От Бакунина до Б. Акунина

Геннадий Гаврилов
Критиковать власть – это давняя традиция литераторов. Сами они бомб не бросали. Но «лодку» раскачивали.
Самые яростные критики российской действительности - одни сгоряча, другие после раздумий  - делают из впечатлений от неё  вывод, который кратко выражен в стихотворении  Н.Огарёва «Деревня»:
                «Да будет проклят этот край,
                Где я родился невзначай…»

Если Чаадаев осмелился возвеличивать Запад и говорить про  «блаженный  патриотизм  лени,  который  приспособляется всё видеть  в  розовом  свете  и  носится  со  своими  иллюзиями…», то Огарёв пошёл дальше проклятий:

 «…Я стану в чуждой стороне
   Порядок, ненавистный мне,
   Клеймить изустно и печатно,
   И, может, дальний голос мой,
   Прокравшись к стороне родной,
   Гонимый вольности шпионом,
   Накличет бунт под русским небосклоном»

Когда Чаадаева объявили  сумасшедшим и опасным, М.Бакунин был среди тех, кто не отвернулся от него. Российскую систему власти он называл «грандиозной, обдуманной и научной... организацией беззакония, варварства и грабежа».

Российская симфония церкви и государства к 1917 году превратилась в  сумбур звуков.
Сегодня её пытаются воссоздать. Почтением к царскому семейству власть хочет показать, что она бы «так» не поступила. Что она хочет вернуть стране то величие, которое было утеряно. Президент за годы правления освоил ораторские приёмы так, что уже выходит на митинги. «Мы любим Россию?» - спрашивал он с арены Лужников в 2012 году. И в ответ звучало не очень дружное, но отчётливое: «Да!». «Мы народ победитель?» - вопрошал Путин. И народ с трибун стадиона отвечал: «Да!». А после призыва объединиться «вокруг нас», он ещё раз спросил: «Мы любим Россию? – и получил тот же ответ.
Всё это немного напоминало и троекратные вопрошания при крещении «Отрекаешься ли сатаны…?», и праздничные восклицания с амвона «Христос воскресе».
И только некоторые вспоминают, что толпа, мягко говоря, бывает иногда не права.
Что приёмы манипуляции мнением толпы были известны ещё со времён Римской империи и Новгородского вече…

Руководство страной в какой-то степени можно уподобить монархии того времени: правдами и неправдами власть держится в одних руках уже более 20 лет. Как и в те времена, пропаганда внушает народу, что без «самодержца» страна не устоит перед внешними угрозами. Исторические аналогии на её стороне.
Мнения о роли революции  разделились: одни считают, что она скинула  Россию с цивилизованного пути в кювет, другие утверждают, что она спасла страну от гибели.
Трудно не замечать того, что многие страны мира совершенно без помощи марксизма-ленинизма и, главное, без тех катастрофических  потрясений, которые пережила Россия,  воплотили у себя общечеловеческие  идеалы. Социальная политика в них просто вдребезги разбивает мнение о хищном характере капитализма и, тем более, миф о  том, что он «загнивает».
И всё же, преобладает мнение, что с Запада идёт только разврат и грабительство.
В обоснование этой концепции почти внезапно был найден философ И.Ильин, труды которого В.Путин рекомендовал изучать губернаторам. Опустевшие без классиков марксизма-ленинизма полки кабинетов снова приобретают благонравный вид, заполняясь полным СС Ильина.
Отступать некуда, потому что Запад угрожает уже основам цивилизации и нашему нравственному коду. 
                В связи с темой глобальной экономики говорят, что климат России не позволяет ей выдержать  конкуренцию на международном рынке. Россия вынуждена тратить на обогрев себя так много ресурсов, что она становится главной виновницей разорения Земли и отравления неба. Чернобыль стал символом её технологической отсталости и опасности.   Её просторы не дают ей  никакого преимущества: охранять границы такой протяжённости невыносимо даже для развитой экономики. Для сохранения  независимости требуется такое напряжение сил, которое в атомный век чревато любыми катастрофами.
Власть России вступлением страны в ВТО отчасти признаёт справедливыми эти доводы.
Действительно, кто будет спорить с тем, что  мягкий  климат более благоприятен для жизни.
Но дело дошло до того, что правительственные чиновники вслух не стыдятся называть миллионы людей «нерентабельными». И ладно, если бы за этим следовало предложение переехать, например,  в Крым,  в Краснодарский край или в Подмосковье. - Нет!
Это народу ставят в вину то, что ему негде работать и доказать свою «рентабельность»
Если не брать во внимание слова о народосбережении, то политика власти выглядит  точным воплощением в практику  теории экономической неэффективности Российского климата: предприятия закрываются, деревни вымирают, народ убегает из тех краёв, которые когда-то ударно осваивались и покорялись, иностранный капитал заполняет все ниши, в которых производство ещё может быть рентабельным.
Всё это, взятое вместе с масштабами распродажи сырья и расселения по стране инородцев, выглядит очень  тревожно.
И как всегда, писатели первыми это чувствуют и выражают  свои соображения о неполном соответствии власти занимаемой должности.
Но им возражают те, кто считает, что президент спасает страну от Запада.   
Запад, конечно, даёт  поводы для подозрений и обвинений. Но получается, что если бы их не было, то власти нашей было  бы совершенно нечем оправдывать свою многолетнюю беспомощность. 
Б.Акунин в своих интервью говорит: «Сейчас мы наблюдаем взрыв ура-патриотизма, который очень похож на взрыв ура-патриотизма, охвативший Россию в канун Первой мировой войны, но думаю, что и вторая революция долго ждать себя не заставит...
…Я представляю правильную империю иначе, чем Владимир Путин. Это империя, которую не боятся, а любят. Например, развивать потенциал страны так, чтобы соседние страны хотели с Россией дружить-торговать».

