34. И Саул в пророках!

Ольга Кузнечик
Отцы и дети...

Будучи человеком, а не "подкустовым выползнем", естественно, имею родителей. Надо сказать, что среднестатистические возрастные кризисы в нашей семье были старательно "сдуты" Господом, как воздушные шарики, в которые вставлены свистки, то есть - играючи и с пользой: "семья военных" означает "постоянные переезды". Какие уж тут кризисы, когда не успеваешь привыкать к смене преподавателей в школах?

Единственный, пожалуй, кризис, который коснулся меня, был кризис среднего возраста, но и он прошел странно - Господь позвал к Себе. В школе усердно молилась об оценках и экзаменах, после окончания как-то сразу устроилась на работу, и молиться отпала нужда, а потом стало скучно - чего ради мы живем? Ругня на работе, смена специализации с общегражданской юриспруденции на корпоративку,затем - с уклоном в ЭйчАр, - на какое-то время подобного рода "внутримозговые ротации" помогали обходить стороной вопрос: "Ну, а В ЦЕЛОМ! В целом-то мы зачем живем?!", в итоге после очередной ругни с начальством хлопнула дверью и из юриспруденции ушла насовсем.

Стала вспоминать детские мечты "О Доме Моды", юношеские - о карьере моделью (приглашали. Не пошла. Из принципа), занялась созданием женской одежды. Затем - всего прочего (украшений, обуви, шапок... мало ли). А это - способствует богообщению, знаете ли, и высвобождает душу для чтения Священного Писания (как сейчас помню - чего мне стоило в первый раз прочитать Евангелие! Воротит! С души воротит чтение "вот этого!", хотя - рок-оперу "Иисус Христос СуперСтар" любила всегда). А дело оказалось в том, что нужно иметь паузу между "я-в-суете" и "я-в-Боге", фантасты это описывают изумительно: система шлюзов. Чтобы выйти в открытый космос, надо сначала надеть скафандр, зайтем войти в шлюзовую камеру, затем спустить воздух из нее, и только после этого шагнуть в слова: "В начале бе слово, и слово бе к Богу, вся тем быша, и без него ничтоже бысть, еже бысть. В том живот бе, и живот бе свет человеком, и свет во тме светится, и тма его не объят".

Читать книжки, которыми увлекалась, работая на пятидневке, времени не стало: фриланс - это фриланс. И суета вытеснилась из меня как-то сама: попробуйте сотворить хоть что-то, когда в голове каша... Зато стали вспоминаться книги из школьной программы. Естественно, в свете "и нафига их в нас пхали? И - смысл в образовании, если мои два красных юридических диплома валяются в шкафу, а сама я зарабатываю рукоделием?". Это называется "напечатление" - то, что делалось через "не хочу", через сопротивление, больше всего цепляет за душу, и благо, если есть время и возможность вытащить из себя эти крючья: отцы и дети. В чем загадка феномена невозможности принять отцам - детей, детям - отцов целиком и полностью?
Отчего мы в состоянии погладить ребенка по голове за пятерку, и тут же отхлестать ремнем за порванные штаны? От того же, от чего ребенок искренне благодарен отцу за выданные "на карман" сто рублей, и ненавидит за "пивасик по пятницам".

Странно было обнаружить, что ответы на любые вопросы находятся в Законе Божием: Ветхий Завет объясняет механизм греха в деталях, Новый - механизм его уничтожения, и тоже - в деталях.

Например, первый Израильский царь Саул, которого мы знаем, как преследователя царя Давида, составителя Псалтири. У Саула были огромные проблемы с сыном Ионафаном, которые можно было бы назвать классикой противостояния по тургеневской схеме: "отец - это хорошо, но Давид - дороже!": Саул приготовился убить Давида, а Ионафан взял, да и подгадил, взял, да и помог Давиду сбежать! Потому что отец - не прав! Так нельзя!

Не на этом ли базируются и все современные конфликты между отцами и детьми? На собственном, отличном от родительского, мнении, которое может снизойти до "дитячьего" только "поглаживанием по голове" строптивого ребенка, сколько бы десятилетий ему не случилось "заметить днями рождений".

Разбирать историю Саула интересно во многих отношениях, базисом же и критическим "переломным" моментом явилось - увы! - маловерие.

История его помазания некрасива: Израиль захотел себе царя, чтобы было "как у всех" (ну, у язычников есть цари, а мы, богоизбранная нация, чем хуже?). Господу это не понравилось, Он управлял Израилем Сам, без посредников, каждым из израильтян. Ставил, скажем, пророка, чтобы кому что непонятно - спрашивали, а в целом как-то справлялся Сам. А тут такие "заявочки" от плебеса.
Надо знать Господа - Он, в общем-то, отчего учит нас смирению? От того, что Сам таков: Он смирился. И "тогдашнего" пророка Самуила смирил, сказав: "Ладно, будет им царь!", и объяснил - где и как найти нужного человека. И выдал инструкцию для иннаогурации, в которой в числе прочего было строго-настрого указано: священнику вознести жертву такую-то тогда-то.
Саул не дождался буквально несколько часов и сам вознес жертву. Вместо священника.
То есть - это как бы он вместо президентского кортежа уселся на ослика и проехался по главной улице столицы, а папарацци это сфотографировали и "протащили" по всем средствам массовой информации, настроив электорат на идею "Саул - какой-то не такой!".
И во все время царствования его преследовали призраки "того ослика", ему постоянно припоминали эту полупьяную выходку - надо думать, отчего он постоянно выбешивался? Да при том еще, что конкурент-Давид, в традициях Дюма "тайнопомазанный", выигрывает одну войну за другой, и подданные любят его гораздо больше, чем Саула.

