Статья-отзыв на произведение Ольги Заушицыной

Мария Новик
    Второй шанс. Его не хватает всем. Но мало кто получает попытку всё исправить. Жизнь сурова, а потому в ней нет вариантов ответа, попыток, шансов, бесконечных проб и исправления ошибок. Совершил ошибку - живи с ней. Выбрал путь - иди по нему. Не можешь? Хм... сверни на другую дорогу и надейся, что она ведёт к счастью. 

    Так и случилось в романе Ольги Заушицыной "Небо в океане". Молодой человек, Александр, выбрал путь музыканта, забыв о том, что на свете есть что-то более удачное, нежели толпы поклонниц, огромная куча денег и звучащая аплодисментами слава. Он не ценил ту единственную, которая заменяла ему целый океан. И потерял. 

    Главная героиня, Маргарита, от лица которой и ведётся повествование, повстречала, казалось, свою судьбу на пляже. Странные обстоятельства свели героев вместе: ветер вырвал из рук девушки фотографии, которые и забрал Александр. 

    Но это было давно. Теперь же Рита выходит замуж за другого. Она пережила тяжёлый разрыв, собрала и склеила осколки разбитого сердца. Но судьба обладает одним важным качеством: невиданным коварством. Она сводит двух бывших влюблённых в кафе, по новой раскидывая карты и играя чувствами людей так, как ей захочется. 

    Герои Ольги - обычные люди со своей историей. Переживания, эмоции, страхи, всё создано настолько качественно и реалистично, что кажется, будто автор пишет биографии с единой цепочкой событий и действий. Учтена каждая мелочь, которая способствовала бы развитию личности героя, существуй он на самом деле. 

    1.Сюжет. Правильное построение сюжета - залог правильного восприятия произведения. Не важно, какой жанр или поджанр в литературе выбирает автор, читатель основывается на своём восприятии, сравнивая с тем, что уже видел в жизни. Сюжетная линия должна быть уникальной, но с "якорями", за которые человек цепляется восприятием. В данном случае Ольга выбрала современную прозу, любовный роман. Мало что можно создать уникального в этом жанре, но постараться стоило. И Ольга не прогадала. Она взяла обычную историю девушки, которая увлекается фотографией, а также парня, мечтавшего заниматься музыкой и получившего, не без "помощи" друзей, билет в первый ряд. 
      
    В романе "Небо в океане" не обошлось без второй любовной линии. Кирилл, один из героев произведения, выступил на первый план вместе с главными персонажами, отчего описание действия начало раздваиваться на повествование от первого лица и от третьего. Молодой человек влюбляется в Валентину, сестру главной героини, и тут же заворачивается клубок страстей, оплетённый сюжетом, эмоциями и борьбой с самой жизнью, которая не терпит условностей. 

    2.Описательность. Одна из важнейших частей в романе. Именно от неё зависит правильная подача самого произведения. Оно должно быть в меру подробным и ровным, чтобы не возникало мертвых петель, которые будут водить читателя по кругу, не давая развиться основным событиям. Описание места действия, атмосферы, природы или обстановки, а также описание мыслей героев, цветов, видимых глазами персонажей, и их влиянием на настроение, ну, и конечно - куда же без запахов и вкусов. Их описать сложнее всего. Для этого нужно не просто владеть русским языком - важно овладеть литературным слогом.   
               
    Повествование в романе Ольги лиричное, местами даже попадаются созвучия, как благоприятные, так и неблагоприятные для слуха при громком чтении. Исходя из анализа текста, видно, что автор раньше писала стихи, как лирику, так и песни. Последние представлены в произведении и достойно себя там чувствуют, так как Александр и его друзья входят в состав группы "Меридианы", по сюжету, получившей славу, успех и толпы поклонников. 
            
    Но постоянные переходы от прошлых событий к настоящему времени немного комкают общую картину. Иногда просто не уследить за переходами, отчего становится непонятно, где наши дни, а где описано то, что произошло четыре года назад. Хотя стоит признать: прошлое неизменно влияет на выбор в будущем. Можно посоветовать Ольге сгладить резкие скачки туда-сюда.
               
