Бусинки мои. Цуца

Вадим Гарин
На фото Цуца и её мать Лисичка. Фото автора

                Вспомнить эту историю заставило повальное увлечение россиянами китайским календарём. А поскольку я в этом календаре ни черта не смыслю, впрочем, как и все вокруг, то полез в интернет. Ясности он не прибавил.
                Согласно древней китайской легенде, Будда созвал тварей земных по важному делу. Раньше других пришли двенадцать. Вот они-то и получили награду: властвовать над судьбами народов. Четыре тысячи лет назад китайцы создали календарь животных по годам, который до сих пор не даёт нам покоя.
                Сейчас год жёлтой земляной собаки, а у китайцев цвета символичны: белый цвет обозначает металл; чёрный – воду; синий – дерево; красный – огонь; жёлтый – земля. Почему? Это для меня очень сложный вопрос, и вам не советую морочить голову. Поди разберись, почему дерево синее?
               
                Теперь, после сказанного вам будет понятно почему я вспомнил нашу жёлтую собаку, которая появилась у нас на даче не в свой календарный год.

                Сидя на качелях, я услышал позади громкий шорох и фырканье. Отложил книжку, обернулся и увидел, как из-под забора в норе появилась светло-рыжая мордочка щенка дворняжки. Ушки у щенка висели, а белая полоска от головы шла до переносицы и растекалась по носу, придавая собачонке задорный вид. Вскоре он протиснулся под забором и запрыгал вокруг меня.
                - Забавный пёсик, - сказала моя супруга, - пойду дам ему косточки от супа. Он сразу всё понял и побежал следом, дружелюбно виляя хвостом.
                Наевшись, щенок завалился отдохнуть в цветнике и разлёгся прямо на анютиных глазках, за что его немедленно выдворили за калитку. А дырку под забором я закопал и утрамбовал ногой. К вечеру история повторилась. Щенок прокопал нору в другом месте и весёлым лаем возвестил, что рад нашему обществу. Косточек уже не было, он с аппетитом поел супа и закусил помидором, чем удивил ещё больше. Подвело его пристрастие к анютиным глазкам, за которое он мгновенно опять оказался за калиткой.
                Лариса обнаружила подкоп ближе к сараю за кустом малины и закрыла его половинкой кирпича.
                Не прошло и десяти минут, как щенок снова появился во дворе.

                - Ты посмотри на него, дед, - такой маленький цуцик, а роет прямо, как экскаватор! Так у щенка появилась кличка.
                Через два дня Цуцик нас «достал» окончательно, выражаясь молодёжным сленгом. Целый день мы бегали с женой и затыкали дырки. Однажды под вечер я не выдержал, схватил его за шкирку и перебросил через верх калитки. Он шмякнулся об землю и жалобно заскулил.
                - Что ты наделал? – закричала Лариса, бросаясь к Цуцику, -искалечил божью тварь!
                Уложили его на мою подушку в беседке, дали колбасы. Лариса осмотрела Цуцика. Повреждений, к счастью, не обнаружила, зато увидела, что это не Цуцик, а Цуца, девочка!
                С тех пор мы калитку не закрывали, а Цуца стала полноправным членом нашего дачного общества. Она приходила рано утром со своей мамой – мы её прозвали Лисичкой за острую лисью мордочку и рыжий окрас. Лисичке давали поесть и она, поиграв с Цуцей, скромно удалялась восвояси. Они обитали под верандой крайней дачи у четы преподавателей политехнического института Николая Ивановича и Тамары Константиновны – людей добрых и любящих животных. Чем объяснить упорное желание Цуци сменить обстановку и проводить время в нашем обществе, объяснить невозможно.

                Цуца, общаясь с нами заметно поумнела и перестала копать под забором, зато изрыла весь огород. Ругали, гоняли – всё без толку. Это была очень шаловливая и весёлая собачка. Ела всё подряд. Не брезговала и овощами. Особенно любил грызть морковку и помидоры. Очень забавно гоняла по вечерам ежей. Фыркала, подпрыгивала на месте и осторожно двигала ёжика лапой.
                Недостатком Цуци я считал её непоседливость. Она не умела слушать, как это делал мой старый друг, тоже дворянин, Рыжий – крупный статный пёс, гроза всех пришлых прошеных и непрошеных гостей. Он умел слушать. Да как он слушал! Сидел и переваривал мои монологи. Когда не соглашался – склонял набок голову и тем круче, чем больше расходились наши позиции. Это был пёс философ. Спиноза! Он всё понимал и анализировал. Единственным недостатком являлась его старость. Я писал о нём в рассказе «Рыжий, Катя и счастье» http://www.proza.ru/2017/06/25/1301
 
                Вот Рыжий полностью соответствовал восточной философии, которая с жёлтым цветом связывала постоянство и мудрость. В отличие от остальных четырёх цветов китайского гороскопа - красного, чёрного, белого и синего, соответствующих стихиям огня, воды, металла и дерева - жёлтый усиливал достоинства любой собаки. А Рыжий был буквально соткан из достоинств.
                В год, когда пришла Цуца, он уже сточил клыки и еле-еле таскал ноги. Куда-то уходил и пропадал иногда по нескольку дней. а Цуца являла собой полную противоположность Рыжему Спинозе. Она постоянно вертелась, ни секунды не знала покоя. Ловила мух и всякую другую летающую живность или гонялась за (своим) собственным хвостом. Имела легкомысленный характер и не желала слушать мои умные мысли, что было бы ей весьма полезно.
                Рано или поздно всё кончается. закончился и дачный сезон. Мы приезжали до самых холодов кормить Рыжего и Цуцу. Они ждали… Рыжий всё понимал. В его умных глазах я читал невыносимую смертельную тоску. Он знал…, а подросшая за лето Цуца просто по-ребячьи прыгала от радости. Они с Лисичкой охотились на мышей, птиц и раскапывали летние запасы косточек.
                Настали холода, навалило снега, и мы не смогли проехать на дачу.

                Весной, в конце апреля перед переездом на дачу, сделали пробный выезд, но нас никто не встретил. На первое мая съехались постоянные жители дачного посёлка, и Лариса, прихватив кусок ливерной колбасы, пошла к Тамаре Константиновне узнавать, где же Цуца с Лисичкой, и услышала печальную историю.
                Наших друзей застрелили деревенские из Тернового за воровство кур.
                А мудрый Рыжий, видимо, не пережил зиму. Скончался от старости, холода и голода.