Йодовая сетка

Александр Горбунов 3
                Йодовая сетка.


   В жизни всякое бывает. Она полна и чудес, и приключений, и иных явлений, которые не дают ей быть скучной,  однообразной. Ну кто не мечтал в школьные, пионерские годы, особенно в зимнее время, хоть немножко, но  поболеть. Это давало возможность не идти в школу, а готовить пропущенные занятия дома.
    Мечтой было хоть на день, хоть на два  попасть в медпункт во время пионерской лагерной смены. Сам процесс, когда вокруг тебя снуют взрослые люди – врач, пионер -вожатая отряда, когда к тебе приходят твои товарищи по группе, заставляет испытывать в себе сладостное чувство умиротворения и своей необходимости как личности.
   Нечто подобные чувства испытывали и мы курсанты. Особенно в зимнее время  хотелось побывать на стационаре  в училищном  медпункте или лазарете, как мы его  называли. 
   Расскажу  читателю некоторые подробности о лазарете. Надо отметить , что вся инфраструктура нашего политического училища была  еще ранее создана как  школа-интернат для особо одаренных детей Союза в областях математики и физики.

    Со всей Сибири и Дальнего Востока в ней несовершеннолетние вундеркинды учились и постигали тайны математических и физических формул  и теорем. Такая школа была  создана  в Академгородке города Новосибирска по инициативе академика Академии наук СССР, Президента ее сибирского отделения  Лаврентьева М.А.
     Данное  учебное заведение  пользовалось его покровительством. И когда состоялась решение ЦК КПСС от 26.01.1967 года открыть (создать) первые шесть высших политических училищ для СА и ВМФ, то академик Лаврентьев М.А. настоял в ЦК  (а он был членом ЦК КПСС), чтобы одно училище было размещено именно в Академгородке.
     Мало того  весь комплекс физико-математической школы (ФМШ) для одаренных детей, его решением, был передан политическому училищу. Отсюда, с этого решения академика и пошел отсчет нахождения НВВПОУ в сибирском городе ученых. А для одаренных детей Лаврентьев М.А построил новую ФМШ в центре Академгородка.
   В состав благоустроенного трех этажного здания училища входили жилые помещения, курсантская столовая, клуб , спортзал, учебные классы  для теоретических и практических занятий  личного состава. Отдельно имелся  стационарный, на пятнадцать коек, медицинский пункт.
     Он располагался в пятидесяти метрах от основного корпуса училища  среди посадок сибирских березок. Справа от училищного медицинского пункта соседствовали - городошная спортплощадка и спортивный городок. Медицинский пункт был полностью оборудован  современным оборудованием, позволяющим производить весь комплекс физико-терапевтического, амбулаторного и стационарного лечения курсантов, солдат БОУП училища, офицеров, членов их семей, ибо ближайшее военно-медицинское учреждение было только в городе Новосибирске. Академгородок относился административно к этому сибирскому городу, считался отдельным Советским районом и находился в двадцати километрах южнее цента областного города, на правом берегу Обского моря.
   Руководил училищным медучреждением майор Жук Николай Васильевич. О, это была легендарная личность для нас курсантов. Его знали все, кто лично, кто заочно, но не знать нашего училищного эскулапа было непростительно нельзя. Чем же стал знаменит этот военный труженик медицины? Что сделало его знаменитым среди нас? А вот чем…
   По понедельникам, который в войсках считается днем командира, майор Жук Н.В. обходил медицинские палаты, где располагались стационарные больные училища. Надо сказать, что начальник медпункта был единственным военнослужащим среди женского его персонала. Заходя в палату он присаживался у кровати больного и спрашивал его.
   - Ну-с, больной, на что жалуйтесь, с чем к нам поступили?
   - С ангиной, товарищ майор, - отвечал, например, хворый.
   - Так, так, посмотрим  - продолжал начмед. - Откройте рот, не дышите, дышите, хорошо.
   - Чем лечите больного, - спрашивал он  лечащего врача, стоящего у него за спиной. Та отвечала.
   - Хорошо, все правильно, но добавьте еще йодовую сетку на грудь пациента. И если все места в палатах были заняты больными, всем он в дополнение к выписанному лекарству добавлял йодовую сетку.
   Мы, курсанты, потешались над этой фразой начмеда, но никто не задумывался над причиной такого решения майора Жук В.Н. А причина была. О ней он нам сам рассказал однажды на занятиях по медицинской подготовке. Да, да  была и такая дисциплина на первом курсе училища и вел ее он, начмед, майор Жук В.Н. 