    И всё же автор подошла к описанию профессионально. Она тщательно изучила все аспекты, вплоть до климатических зон Южной Африки и географических, а также метеорологических явлений, чтобы правильно преподать читателю атмосферу романа. Местами логика и работа над ней спадает, в частности образование горных массивов и общие последствия тектонической активности. НО!!! Всё же это не научный труд, а любовный роман, в котором в качестве восприятия самой героини подаётся данная информация. Там ни к чему подробные статьи об изменении климата, рельефа и прочего мусора, который не должен быть в романтической атмосфере, созданной писателем.

    3.Герои и характеры. Здесь говорить нечего. Идеально. Герои Ольги - живые люди. Кажется, что за ними просто наблюдаешь со стороны, видишь их в живую, переживаешь и радуешься, болеешь и страдаешь от ран вместе с ними. Некоторым может не понравиться подобная подача, но тем, кто любит реалистичные истории, в которых нет излишних постельных сцен и жестокости в каждой главе, в принудительном порядке советую прочитать роман "Небо в океане". 
             
    Не могу не кинуть ложку дёгтя и сюда. Если уж есть главная героиня и главный герой, то не стоит выводить на первый план второстепенных персонажей, даже если они "просятся на первый ряд". В большинстве случаев всё заканчивается плохо: раздвоение сюжетной линии, путаница в описании и последующие проблемы, так или иначе связанные с подачей романа читателю. Тут обошлось без серьёзных проблем, но стоит уделять Кириллу и Валентине поменьше внимания, иначе можно сменить приоритеты окончательно. 

    4.Структура. Правильное построение сюжетной линии видно чётко, хотя местами оно съезжает на нет или размазывается. 

    - Начальное состояние реальности\героя. Тут всё чётко, как по первой любовной линии, так и по второй. Героиня и герой ведут собственную жизнь, сталкиваясь со своими проблемами и решая их по мере поступления.

    - Первый импульс. Нет никаких возражений и здесь. Одна линия - оба встречаются в кафе, где герой узнаёт, что жених его возлюбленной - бывший друг. Вторая - Тина узнаёт, что Кирилл приедет в дом к родителям на курорт. 

    - Цель. Вот тут начинаются проблемы. В первой линии она прослеживается, а во второй - Кирилл "посеял" свою цель, как и Тина.

    - Неожиданность. Первая линия натянута, как струна. Ровное повествование, правильная подача, "якоря", за которые можно зацепиться и прочувствовать всю гамму эмоций наравне с героями романа. Вторая - подача слабовата, Тина проигрывает в этом раунде. 

    - Решающий выбор. Проблемы и тут не заставляют себя ждать. Появляется третья линия, описанная посредством мыслей и воспоминаний героини. Илоны. Этот поворот повлияет на исход романа, но представление его в виде полноценного ствола дерева, со своими корнями, усугубляет дело. Первая линия - говорить тут нечего. Вторая - аналогично.

    - Кульминация. Самый пик действия. Он слишком затянут. Стоит, как ни странно, ПОСЛЕ "неожиданного поворота", а должен - ПЕРЕД НИМ. То есть сначала требуется накалить обстановку до предела и раскрыть общий замысел, а потом только приводить героя к размышлениям: "а на кой это надо". Во второй линии всё стоит на месте. Хромает именно первая.

    - Неожиданный поворот. Общая путаница. Вторая линия выглядит намного чётче и кажется, что она переходит на первый план, оттесняя основную. Совет автору: пересмотреть на предмет правильности структуры.

    - Развязка. Вторая линия окончательно вышла на первый ряд. Первая линия, с главными героями и основными событиями, завершается только в эпилоге.
 
    Итог: Некоторые проблемы в романе всё же есть. Они видны профессиональным взглядом, можно даже не всматриваться. Но если вы рядовой читатель, и вам просто хочется посидеть, расслабиться и насладиться потрясающим сюжетом, то эта книга для вас.