Нереализованные возможности

Леонид Хандурин
         
      (Об этом надо помнить)

   Много копий поломано  о сражениях в районе Харькова (1941-43 гг). Историки и военные уже запутались, сколько точно было войсковых операций в районе Харькова: то ли четыре, то ли пять. И хотя не существует в истории сослагательных наклонений, вопрос «Харьковской битвы» остаётся открытым, хотя бы потому что число участвующих в этом сражении ничуть не меньше, чем в Сталинградской битве. И пленных было примерно такое же количество, но только с советской стороны.

    Тогда ещё потенциальные участники антигитлеровской коалиции, США и Англия «намекнули» И. Сталину, что если Харьков будет удержан, то речь может идти о втором фронте. Вот Сталин и делал всё возможное, чтобы удержать линию фронта на линии Сумы — Харьков — Донбасс и получить реальную помощь союзников в борьбе против Гитлера. Такое значение придавалось Харькову, потому что это был крупный промышленный центр на востоке Украины, в недавнем столица Украины и третий транспортно-промышленный узел в СССР.

   Вот по этой причине Сталин упорно пытался всеми возможными способами стабилизировать ситуацию на Юго-Западном направлении, но поскольку Жуков был занят на Западном направлении, то у Сталина не было более опытного  военоначальника на это время кроме Тимошенко и резервы были ограничены, так как немцы рвались к Москве. Да и маршал Тимошенко к тому времени справлялся с ситуацией, возглавляя целое направление.

   Ряд историков и политиков пытаются обвинить Сталина в неудачах под Харьковом, не разбираясь в ситуации во всех мелочах, в том числе и в переходности периода военного времени, когда масштабы боевых действий быстро расширялись, а мобилизоционные резервы не успевали.

   Ещё один факт, который сегодня стараются замалчивать, это то, что Сталин очень верил своим солдатам, офицерам и генералам, когда давал «добро» на проведение нескольких войсковых операций под Харьковом, чтобы стабилизировать линию Сумы — Харьков — Донбасс. На эти операции он выделил последние подготовленные резервы 1941 года. И только, когда армия не удержала этот рубеж в третий раз (после границы и Киева), он вынужден был издать приказ № 227 («Ни шагу назад»).

   Но несмотря на смятую оборону под Харьковом в мае 1942 года, советские войска сумели изрядно потрепать немцев и в особенности 6-ю армию, которая затем получила под Сталинградом то, что не успела получить под Харьковом и прекратила своё существование.

   Вышеизложенное подтверждается и теми фактами, что после наступления Красной Армии под Курском летом 1943 года, как только стало известно, что советские войска могут взять Харьков, британские и американские войска высадились на Сицилии, а затем и в Нормандии.