Третий не лишний!

Валентина Марцафей
      Женька, Чехов,и Новый Год!    Рассказ-воспоминание.
.
      Мой приятель Женька,  рыжий, как одесское летнее солнце,  не растерявший  к октябрю «ланжероновского»  пляжного  загара,  очень отличался от других наших  анемичных сокурсников .
     Был Женя небольшого роста, спортивен, ловок,  немного болтлив, но при этом умнейшим был  парнем. К тому же,  как сейчас  бы сказали  - был приколистом:  развеселить, разыграт умел любого. Но по-доброму, не обидно.  Никогда он не унывал, всем  готов был помочь сиюминутно, в компании был незаменимым человеком.  И другом тоже был надёжным .
     Короче, был  Женя стопроцентным  одесситом. Когда я слушаю  замечательную песню про «Мишку-одессита»,  то вижу  почему-то не Леонида Осиповича,  а  вижу из-под бескозырки  рыжие вихры Женьки  Уверена, что и он бы лёг на «родные камни мостовой»,  чтобы прикрыть телом  свою Одессу от фашистов. Но время нам выпало другое

    Ребят, вообще,  всегда на филфаке мало,  как маков в океане пшеницы. А девчат – кровь с молоком – всегда изобилие, выбрать  подругу  Женьке было проще пареной репы.  Так нет, привязался  он к очень серьёзной девочке с физмата, хрупкому очкарику   с русой косой. Даже стихи сочинял, и очень переживал, что не находят его стихи ответа.  А  «громоотводом»  и для споров  и бесед по профилю выпала честь  быть мне. Помнится, что я его  малость  ревновала и потому стихи его по достоинству оценить  не могла..

 
 Возвращаясь в  юность,  в наши студенческие годы, я вспоминаю
один Новый  год, который с годами не забывается…
   История, о которой я хочу рассказать, и началась тогда,…
    
     когда однажды, в октябре, 6о-го года,  мы  с Женей встретились в нашей  знаменитой библиотеке имени Горького ,  когда зашли  покопаться в каталогах  в поиске нужного материала. 
      Мы были на последнем курсе универа и готовились писать дипломные работы. В зале каталогов опытные библиографы помогли нам  отыскать массу нужной информации. Женька даже приуныл – свою тему для диплома он выбрал  и лелеял давно ,ему казалось, что   тема мало  изучена.
Что-то  о «чудаках» по  рассказам  Чехова.  И название сам придумал, какое-то з заковыристое.  «На курсе   все  были в курсе»  его  трепетного отношения  к Чехову, да и мы с Женей подружились на этой «почве»,  и потому с дипломом никто уже к  творчеству Чехова не посмел  приобщиться. А Женьку стали  звать не Журбой,  а Журба-Чеховым Красиво звучало, Женька гордился очень!
     У меня же была тема: « Характер советского человека в  послевоенной литературе  о ВОВ». По произведениям Григория Бакланова и Юрия Бондарева. Чехова я оставила  ради Женьки на будущую жизнь
 
 Итак…
   Сдали мы свои заказы и стали ждать, когда книги принесут из хранилища. Ждал рядом  и незнакомый паренёк, сдавший перед нами заказ на  какие-то  атласы. Я присела на скамью, а Женя уже присоединился к незнакомцу и даже о чём-то ведут они оживлённую беседу.  Его коммуникабельности можно было позавидовать!  Сам никогда не скучает и другим не даст.  Они присаживаются рядом  и я слышу  Женькин вопрос   :
    - Так ты, значит, не местный? И даже не в третьем  колене одессит? - Женька начинает смеяться. И мне понятно, почему.
Только вчера, на собрании, наш комсорг курса не к месту
 очень  кичился  тем, что он одессит в третьем поколении.
( Как пояснил  тогда же мне на ухо  Женька,  комсорг на свет
появился после двух неудачных родов у его мамы ,за которую
очень переживала  вся коммунальная квартира, куда  приехала семья комсрга из  Кишинёва только после войны.
   - От кого ты такие подробности знаешь? – возмутилась я.
  - Наши бабушки дружат. В одном дворе живём!)
   
