Гвардии рядовой анисим

Николай Шипило
  Всё дальше отдаляет нас время  от Великой Победы советского народа над гитлеровской Германией.  Мой отец,  гвардии рядовой  Советской Армии Шипило Анисим Наумович  участник той великой битвы. Сейчас бы многое хотелось спросить, многое хотелось бы узнать из первых уст о тех событиях. Но  12 октября 1997 года отец  ушёл из жизни .
    
  6 марта 1926 года у родителей Наума Павловича Шипило и Фёклы  Павловны (в девичестве Власовой), моих дедушки и бабушки,  родились двойняшки - Анисим и Василий.  Довоенное   детство их  ничем не отличалось от сверстников довоенной поры.
   
  Семью коснулись репрессии в начале тридцатых годов.  Решили, что бабушка Фекла  вступит  в колхоз.  Ее муж, Наум Павлович выжидал,  и в колхоз вступать не спешил. За скошенную  весной траву  «самосейку» на своем поле его арестовали в 1932 году, и дали 10 лет лагерей. Семью объявили «троцкистской»: забрали землю 13 десятин,  новый дом, скот, сельскохозяйственные орудия. Семья  переселилась  во  времянку,  которую построили в первый год жизни в Сибири. В школе дети учиться уже не могли.   Анисим закончил всего один класс. Вместе с братьями старшим  Георгием,  Василием  Анисиму  пришлось пасти овец, свиней, наниматься на  разные  работы.  Не хватало  одежды. Зимой   валенки носили по переменке,  а  летом  ходили всё больше босиком, не говоря уже о недостатке  простых продуктов.  Младшая сестра Даша   была больше с матерью,  помогала  по дому, огороду.  Фёкла Павловна была верующим человеком и, после ареста мужа,  воспитывала одна четверых детей. Не редки в доме  были обыски.
   
  В 1943 году, когда  Анисиму стало чуть более  17 лет,  во время уже шедшей войны устроился помощником кочегара на паровоз  на станцию  Иланская.  Рослый,  физически развитый,  довольно плотного телосложения  он,  пришёл в военкомат, чтобы  записаться  на фронт после  получения похоронки на старшего брата.   Его старший брат Шипило Георгий Наумович  (1922 г. р.)  с первых дней войны на фронте.   Погиб 15 августа 1943 года в Украине.  Похоронен был в балке Холодный Яр у с. Богородичное,   Донецкой области.   
 
 Жажда отомстить за родного брата привела  его в военкомат.
 
  И  9 ноября 1943 года  в свои семнадцать  лет и восемь месяцев  был призван на действительную  военную службу Иланским райвоенкоматом. Сборы в городе Канске, затем Красноярск. Эшелоном с  сибиряками  отправили под Смоленск.
 
   Попал  в 120 запасной стрелковый полк.  Здесь проходил обучение. Учили владеть винтовкой    автоматом и  пулемётом.    Приемы  с русской трёхлинейкой. «- Отбей вправо, отбей влево. Коли!» - так иногда он говорил нам, когда мы играли в «войну» со своими самодельными ружьями. 
   
  За два месяца до  18 лет,  1 января 1944 года, здесь же в полку принял военную присягу.
 
  Под Смоленском шли тяжёлые бои.  Отец в  составе 91 гвардейской дивизии 275 стрелкового полка получил боевое крещение автоматчиком.  Затем, после лёгкого ранения, пулемётчиком. В одном из боёв из пулемёта положил около  50 фашистов. Серые,   мышиного  цвета  шинели  трупов  врагов устилали весь склон. Огневая точка была на высотке. Немецкие солдаты несколько раз цепью во весь рост поднимались в атаку, но взять  или подавить пулемётное гнездо  так и не смогли.  За тот бой был награждён медалью «За Отвагу».
   
