сиди, пей чай и смотри за окно, наблюдая, как страны и города быстро проплывают под крылом самолёта.
Это вам не на вертолёте, на малой высоте и малой скорости, с множеством посадок и всякими недоразумениями, пересекать пространство.

                Послесловие

Где-то через полгода после этого длительного путешествия узнал я много интересного о дальнейшей истории пребывания Ми-26 в Корее.
Поначалу на нём летал смешанный экипаж: пилот-инструктор и бортинженер - россияне, а второй пилот и штурман – корейцы. Через некоторое время остался только пилот-инструктор и бригада техников, обслуживающая вертолёт. Чуть позже корейцам удалось и нашу бригаду техников отправить домой. Очень им хотелось стать совсем самостоятельными. Ну, вот и стали они сами летать и сами обслуживать вертолёт. Всё это было сделано, конечно, вполне официально, через всякие разные договора и соответствующие гарантии. И некоторое время всё было хорошо и замечательно. Но вот наступило время провести так называемую «тяжёлую» форму, т.е. обслуживание всех узлов и агрегатов. Это очень трудоёмкая и сложная работа. Корейские техники выполнили все эти работы, а после таких сложных и трудоёмких работ необходимо выполнить контрольный облёт воздушного судна, т.е. пилоты должны проверить, как работают все агрегаты вертолета в полёте.
Вот во время этого контрольного облёта вертолёт и грохнулся на земную твердь, не успев набрать нужную высоту.
Корейцы конечно сразу претензию к заводу, безобразие, вы, что нам подсунули, платите неустойку! Вертолёт на гарантии!
 Ага, щас!
Завод выслал в Сеул техбригаду и комиссию спецов для обследования вертолёта.
И тут выяснилось, что это корейские техники накосячили при обслуживании вертолёта: неправильно подключили блоки рулевого управления, из-за чего возникла обратная реакция на действия пилотов. Ну, а раз сами виноваты, то ремонт за деньги. Платите, всё восстановим. После этого случая энтузиазм корейцев по эксплуатации такой сложной и дорогой техники угас, и где-то через год вертолёт вернули заводу.