   - Ну, не одессит!  Ну и что? – с вызовом отвечает паренек.Видно, Женя
 уже спрашивал его об этом,  повторяет  теперь для моих ушей.
   -  Потому что, если бы был одесситом,  то знал бы, что Чехов говорил о них.  Кстати, вот она сейчас пишет диплом об этом, -и Женя чуть подталкивает меня локтём.
   Парень   удивлённо рассматривает меня, я стараюсь  не встретиться с ним взглядом, так как Женькиным даром разыгрывать не  обладаю.
    -  А что мог Чехов говорить о них?  Понятия не имею…- чистосердечно признаётся парень
   -  Собственно , ты откуда? Не из Крыжополя? Нет? Эти знаменитые слова
все знают: «он всегда в размышлении о том, что покушать…» О ком ещё он мог так сказать? Только о нас. Кстати, Валь, пока принесут книги, мы успеем перекусить  в
кафешке  за углом.
    - Перестань, Женька! Ты сюда прямо из столовой, забыл?
   -  Нет, помню! Но всегда не против пополнения энергии.  Вот тебя как именуют? Вова? Я так и знал. Понимаешь, Вова,  у нас очень высокий  кпд. Знаешь, что это такое? Проходили? А мы изучали!
И теперь всегда следим, чтоб он, не дай Бог, не понизился. Так ты
на физмате у нас?  Ты спроси у декана, он как раз книгу об этом написал. Или попросись к нему на семинар. Иначе пропадёшь!
   - Остынь, Евгений, у Вовы своих проблем хватает! – мне уже жаль
 погрустневшего Вову, который  «Жалобную книгу» Чехова не читал.  А ещё, не дай Бог, подойдёт к декану с дурацким  вопросом
о книге, о которой  тот и слыхом не слыхал. -Женя, ты лучше  пойди,  займи нам место в читальном  зале,  а я книги возьму.
   Женьке уходить неохота, но он всё же поднялся  и обращаясь к
к Вове тоном своего любимого преподавателя Шайкевича, изрёк:
   - Классику читать надо, юноша, классику! -  степенно отошёл,
Заглянул в читальный зал и тут же вернулся: - Не, ребята, мне там будет скучно без вас, а мест достаточно. Ты, Вова, скажи , зачем
 тебе на физмате атласы по насекомым понадобились?  Что у вас
 там в общежитии развелось?
     Тут  уже и Вова начинает улыбаться.
   - Да это я одной девчонке пообещал. Хобби у неё такое. Насобирала бабочек  и жуков, а как называются они – не знает.
 - Ты молодец, Вова!  Колёс и всяких винтиков у тебя, чувствуется. хватает….
   - Да всего два колеса велосипедных…. А насчёт винтиков в голове, если ты об этом, то  можешь не сомневаться, - Вова доволен
собой, ему кажется, что он «попал в струю». Но Женя  ему  долго
 радоваться не даёт:
   - А  Чехов, Антон Павлович,  предупреждал же  нас  ,- и Женька
с задумчивым видом поясняет:   -нельзя судить о человеке по первому впечатлению, потому что в каждом из нас столько колес, винтов и клапанов, что оё-ёй!  По двум-трём внешним признакам
 разобраться в человеке сложно. И ты тому пример, Владимир.
      Женька вдруг замолчал. Нахмурил лоб и как-то боязливо
спросил Вову:
      - А девчонка –то твоя тоже  на физмате учится?
     - Да, однокурсница. Да и не моя она. Пока ещё…
    - И в очках ходит? И Ниной зовут?
    - Да! А ты её тоже знаешь? Вот так совпадение….
   -  Немного,  в одной компании как-то встречались…
      
     Бедный, бедный Женька! Перед ним лежит стопка книг, которых нужно  внимательно  просмотреть, а его внимание переключилось на Нину с её жучками, и он  уже в который раз   посыпает свою рыжую голову пеплом:
« И я ведь видел  этих бабочек-стрекозок, этих тонконогих водомерок – и надо же!.... вместо того, чтоб  как Вова…Ну и дурачина же !Представляешь, стал  смеяться, назвал блажью… А Вовчик  атласы здесь листает…. Ну и дурака я свалял!»
    
