Член семьи

Людмила Ханаева
Родился он в Липецких лесах. Маленький, колючий, глаза черные.  «Гошка»  -  тут же решил наш сын. На Север Гошка ехал в  небольшой  железной клетке с приложением: бутылка свежего молока, несколько яблок и сухофрукты. Когда Миша в поезде доставал клетку и начинал кормить ежика,  у окружающих теплели глаза, появлялись улыбки.
Я всегда считала, что  животные должны обитать в естественных условиях, а в наших городских квартирах им бывает не очень уютно. И как ни просил  меня сын и не убеждал муж, я категорически отказывалась заводить кошку или собаку, а вот перед Гошкой не устояла и от этого чувствовала себя неловко. Ночью,  слушая,  однообразный стук вагонных колес,  я думала, каково же сейчас ежику в темноте? Он, наверное, беззвучно плачет от того, что не чувствует вечерней прохлады ароматного луга и не видит перед глазами любимых зеленых берез и кленов…  Его пугают странные  звуки, которые издает  поезд.
Но Гошке пришлось привыкать к нам, а мы старались привыкнуть к нему. Первое время Миша не отходил от ежика. Он пожирал его глазами, когда тот ел и с восторгом  бегал за ним  по квартире.  Как-то сын потерял бдительность, и осмелевший Гошка нырнул в щель, спрятавшись между большим шкафом  и  стеной комнаты.
- Мама, что делать?
- Не знаю, - растерялась я.
- Гошка, Гошка!  - звал сын.
Но, то ли Миша ему изрядно надоел, то ли ему захотелось  подшутить над нами,  ежик не реагировал. Мы с сыном приуныли.  В таком состоянии застал нас Юра,  мой муж. Поняв,  в чем причина Мишиных слез, он молча ушел на кухню и вынес несколько крохотных кусочков сала. Один из них Юра  положил глубоко в щель, другой – на десять сантиметров от него, потом третий, четвертый…  Прошло совсем немного времени и мы увидели хитрую острую мордочку. Гошка, конечно,  не удостоил нас вниманием, его интересовала еда. Ежик медленно продвигался от одного кусочка к другому. И пока тот лакомился,  Юра закрыл злополучную щель.
По вечерам, беря клетку с Гошкой, мы всей семьей  отправлялись на луг за домом. Ежика выпускали на травку.  Моей обязанностью было сторожить его.  А  в это время Юра с Мишей  ловили кузнечиков. Гуляющие прохожие с интересом  наблюдали, как рослый мужчина  с небольшим мальчиком прыгает по лугу, но,  узнав причину столь нелепого занятия,  иногда присоединялись к ним. Пойманных кузнечиков Юра подносил  к  Гошкиной мордочке и тот объедался. Ох, как хорошо знал он Юрины прокуренные пальцы, и даже, если в них ничего не было, ежик   все равно бежал за ними в предвкушение   лакомства.
Так постепенно это маленькое существо из далеких Липецких лесов стало равноправным членом нашей семьи.
Однажды, возвращаясь с вечерней смены после двенадцати часов, Юра принес маленького котенка. От его писка я проснулась. У меня все похолодело внутри:  вчера – Гошка, сегодня – кошка, завтра – собака, послезавтра – зоопарк! И все это в нашей однокомнатной квартире.
- Что это?
- Котенок.
- Я вижу, что котенок! Откуда он?
- Его кто-то выбросил.  Он так пищал! Я не мог пройти мимо, – шепотом, чтобы не разбудить Мишу, оправдывался муж, держа в руках маленький серый комочек.
- И что ты с ним будешь делать?
- Ну,  хотя бы  накормлю…
Мне, конечно,  в такие минуты становится  стыдно, что он умеет сострадать, а я, вроде бы, нет.  В данном случае он накормит котенка ….  А я потом буду ухаживать  за  ним  всю оставшуюся жизнь! В клетку, как Гошку, его не посадишь. Подкидыш будет спать в Мишиной постели, туалет устраивать, где попало, драть мягкую обивку мебели … А как его будут любить и жалеть!  И, конечно же, мои мужчины, защищая права несмышленыша, откроют во мне черты и изверга, и зануды.
Котенок был слепой,  еще не умел лакать. И как муж ни старался его накормить, тот пищал все громче. Юра страдал от бессилия, и  все это отражалось  на его лице. Я наблюдала за  усилиями своего мужа  со стороны. 
Но вот взгляд его сосредоточился, Юра как будто бы что-то вспомнил, он встал, нашел в аптечке  пипетку и стал закапывать молоко прямо в рот несмышленышу. Через некоторое время тот успокоился.
Мы с сыном перед сном  долго читали, и Миша   уснул на диване рядом со мной. Юре пришлось лечь на кресло-кровать. Подкидыша он положил к  себе под бок.   Все угомонились.
Летом на Севере ночи светлые. Я долго не могла уснуть, прислушиваясь  к стуку маленьких  Гошкиных ножек. На ночь мы его выпускали из клетки, чтобы ежик мог походить по комнате. Он, казалось, был  безучастным к тому, что  происходило, совершая свою ночную прогулку.
Через некоторое время я проснулась от  ужасного писка. Юра, видно боясь раздавить  подкидыша,  опустил его на пол.  А наш баловень Гошка ходил вокруг котенка и безжалостно обкалывал его своими  острыми иголками то с одной, то с другой стороны, по-своему выражая гостеприимство. Слепой подкидыш  настолько был беспомощным, что даже и не пытался отодвинуться. Я взяла на руки маленький серый комочек, прижала к себе  и, когда он успокоился,  положила его в теплый Юрин тапок. Стало тихо. Сон сморил меня.
Утром я обо всем рассказала Мише.
- Надо найти ему доброго хозяина! Мы не можем оставить его у себя, они не уживутся с Гошкой. Ну что поищем?
- Хорошо, - согласился сын.
Мы сели  с ним за телефон. И нашли!   Мишина тетя согласилась  приютить у себя подкидыша. В новом доме ему  дали имя – Василий. Со временем Василий стал большим и красивым котом,  но так и не научился лакать молоко, а сосал его из тонкой соломинки, которую опускали  ему в блюдце. Я не знаю сохранился  ли в его в памяти роковой вечер который начался в кустах и закончился знакомством с Гошкой. Но больше их пути не пересекались.