  Был и такой случай, когда  на рассвете, после мощной артподготовки немцы при поддержке танков,  пошли в атаку. Пришлось километров 8-10 отступать. После отступления всех бойцов собрали в одной балке. У кого не оказалось оружия,  таких  было немного,  их  направили отдельно  в другую часть. Нас же большинство с оружием, как  рассказывал отец,  отправили в изрядно поредевший свой  стрелковый полк.  Не большой отдых  доукомплектование и  вновь на передовую.
 Зимой 1943-1944 года 275 полк в составе 39 армии 91 «Духовщинской» гвардейской стрелковой дивизии  ведёт активные боевые действия на территории Белоруссии. Призыв командира «Вперёд! За Родину! За Сталина!»  для гвардейцев служил спусковым крючком.
 
   Мой дед, отец  Анисима Наумовича родом  из Могилёвской  губернии. Во время Столыпинской  реформы по переселению крестьян в Сибирь многочисленные родственники избрали местом жительства д. Козловка,  д. Соколовка  и другие   Иланского района (ранее Канского уезда).  В начале тридцатых  годов  Наума Павловича репрессировали за не желание вступать в  колхоз.  Бабушка Фёкла  Павловна получила от него два письма. Сгинул при строительстве судно - ремонтного завода в Комсомольске на Амуре.  Измученных людей   непосильным  трудом, загнали в шлюз и затопили водой р. Амура.  Такое известие получила бабушка от одного из земляков, работавших с Наумом Павловичем.
   
  Теперь сын с оружием в руках освобождал родную землю отца – Белоруссию.  Разрушенные сёла города и дороги, убитые ни за что жители  вызывали  скорбь,  а враги ненависть.  Желание быстрей изгнать врага с нашей территории кипела в груди Анисима Наумовича.
 
  В одном из боёв погиб его крёстный отец  Зайцев. Он  был из родной деревни Козловка. Старший по возрасту, он от начала призыва опекал моего отца. До его гибели отец не выпивал, не курил. Свою «100- граммовою пайку»  и табак отдавал ему.  Крёстный  говорил:
 
  - Пока молодой, тебе не нужно. Вот погибну  я, тогда помяни мою душу. Я уже достаточно пожил на этом свете.   В одном из боёв в Белоруссии, крёстный отец погиб.
 
  30 мая 1944 года  Ставка Верховного Главнокомандования утвердила план «Багратион»  по освобождению Белоруссии и последующего наступления  советских войск в Восточной Пруссии Польше и Литве. После упорных боёв на рубеже г.г .Рудня-Витебск  39 армия в составе 3-го Белорусского фронта была выведена в резерв с последующим отдыхом и доукомплектованием.     Отец участвовал в тех кровопролитных боях бронебойщиком. По его воспоминанием в одном из боях подбил "Фердинанд". 275-й гвардейский стрелковый  полк,  в котором он воевал, с боями  прорвались южнее Витебска.  Перерезав шоссе  на Оршу,  сразу форсировали реку Западня  Двина.  Ни многочисленные болота, ни яростное сопротивление врага, не могли остановить  наступательный порыв гвардейцев.  В начале сентября 39  армия под командованием генерала армии Черняховского И. Д.  перешла  границу СССР и вступила  в Польшу.  За бои в Белоруссии отец был награждён медалью «За Боевые Заслуги».
 
  Командование  запрещало  бойцам брать,  что либо,  или притеснять поляков.  Не все в Польше были рады освобождению  Красной Армией от   немецких оккупантов.  Зажиточные поляки,  демонстративно ели  сало,  хлеб,  приглашая советских солдат к столу.   Бойцы,     из- за  отставших тылов  с полевой кухней,   соблазнившись на  «угощение»,   нередко травились, или погибали от коварного врага.
    
  Мой  отец вспоминал эпизод, когда в Польше, перед построенным полком  вывели пойманного немецкого снайпера.  Седой с золотым пенсне на  холёном лице.  На его винтовочном прикладе от вырезанных крестов не было свободного места.  Каждый крест означал убитого  бойца Советской Армии. Решением военно-полевого суда был  приговорён к расстрелу.  Приговор тут же был приведён   перед строем в исполнение.
 