   По моей теме была лишь пара статей в толстых журналах, и пэтому я   быстро освободилась  и собралась уходить.  Женька проводил  меня к выходу.  Упрекнул, что молчу. «Ты хоть поругай меня или посочувствуй…»
   - Что тут обсуждать, Женя? Что говорит  твой тёзка Евтушенко – «завязывается характер с тревоги первой за себя.» И приобретается опыт – это уже от меня. Попытайся оправдаться , найди  Нине  пару  экзотичных жучков.
     - Типа навозных? Или тараканов? Где я их искать буду???
    - Пойди и  загляни в атласы  к  Владимиру! Проконсультируйся!
   
     Пролетела быстро осень – не заметили.  Каждый из нас  был погружён в собственные проблемы. С Женей мы пересекались часто, но  поболтать  времени уж не хватало. . И как развивались их отношения с Ниной, я не знала.
   Главное – он был весел, по-прежнему говорлив, так что не было причин  задавать вопросы «за личную жизнь»
    Какая личная жизнь, когда на носу госэкзамены и защита диплома?!  Не помню, по этой  ли причине, или  по другой,  но именно перед  самым
Новым годом  поссорилась я с  хорошим парнем Сашей из мореходного училища. Саша обиделся, ушёл.
   Подруга, моя однокурсница, Долорес, или Доля, очень  огорчилась: она надеялась, что Саша придёт  с другом, а теперь Новый год предстояло встретить в одиночестве.  И даже  без ёлки!.  Мне был  объявлен  бойкот!
   
 31 декабря. Девять часов вечера. Доля всё-таки пришла, со мной не разговаривает . Сидит в углу на диване, кошку Сильву в Снегурочку пытается нарядить. Мама моя, которая в курсе происходящего, говорит:
   - Нет, молодёжь, так дело не пойдёт!  Скучать мы не будем!  Всем – за дело! Будем накрывать стол. Где наша праздничная скатерть? Доля, ты можешь сыр красиво нарезать?  Отец, ты где там прячешься?  Давай рюмочки сюда!
     И закипела работа!  Мы с Долей  быстро соорудили бутербродики  с ветчиной,  с  селёдочкой, со шпротами, колбаску «Московскую» и сыр нарезали, оливье заправили.  Мама холодец на стол поставила, и хрен не забыла.  А у нас уже и слюнки текут, глядя на хворост  и пончики с заварным кремом, посыпанные сахарной пудрой.
    Отец, вышедший покурить на лестничную площадку, возвращается с вопросом:
    - Почему вы кавалера в парадной держите? Он там совсем замёрз!
    Мы с Долей  вылетели  в парадную.  Там, постукивая ботиночком о ботиночек,  стоит с красным носом Саша..Мы обнимаем его, тормошим, тянем в комнату.  Кто больше рад – непонятно!
    - Осторожнее, девочки, бутылку раздавите! - - ворчал  Саша, и улыбаясь,  достал  из-за пазухи  «Советское шампанское»»
   
   Не успели мы раздеть Сашу, как снова раздался звонок. Все удивлены. « Мальчишки балуются»,- говорит мама. – Не ходи»» .
     Доля, решительная и воинственная даже, выглянув в парадную,
возвращается экспрессом  и захлёбывается  от восторга:
   - Ёлки-палки! Там Журба-Чехов с компанией в гости просится!

     Ну и переполох вызвал неожиданный приход  рыженького с аккордеоном на плече, с ёлочкой в рке  и  со знакомой  парочкой за спиной! Приветственно  поблескивают  очки Нины.
   - Ты понимаешь, как получилось ? Пригласил  Нину, а она без Вовы не идёт!  А я опять третий лишний! -  виноватым  тоном, взывая к нашему сочувствию,   говорит Женя.
    -  Успокойся, человек с  гармошкой никогда и нигде лишним не будет! – уверяет Доля и помогает  ему освободиться от ёлки.  Вова подхватывает аккордеон, Нина смущённо  протягивает мне большую  коробку. Я тоже несколько растеряна.
    - Бери, бери, Валь, не бойся! Там не жуки, я проверял! Жуки- в другой ,  в этой птичье молоко!  -  Женя всегда умел  снять замешательство.- Здорово придумали,  ребята!  Нам всем,  подкрепившись птичьим молочком,разлетаться в этом году!
    - Конфеты со смыслом.  Спасибо, Нина! – хвалю и обнимаю я Нину.
 – А пока поспешим  к столу, у нас только полчаса, чтоб украсить ёлку.
      