   - Меня запомнить легко, я земляк писателя Николая Васильевича Гоголя, родился в тех местах. Поэтому  родители меня назвали в честь моего знаменитого земляка. Вот Вы спрашиваете, для чего я всем больным курсантам прописываю йодовую сетку. Отвечаю – для пользы Вашего организма...
 ...  А вскоре и мне пришлось на себе почувствовать эту знаменитую сеточку. А дело было так.
   Как-то на самоподготовке командир взвода лейтенант Беленький А.Б., вызвал меня из учебной аудитории.
   - Курсант Горбунов, у меня к Вам будет просьба. Необходимо лечь в медпункт.
   - Зачем, товарищ лейтенант? Я ведь здоров и не болею.
   - Послушайте, Александр, моя жена недавно устроилась в медпункт на должность стоматолога. Как молодому специалисту ей определили и общественные обязанности- она ответственна за выпуск стенгазеты медпункта, подшивку газет, проведение политинформаций. Вы же умеете рисовать, писать плакатными перьями. Поэтому Вы ложитесь в медпункт, отдыхаете от занятий, а взамен выполните поручения те, что Вам определит моя жена. Звать ее Иннесса. Заодно и зубы она Вам осмотрит. Ну, как, согласны?
   Что мне оставалось ответить командиру взвода? Конечно согласиться. Еще бы, «сачкануть» от полевых занятий в условиях суровой сибирской зимы, ходить в больничной форме одежды, кушать повышенный витаминами рацион питания. От этого отказываться, право, не стоило, тем более, что просит об этом сам  командир взвода.
   Вскоре, в тот же день, я лег в медпункт. За  четыре дня переделал массу поручений Иннессы – выпустил стенгазету посвященную Новому 1968 году, обновил все надписи- наклейки  на медицинской стеклотаре во всех кабинетах . Обновил таблички на ряде дверей медпункта.  Сделал подборки материала для политинформации с медперсоналом лазарета на предстоящую неделю.
   Занимаюсь я однажды общественно-полезным трудом в месте, где мне предписано этим заниматься, как вдруг, заходит старшая медсестра и сообщает мне.
   - Зайдите к начмеду. Он Вас вызывает.
   Бросаю работу, иду к нему в кабинет, теряясь в догадках, зачем я ему понадобился? Захожу, докладываю, он предлагает мне сесть около его стола на место для посетителя.
   - Как идет у Вас работа по оказанию нам шефской помощи? – спрашивает Николай Васильевич.
   - Практически все, что мне определили, сделал. Могу возвращаться в роту.
   - Ну и прекрасно. Спасибо Вам за проделанную работу, надеемся, что еще не раз воспользуемся Вашими услугами. А сейчас снимите нательное верхнее белье и повернитесь ко мне лицом.
   - А зачем это, товарищ майор, нужно? – спросил я его несколько удивленным голосом.
   - Надо, товарищ курсант, надо, - ответил Николай Васильевич, поставлю Вам лично йодовую сетку.
   И он взял пузырек с йодом, обмакнул в него палочку с ватным тампоном на конце и «нарисовал» мне на груди сетку, наподобие той, которую мы чертим для игры в «морской бой».
   - Одевайтесь и идите в палату или если есть работа, то на свое место. Часа через два загляните ко мне опять, хорошо?
   Я ушел, не понимая того, что произошло в кабинете начмеда. Все разъяснилось тогда, когда я вновь пришел к нему через два часа.
   - Обнажите грудь, где находится йодовая сеточка, - сказал Николай Васильевич.
   И оглядев ее удовлетворенно сказал мне.
   – Все отлично, Вы здоровы, количество йода в Вашем организме норма, с чем и поздравляю.
   Заметив мой недоуменный взгляд, он пояснил.
   - Йодовая сетка – это не прихоть начмеда, а научно доказанный результат определения содержания йода в организме каждого человека. Если сетка практически исчезнет через два часа, значит в организме нехватка йода, а это опасно для иммунитета человека. Такому организму надо предписывать дополнительное количество йодсодержащих лекарств. Ничего здесь загадочного нет, Александр, в моих действиях с йодовой сеткой. Исключительно как забота о здоровье Вас курсантов. Читайте медицинские журналы и там все это описывается.
   И только после этого разговора с «загадочным» для курсантов начмедом, мне стали понятны те действия этого уважаемого военного медика, которые мы, курсанты, считали его чудачеством.
   Придя в расположение роты, я рассказал своим товарищам о чудесах йодовой сеточки для нашего молодого организма.
   - Ничего кроме пользы, - так я закончил им свой рассказ.
                2017 г.