  В середине июля  начались сражения по форсированию реки Неман. С ходу  захватив плацдарм на левом берегу  реки  Неман на глубину 7-10 километров стойко  его обороняли. Гитлеровские войска оказывали ожесточённое  сопротивление, не однократно контратаковали при поддержке бронетехники, пытаясь сбросить советских бойцов с плацдарма  в реку.   Но врагу так и не удалось  освободить эту территорию.  Мой отец был в числе бойцов сражавшимся здесь. 18 июля 1944 года Анисим Наумович был ранен на этом плацдарме.    Ему было только восемнадцать лет.
   
   Получил  ранение мягких тканей правой подмышечной области руки и касательное осколочное ранение мягких тканей правого бедра от разорвавшегося рядом снаряда.   Перебило сухожилие на руке.  От контузии потерял частично слух.  Операцию сделали в 96 ОМСБ  18. 7. 1944 г., методом рассечения ран.  А  29. 8. 44.г. в ЭГ,  сделали пересадку кожи по Тиршу.  После  ряда госпиталей  30 сентября  он был переведен в батальон  «выздоравливающих»  ЭГ №2998 и  8 февраля 1945 года был демобилизован по болезни.
 
  Так закончилась для  Анисима Наумовича, моего отца,   Великая Отечественная Война. За участие в боевых действиях награждён  медалями  «За боевые заслуги»,  «За отвагу»,  «За победу  над Германией в Великой Отечественной Войне 1941-1945 г.». Многими юбилейными медалями и орденом «Отечественной войны 2 степени» в честь «50 -  летия Победы в ВОВ». Особой его гордостью была медаль «За отвагу». Я тоже гордился им, что он не был трусом.
   
  Из его призыва  мало кто  вернулся  домой. С некоторыми  отец встречался несколько раз после войны в г. Канске, г. Красноярске.
   Вернувшись,  домой,  Анисим Наумович начал работать в колхозе «Родина». В начале 1949 года был направлен на курсы трактористов при Новопокровской МТС. Здесь познакомился с будущей женой. 
 
  В 1952 зарегистрировались с Валентиной  Дмитриевной (Иващенко) моей матери родом  из  Новопокровки.  Продолжил работать трактористом от Краснинской МТС  в колхозе «Родина» и других хозяйствах.  Сначала на тракторе «Фордзон», «Нати»ке, Дт-54.
 
  Началось освоение  целинных и залежных    земель в  Иланском, Канском  Абанском  районах. В числе немногих за добросовестный труд в 1957 году был награждён медалью «За освоение целинных и залежных земель».
   
  В молодой семье, как говорил отец, «пошли дети, как грибы».  Сначала старшая дочь Екатерина, старший брат Василий, средний я, - Николай и младший Егор. Жила с нами и бабушка мать отца  Фёкла Павловна. Отец и мать работали много, как и все  работоспособные  жители деревни. Мы были на попечении бабушки. Детский сад  мы не посещали.
 
  После смерти Сталина  в  сельском хозяйстве начались преобразования. Укрупнение хозяйств,   привело семью к выбору.  Маленькая деревня Козловка попала под сокращение. Сейчас на месте нащего дома растёт раскидистый куст черёмухи.  Стоит несколько столбов от некогда хозяйских заборов.
 
  Перебираться в соседнюю Соколовку, или в деревню Далай - Отрез, где жил родной брат отца Василий Наумович. Выбрали  Далай - Отрез.  Приняли в колхоз имени «22» съезда КПСС отца трактористом,  а мать  свинаркой. За хорошую работу, отца одним из первых   при получении  колхозом трактора «ДТ-75» пересадили на него.
 
  В деревне Далай – Отрезе  была только  начальная школа, которую  закончили трое детей. Старшие Екатерина и Василий продолжили учёбу в Красно - Хлеборобской  средней школе.  С Далай-Отреза до школы было  четыре километра.  В любую погоду ходили пешком. Это негативно стало сказываться на учёбе старших. И  летом 1966 года родители приняли решение переехать в Ново – Покровку. Здесь жила мать мамы Елизавета Федоровна  Иващенко и многочисленная родня. Отца приняли  механизатором  в колхоз «40 лет Октября»  а, мать на ферму рабочей  свинокомплекса.  Мы пошли в Ново – Покровскую среднюю школу, которая  была  почти рядом с нашим  домом.
    
