По Ирану

Лев Вишня
По Ирану

1. Однозначно, что этот мелкий путч был обречен на полный и безоговорочный провал. Иран, прежде всего это огромная страна с восьмидесятимиллионным населением, больше половины которого шииты. Страна с развитой и вполне самостоятельной промышленностью, с гигантской инфраструктурой и мощной, неплохо экипированной армией. Иранская армия намного сильнее и турецкой, и пакистанской. Кроме того там чрезвычайно сильны отряды ополчения и КСИР. В этой ситуации попытаться сместить власть с помощью серии несвязанных массовых выступлений студентов, маргиналов или этнических меньшинств изначально была обречена на поражение. Исламская революция в 1979-ом году состоялась через прямой и непрерывный контакт с армией, прежде всего ее вспомогательными частями и созданием большого народного ополчения, поддержавшего революцию. Ко всему прочему у иранской оппозиции нет вообще никакого лидера и даже группы харизматичных, притягивающих к себе личностей. Нет влияния на массы. Так что тут все ожидаемо.

2. Каким образом может победить какая-либо революция в Иране? Она может победить в случае перехода на ее сторону части армии, создания народного и весьма вооруженного ополчения и через захват непосредственно самого Тегерана. Но в этом случае ей придется столкнуться с мощнейшим сопротивлением шиитских лидеров и связанного с ними шиитского ополчения. То есть, грубо говоря, кроме шиитской революции никакая другая там невозможна. Вся остальная ерунда, в том числе маргинальная или пограничная, аффилированная с этническими меньшинствами (азербайджанцами или курдами) будет необратимо раздавлена и расплющена в лепешку, без малейших последствий для центральной власти.
То есть:
А) захват столицы, Тегерана.
Б) создание ополчения.
В) сильные лидеры.
Г) переход на сторону мятежников существенной части армии.

3. Да, можно сказать, что некоторая часть, примерно 15-20% в основном маргиналов или представителей этнических меньшинств как-то поддерживают оппозиционные настроения. Но они и близко никогда не смогут подобраться к «царям горы», которыми по определению являются шииты и персы.

4. Возможен ли в Иране «голодный бунт» или майдан по типу украинского? Крайне маловероятно даже при таком слабом президенте как Хасан Роухани. В Киеве власть держалась по существу на одном «Беркуте», тут «Басидж» (Добровольческие отряды народного ополчения ИРИ) имеет численность до десяти миллионов человек. Иран спокойно пережил 37 лет полной экономической блокады и переживет, если потребуется и сто лет и двести. За время блокады иранцы создали с нуля весьма мощную и технологическую экономику с серьезной обрабатывающей промышленностью. Они выпускают сейчас все от телевизоров до реактивных самолетов. У них собственная, независимая от США банковская система и весьма существенная система образования, кстати, одна из лучших на всем БВ. При этом Иран демократическая страна и президента выбирают на вполне демократичных выборах в острой конкуренции. Вопрсо кому в такой ситуации вообще нужна такая революция? Только маргиналам и этноменьшинствам, а у них власти нет, и не будет никогда.

5. Возможно, ли восстание в Иране в случае скажем внешней интервенции или массированных бомбардировок в стиле иракской или ливийской войны? Больше всего в этой ситуации тем кто полезет на такую авантюру придется ждать страшной войны на истребление с тысячами жертв со своей стороны и технологическое превосходство Запада не сыграет роли. Иран не разбомбить и не разрушить с воздуха. Он очень большой! Урон можно нанести, но ответный урон теми же противокорабельными ракетами или баллистическими ракетами, находящимися на вооружении иранских ВС, может оказаться не меньшим. Война с Ираном обойдется США примерно в 10-12 раз дороже, чем война с Ираком (и по людским потерям и по финансовым затратам). В этой ситуации (внешнего конфликта) любое проявление внутреннего мятежа будет просто физически уничтожаться без остатка. Мятежников будут просто расстреливать по формуле «сколько нашел – столько закопал».

6. Сразу заметил, что мятежники использовали крайне антигосударственные лозунги навроде «все сдадим – пойдем в Европу». Мятежники предлагали забыть об Ливане, Йемене или Сирии. То есть полностью сдать национальные интересы своей стран и своего народа. Израиль, Саудовская Аравия и США немедленно морально поддержали мятежников, что оказалось с их стороны конечно огромной ошибкой.

Вывод, социальные протесты там возможны, и вполне возможны отдельные выступления в провинции. Но переломить хребет самой системе, которая сложилась за последние 35-40 лет, они вряд ли могут. Не те весовые категории. Се ля ви.

(на фото примерно полумиллионная демонстрация в поддержку правительства в Тегеране, прошедшая 5-го января)