И вновь хождения

Софья Вереина
Просмотрела новый вариант "Хождений", тот, который "по мотивам". После просмотра возникла мысль, бредовая, конечно, и тупая, возможно. Но она заставила в очередной раз взяться за роман. И несмотря на то, что до корки ещё не дошла, пробую высказаться. (Боюсь, вдруг больше не окажется возможности).

Итак, смотрела. Да-да-да, закрывая глаза на черноту волос сестёр,на носы и рты, на явно превалирующий еврейский доминант, на непохожесть Телегина, я уж не говорю о Рощине... В общем смотрела! С начала и до конца!

Первое, что пришло в голову, - ну что же взять-то - "по мотивам", оно и есть по мотивам... Естественно, шокировал Бессонов. Ну разве это Бессонов? Ну, знаете ли, мотивы мотивами, но ведь нужно и честь знать... Авторское слово... Неприкосновенность авторской мысли... В конце концов, нарисуй сестёр, войну... да мало ли их, таких оказалось в тех же условиях, назови как-нибудь, и вот тебе новое произведение... Зачем "Хождение"? Зачем мотивы? Зачем Толстой?..

Но это - пока смотрела. Когда дело дошло до конца, поразилась - нет, не надписями в конце, хотя, это уж из рук вон... - поразилась, что "Хождения"-то, несмотря ни на что, получились. И, считай, "по мотивам"-то только один Бессонов и вышел!.. Зачем, почему?!..

Вот тут немного оговорюсь. Слово недавно новое познала - спойлер. Оно какое-то совсем страшное, означающее преждевременное разглашение чего-то того, что испортит впечатление читателя о произведении и не позволит ему самому придти к собственным выводам, разрушит индивидуальное восприятие. Надеюсь, мои догадки этим словом не охватываются.

Стала размышлять о Бессонове. Да тут и рассуждать не о чем, не Бессонов это. А почему? И вот догадка: да, не красавец... а если подумать, на кого же всё-таки похож. И странное предположение - не на самого ли Толстого? Да точно! Похож!

Заинтересовалась мыслью. Читаю биографию в Википедии. И, странно, о таком писателе, лауреате, академике, депутате, главе Союза писателей всего пол страницы текста. Еле-еле разыскала его собственную автобиографию, написанную им в 43-м году. Его фото от 43-го года. Ему 61 год, в общем, почти во цвете лет, на вид совсем здоровый... Намёк в автобиографии, что в "Петре" наметил только прелюдию, вся работа ещё впереди... И вдруг смерть в 45-м от рака лёгкого. Просто я видела людей с раком лёгкого. Обычно они за два года до смерти высыхают, как воблы. Короче, возникло недоумение... Какую-либо ещё информацию даже искать не стала. Какой смысл? Недоумение мог прояснить только роман.

Впилась жадно. Внимательнейшим образом каждое слово... Но самая первая страница - езда по Петербургу Алексея Бессонова! Я уж не говорю о том, что Алексей... Я говорю о том, как созвучно - "Так думал молодой повеса, летя в пыли на почтовых"... Совпадение? Совпадений не бывает...

И что же? Весь роман - в фильме почти слово в слово. Вот только волосы у сестёр светлые, да Бессонов не красавец. Получается, догадка-то верна?! А вдруг это именно Толстой, вот такой же, ну или почти такой же...

И всё, что видела и читала, стало таким не важным в сравнении с тем, что в образе Бессонова вовсе не А. Блок, а сам Толстой. И стало страшно! Да какая разница Телегин, Рощин... Даша, Катя... цвет их волос... Вдруг стало так очевидно, что это нас, всех нас скоро смоет волна этого заткнутого наушниками, изобилующего нецензурщиной нью эйджинга. И, по всей вероятности, хождения нам всем обеспечены сполна. Может быть как раз об этом хотят предупредить нас авторы новых "Хождений"? Если так, то это, на мой взгляд, гениально!

И ещё. В фильме есть чёрточка, которая просто зарёю осенила! В романе пока не встретила, да думаю и не встречу. Вопрос к Телегину: "Зачем вы пишите, от нас же письма не доходят". И ответ: "Моё дойдёт"!!!