Н.Огарёв вместе со своим другом Герценом «клеймил»  российский порядок из Лондона.
Наш современник писатель Б.Акунин  так объясняет своё бегство в Лондон: 
«У меня возникло твердое ощущение, … что моя страна оккупирована врагом… Вот все, что мне было в жизни всегда враждебно, что мне было ненавистно, — вот оно сейчас правит бал: шовинизм, ксенофобия, агрессивное вранье, нетерпимость к инакомыслию — вот это вот всё заполонило всё пространство вокруг…».

Писатели могут задеть за живое. Но не могут предвидеть всего, что может случиться после того, как слово их отзовётся.  Н.Огарёв – не единственный, кто хотел бы своим голосом «накликать бунт под русским небосклоном».
И тут ещё раз официальная пропаганда выхватила знамя из рук критиков и протестантов: уже не оппозиция угрожает власти бессмысленным русским бунтом, а сама власть другим концом той же палки  угрожает оппозиции.
В разных видах народу напоминают об исторических  граблях,  которые только и ждут, чтобы кто-нибудь  на них наступил.
А народ слушает про ксенофобию, враньё и нетерпимость к инакомыслию, и думает: нам бы ваши проблемы. Он уже готов и   потерпеть, и привыкнуть. Он уже знает, к чему ведут все эти песни буревестников. Не успел он не поддаться воинственным  революционным призывам, как его уже призывают под боевые знамёна патриотизма.
До обязательной явки в военкомат дело  ещё не дошло, но намёк на военное время прозвучал, как совет отложить все разногласия и претензии к власти  до лучших времён.
А поскольку в Лондон, в Крым  и в Сочи всех желающих не пустят, а брать землю на Дальнем Востоке никто не торопится, то  «нерентабельное», по выражению Собянина, население продолжит жить на увеличенный в честь выборов МРОТ и вымирать до полного   «оздоровления» демографической ситуации и  экономики.
Таким образом, нет противостояния власти и оппозиции. Политика  проводится в точном соответствии с идеей о нерентабельности России по причине свей обширности и плохого климата.
Гитлер первым  привлёк в свою идеологию теорию Мальтуса об истощении природных ресурсов. Современные «фюреры» тоже говорят об угрозе экологического и ресурсного истощения планеты, о потеплении климата и озоновых дырах.
Для наглядности с повестки дня не сходят вопросы транспортных пробок и свалок мусора в городах, лесных пожаров, мелеющих рек, исчезающих видов флоры и фауны…
Нерентабельное население  «оптимизируют» уже несколько лет.
"Всякий сколько-нибудь мыслящий и добросовестный русский должен понимать, что наша империя не может переменить своего отношения к народу.
Всем своим существованием она обречена быть губительницею его, его кровопийцею. Народ инстинктивно её ненавидит, а она неизбежно его гнетет, так как на народной беде построено всё её существование и сила…
В России главный двигатель - страх, а страх убивает всякую жизнь, всякий ум, всякое благородное движение души. Трудно и тяжело жить в России человеку, любящему правду» -  писал М.Бакунин почти 200 лет назад.
Борис Акунин отрицает связь своего псевдонима с фамилией анархиста М.Бакунина.
А в идеях её можно заметить. Сегодня он пишет из  Лондона:
  «Я глубоко убежден в том, что нынешняя политическая власть ведет мою страну к гибели, к краху, поэтому я считаю её своим врагом».
«Мою страну ждут тяжелые испытания. Наверное, даже более тяжёлые, чем те, через которые проходит сейчас Украина. Вот как я оцениваю последние и непоследние события. И вы не представляете, как мне хотелось бы ошибиться». — заявил Б.Акунин.

На митинге в Лужниках перед началом президентских выборов 2012 года В.Путин произнёс  фразу, впервые прозвучавшую по случаю начала  Великой Отечественной войны: «Победа будет за нами!». Победа, действительно, осталась за ними.
После тех выборов уже Д.Медведев на Манежной площади спрашивал народ:
«Мы эту победу не отдадим?»  И толпа от имени народа ответила: «Нет!».
  Для полноты картины нашим лидерам оставалось только умыть руки.
Общение власти с народом всё более становится лицедейством, в котором народу отведена роль массовки, а исполнителям главных ролей верят только режиссёры.