За программистов кто ответит?

Вячеслав Абрамов
Глава Минкомсвязи Николай Никифоров, обращаясь к молодёжи,  заявил, что для эффективного развития цифровой экономики России нужно создать задел в 1 миллион специалистов в сфере информационных технологий. Это было в июле, когда выпускники школ определялись с выбором профессии.

А незадолго до конца года и, соответственно, начала нового, с напутствием молодёжи выступил финансовый стратег и ведущий банкир Герман Греф. Он же - Председатель совета Центра стратегических разработок и Председатель Попечительского совета НИУ ВШЭ.

И что же сказал стратег? Послушайте: «Индия, имеющая четыре миллиона айтишников, страдает теперь от этого. Потому что век айтишников закончился». Пожаловался на трудную жизнь своего и предшествующего поколений: «… был у нас век инженеров — все побежали на инженеров. Закончили вузы, 10% остались работать, все остальные пошли работать продавцами в пивных киосках. Потом у нас век юристов и экономистов, которые работали официантами…». И вот ещё: «Не нужны сегодня программисты. У нас огромное количество программистов, с которыми мы боремся».

А молодёжь-то была до этого уверена другим государственным мужем, что всё только начинается! Что же делать? Научи, учитель! И учитель учит: «Сейчас век очень энергичных людей…».

Побороть программистов – плёвое дело. Не давать им программировать – и они самоликвидируются, пойдут работать продавцами в пивных киосках, барменами или станут офисными сидельцами.

А вот насчёт энергичных людей – тут будьте добры помедленнее, надо бы записать. Что-то знакомое. До боли. В «святые», по определению г-жи Ельциной, девяностые. Которые большинство дорогих и не очень дорогих россиян, в них поживших, называет «лихими».

Тогда, в эпоху энергичного растаскивания советского экономического наследства, как раз и появились энергичные люди. Кто-то сразу занял первые места и отхватил самые жирные куски, а что осталось – дербанили другие энергичные, второй волны.

В то время важное дело, хорошая профессия становились препятствием. Кто любил своё дело или отвечал за дело по долгу и совести, оказывались за бортом новой жизни. А не имеющие совести, долга и никаких профессиональных привязок – преуспели. В сущности, все успехи «реформаторов экономики» - это успехи энергичных мародёров.

А так как уже всё советское вычистили, что же получается? Получается, что готовится новый передел и под него нужны кадры – не программисты? Теперь будет такая профессия – «энергичный человек»? Профессиональный навык – очутиться в нужное время в нужном месте. А кто же в производительной сфере будет работать? Таджики? А энергичные люди будут «вопросы решать»?

Или получается, что государственные мужи как-то не фильтруют то, что говорят, заметьте: не на кухне, а - под микрофон. Или… Страшно подумать… Чур меня! Восполняют нашими пацанами дефицит кадров в Силиконовой долине?!

И заметим, что для русского человека характерно совершенно особенное, неевропейское и даже неазиатское отношение к руководству любого чина и ранга. Для нас совершенно нормально, когда начальник дурак, вор, трус. Более того, если начальник таковым не является, то это даже подозрительно. Идиотизм начальства вызывает лишь хитрые русские способы уклонения от дурных распоряжений и надзирающего глаза.   

А ещё русский подсознательно ожидает от начальства предательства. И часто даже правители давали повод для такого ожидания. Наиболее тяжёлые поражения России терпела не тогда, когда противостояла грозному и сильному противнику, а тогда, когда её руководство оказывалось в роли предателя.

Перед выборами в 2012-м власть пронаблюдала, что наступил критический момент. Мы видели, какие силы и средства были брошены, чтобы показать «лидера нации» главным радетелем за державные интересы страны. Последнее время народ убедился: Путин – не предатель. А кто же тогда предатель? Достаточно только намекнуть...

А упомянутые «стратеги» об этом не ведают? Они же не только программистов завлекли, развели и предали. Не их ли задача втолковать молодым, что на свете есть громадное количество профессий, которые надо выполнять с мастерством и умением. Отказаться от этих специальностей могут лишь те народы, на которых работают другие народы, а нам надо работать на себя самим.

Надо молодым объяснять, что за всей роскошью жизни в развитых и благополучных государствах стоят безликие, безгласные работяги из Индии и Вьетнама, готовые трудиться за копейки в любых условиях. А не готовые трудиться возьмутся за оружие.

И уже хватит внушать молодым ложную картину мира, где работать будут то ли таджики, то ли роботы, а прогрессивные будут креативить, фонтанировать стартапами и консультировать друг друга по вопросам глобального маркетинга.

Пропаганду такой картины впору приравнять к растлению малолетних, чтобы подрастающие малолетние, которые не уедут в Силиконовую даль, потом не приравняли её к предательству.