    Всем работа нашлась.  Повесили на ёлку всё, что попало под руку:  крнфеты, яблочки,  карандаши, ложки,  мамины бусы, открытки – времени, чтоб искать на антресолях ёлочные игрушки,   не оставалось. Забросали ёлку  хлопьями ваты к самому бою часов Кремлёвской башни!
 
   В этой спешке, весёлой кутерьме, неразберихе, когда мы  постоянно сталкивались, мешали друг другу, наступали друг  другу на ноги, толкались, но при этом сто раз  нарочито вежливо извинялись и  обнимались,  было такое дружелюбие,  такая  прелесть  юности, беспечности, и в то же время ничем не омрачаемой уверенности в  своём замечательном  будущем.!
Потом никогда  уже такого весёлого Нового года не повторилось!
   
   В тот вечер  рыжий наш блондин удивил нас на всю жизнь  Никто не подозревал, что он умеет играть и петь. Пусть не профессионально – неважно  это  было - он самостоятельно  освоил  трофейный аккордеон  дяди , и пел, конечно, не как артист, но не жеманясь, не смущаясь. Потому и мы все подпевали, кто во что горазд, но старались!
     И главное, играл  Женя не какую-то « Мою Марусенку», а начал со строгой и тихой песни из только недавно вышедшего фильма о войне. Кажется, он назывался «В трудный час».
         Полем, вдоль береге крутого, мимо хат,
        В серой шинели рядового шёл солдат, …
У Жени отец погиб на войне , и песню он пел о нём…Мы  поняли и притихли.
      Шёл солдат, преград не зная,
     Шёл солдат, друзей теряя…
    Часто, бывало, шёл без привала,
     Шёл в ночИ  солдат…   
Зашёл мой отец, присел рядом с мамой… Тот самый солдат, из серой шинели которого  мама сшила мне  зимнее пальто, которое  я носила в первом классе.
     Шел он ночами грозовыми
    В дождь и град
    Песню с друзьями фронтовыми
    Пел солдат.
Пел солдат, глотая слезы,
Пел про русские березы,
Про кари очи,
Про дом свой отчий
        ….
     Мы слов не знали тогда, только Женя знал, но,  уловив ритм,  мы тихо  стучали кулачками по столу. Получилось здорово, как рота в ночной степи прошла мимо. У отца слёзы стояли в глазах. Обнял Женьку, сказал« Спасибо, сынок»  и ушёл к себе. Женька и сам чуть не заплакал – не ожидал такой реакции.

    Пели мы потом и романтичные  и патриотичные.,  и «про любовь « Не уходи, ещё не спето столько песен, ещё звенит  в гитаре каждая струна»
 И « Мишка, Мишка, где твоя улыбка?» -  тоже пели . Всякое пели, прикалывались часто.  Саша прорывался  с морской  тематикой .Танцевали под Цфасмана на моей радиоле"Октава»…
   
    Но запомнилась  особенно только одна песня  -  про солдата,  и поющий её Женя до сих по  перед глазами!
    Женя подарил нам тот Новый Год. Вопреки тому, что «кошки царапали в душе» от потери  Нины,  он всем нам дарил радость общения и дружбы.  И главное : ему самому было приятно удивлять  и радовать  другого человека. А  не каждый способен на это. Вот Женя был способен  на ПОСТУПОК. А поступок иногда граничит с подвигом.  Об этом хочется  поговорить-  но в другом рассказе.   
     Жизнь разнесла нас по планете,  даже по разным странам.
Владимир с Ниной уехали в Казахстан- наверное, там много бабочек  и других насекомых !    Саша всю жизнь провёл в море.
Женю кто-то видел в Афганистане, был он военным корреспондентом.
 С годами мы потеряли связь друг с другом, но я надеюсь, что они  все живы! А то, что нашу встречу  Нового.1961 года, они хранят  в памяти  и сердце, -
я нисколько не сомневаюсь!