  Обычная сельская жизнь нашей семьи катилась своим чередом.  Отец с ранней весны до поздней осени работал на тракторе, комбайне. Мы,  дети  помогали по  домашнему   хозяйству. Ухаживали за домашней живностью, заготовляли на зиму дрова, носили воду, косили сено.
 
  Не упускали возможности помогать отцу по ремонту  техники.  Счастью не было предела, когда  удавалось посидеть за рычагами трактора или штурвалом комбайна, пошприцевать подшипники,  поставить либо  заменить  деталь.  Перемазанные мазутом, счастливые, что помогали с ремонтом  техники отцу,    возвращались домой. Бабушка, увидев нас перемазанных, только качала головой и говорила, что мы все в отца.   Отец,  отработав на тракторе две смены,  иногда и более, говорил, что у него в голове толи от контузии или долгой работы поют  «жаворонки».
   
  День Победы для всех нас – Святой праздник. В этот  день  дома всегда топили баню. Отец первым «пробовал жар».  Мать накрывала праздничный стол. Приходили родственники. Затем  поздравляли его с праздником.  Как принято все  родственники,  первый тост поднимали за Победу. Обязательно вспоминали, и  пели любимую его песню «Медсестра Анюта» композитора Французова,  с которой он вернулся с фронта. При этом он  иногда ронял скупую мужскую слезу, вспоминая ту неизвестную медсестру, которая вынесла  его с того боя.   Эти строки из той песни:
     - - - - - - - - - - - -  - -- - - - -  -

  Мне столетьем казалась минута…
Шёл по – прежднему яростный бой.
Медсестра, дорогая Анюта
Подползла, прошептала «Живой»!
- - - - - - - - - - - - - - - - - - -- - - - --

    Не правды  о войне  Анисим Наумович не терпел. После войны Сталин для него был почти богом. За него он  мог вязаться в драку или выразиться таким матом в бога и чёрта, что обидчику, как говорил «небо казалось в овчинку». Уважал Маленкова с его реформами.  Хуже относился ко времени «Хрущёва», когда обрезали крестьянам огороды.  В том числе и наш огород. Оставили 20 соток.  Выставляли бесплатный хлеб на столы в столовых, который потом и кровью давался сельским труженикам.  «Брежнева»  хвалил за улучшение жизни села улучшение и поднятие статуса участников Великой Отечественной Войны, за награждения юбилейными медалями.
   
  Лучшей похвалой для нас было, когда отец называл сыновей  гвардейцами,  а дочь гвардейкой. Все мы  сыновья отслужили в рядах Советской Армии. Старший Василий  артиллеристом в Забайкальском военном округе.   Я  в Уральском  военном округе в 7 отдельном железнодорожном  учебном  полку, младший Егор водителем  в Монголии. Отцу приятно было получать благодарственные письма от командиров частей,  в которых служили сыновья.  В селе отец  пользовался заслуженным   авторитетом,  как среди взрослых, так и молодёжи. Его присказки и шутки помнят многие жители села.
 
  В  марте 1986 года  по возрасту была назначена пенсия. При оформлении  пенсии, узнал, что ещё в 1945 году имел право оформить инвалиднось. Не воспользовался.  Проработал всю жизнь,  как все здоровые люди.  После выхода на пенсию  Анисим Наумович  работал четыре года кочегаром в котельной гаража Иланского совхоза.   Здесь  двадцать лет проработал механизатором на колёсных и гусеничных тракторах, комбайнах.
   
  В октябре 1997 года отца не стало. При операции в Красноярском госпитале для ветеранов войны оторвался тромб и закрыл лёгочную артерию. Уезжая на операцию в госпиталь ветеранов войны,  попрощался с матерью, как  в последний раз, как чувствовал, что гвардеец умрёт.
 
 Ежегодно 9 мая собираются  в доме  моей  матери Валентины  Дмитриевны,  родные,  вспоминают гвардии рядового Анисима Наумовича – участника Великой Отечественной Войны 1941-1945 годов.
 
  Теперь и мои внучки в «День Победы» шагают в строю Бессмертного Полка с его портретом, отдавая дань Гвардии Рядовому Анисиму.