Беллетризированный способ изложения ветхозаветных событий позволяет заглянуть глубже в проблему, и Новый Завет дает разгадку произходящего: дело в том, что у человека (любого! хоть ветхозаветного, хоть апостольских времен, хоть нашего) - две природы: человеческая, которую мы видим обычными глазами, и божественная, которую знают оккультники, колдуны, экстрасенсы и фантасты с фэнтазийщиками, но которую так не хотим понимать мы, потому что - а зачем?

Сама долго думала над этим вопросом: что мне от этого знания? Какая практическая польза? Что, Господь чудотворение подаст? Или целительство? Это удел монахов, пусть они изучают... Оказалось - самая то что надо польза от этого знания, и именно - практическая, хотя бы потому что я - фрилансер и просто обязана иметь отлично развитую ИНТУИЦИЮ, то есть - духовное зрение, если догматически. Глаза, которые имеет мое духовное тело, моя божественная природа, хотя и смешно так писать.

Итак, с точки зрения духовности, каждый человек имеет "паспорт, выданный Богом", "мобильный телефон с одним контактом", "персональную карту реабилитации по инвалидности", "счет в Гринготтсе" и прочие образы, которыми можно понятно сформулировать: каждый человек имеет "мысль, которую подумал Бог про этого человека". Эта мысль включает в себя всю благодать, положенную человеку Богом, все поступки, которые тот должен совершить, чтобы "квестануть по жизни правильно", все аптечки, разложенные по пути, чтобы "восстановить запасы жизни, патронов и еды" и так далее.

Саул - выпал из такой мысли. Поставил в паспорт печать "выписан", сломал симку, влез в чужой счет в банке, из-за чего не смог спастись (вылечится от инвалидности первородного греха, пройдя по жизненному пути в согласии с Богом). И тем самым - навел на себя проклятие: как Саул поступил с "вышестоящим", так и с ним, как "вышестоящим", будут поступать подданные, и Бог - не заступится. Потому что согрешил против Бога и не покаялся.

Какое это имеет отношение к вопросу "отцы-дети"? Да прямое. Бог-то никуда не делся от того, что мы со временем стали понимать Его неправильно (крестился, по воскресениям в церковь, по расписанию - на исповедь-причастие, милостыни, поездки по святым местам, а дети?.. Ну, до какого-то возраста твои, потом - духовника, а то, что по нигилистам бегают - так это дьявол искушает, в какое время мы живем?). Феофана Затворника читаешь, и волосы дыбом - он писал про современников, что, мол, по театрам катаются! Какое падение нравов! Во христианском-то обществе!

Вопрос в том, с чем мы сталкиваемся в Великий пост через молитву Ефрема Сирина: "Господи и Владыко живота моего, дух праздности, уныния, любоначалия и празднословия не даждь ми. Дух же целомудрия, смиренномудрия, терпения и любве даруй ми, рабу Твоему. Ей, Господи, Царю, даруй ми зрети моя прегрешения и не осуждати брата моего, яко благословен еси во веки веков. Аминь".

Дело в НЕПРИЯЗНИ.

В невозможности принять в себя подаваемое Богом: то, что принимают, как должное, родители - не могут принять дети. То, что принимают как должное и родители и дети - не могут принять в церкви. То, что принимают родители и церковь - не могут принять дети-в-церкви. В словах Господа: "Не мир принес Я вам, а разделение: свекрови от снохи, матери от дочери, отца от сына" и так далее, чтобы каждый был - один-на-один с Богом, ибо только так и можно спастись, потому что таким и будет Страшный Суд - один на один с Богом, и не кивнешь на Самуила, мол, "а он опоздал к жертвоприношению!". Он - пришел в то время, когда его привел Бог, а ты! Ты, Саул, - почему не дождался? Чего побоялся? Ты - отвечай...

Проблема отцов и детей в том, что контакт между ними пытаются наладить они сами, в лучшем случае - через людей, но, увы - не через Бога.

А - как?  Книжки читать? Учиться жить "по Законам"? Нам некогда! Жить-то когда?
Удивительно, но это - самая здравая позиция из возможных: а и не надо учиться. Достаточно помнить, что Бог - Жив. Что Он каждого видит гораздо тщательнее, чем система видеонаблюдения или фиброгастроэнтероскоп. И что достаточно только вообразить себе Его возможности: Он всегда на связи, Он Всесилен, Он знает о наших детях то, что, бывает, вообще ни один человек в мире не в состоянии узнать, и достаточно только ПОПРОСИТЬ Бога: "Господи, сделай вот так и так для моих детей!". А Бог ПОДУМАЕТ, и решит - что для детей правильнее, и сделает так, чтобы детям было хорошо.
И дальше задача родителей - верить, что Господь  - делает. И что делает - хорошо. Для детей, а не для родительских амбиций, хотя и по их молитвам...  И просто заниматься своими собственными, родительскими делами, не забывая, что именно за них, а не за поступки детей, придется отвечать на Страшном Суде.

Проблема отцов и детей по сути сводится к одному: если отцы не в состоянии смириться с тем, что Бог лучше их знает, что полезнее детям, то и дети никогда не примут мнение родителей в качестве "они лучше знают, что полезнее".
Законы подобий, только не геометрических, а - духовных. Если Бог - Отец человеку, то и человек - Бог своим детям, даже если они и не подозревают об этом. Только потому, что Бог - Жив, и Он помогает тем, кто помнит об этом.