Ломы. По снегу. Последние походы

Виталий Бердышев
Зимой я ни разу не бывал в Ломах, и только завидовал тем, кто мог совершать дальние лыжные прогулки по многокилометровому "золотому" зимнему кольцу через деревни Андреево, Полуниха, Самсоново, Стромихино, Якимово, Горшково и Голяково. Последние мои прогулки по местным лесам обычно заканчивались в первых числах октября. Однако бывали годы, когда я посещал эти края и в ноябре месяце. Несколько раз приезжал сюда за листьями брусники. Собирал их уже из-под снега, срезая ножницами одервеневшие брусничные стебельки вместе с темно-зелеными листочками. Наполнял таким образом пару пакетов. Этого было достаточно для заварки ягодного чая на весь зимний период.

А в какой-то год я приехал сюда аж 7 ноября, в оттепель. Собрал брусничный лист на газопроводной просеке, перешел через неё и решил пройтись по лесу - я ещё не встречался с ним в таких условиях. Продрался сквозь густой молодой ельник, вышел на небольшую полянку и увидел скопление желтых грибов. - Неужели, лисички? Наклоняюсь - точно, они! И как много их! Конечно, кто подумает, что они растут себе на просторе в такую пору. Тем более, что и снег, и заморозки были. Правда, поувяли немного, размокли. Уже нет того, летнего качества. Но всё равно, такие упускать нельзя. И я принялся наполнять ими оставшийся пустой пакет. Одна, вторая, третья полянка с грибами, затем еще и еще. В азарте и холода не замечаю. Правда, руки периодически отогревать приходится (в перчатках быстро согреваются).

Примерно через час ползания наполнил пакет больше чем наполовину. Сумка заметно потяжелела. Пора было домой выбираться. Ориентиры, вроде, сохранил. Назад - на просеку, вправо - на тропинку, ведущую к болоту. Противоположные направления ведут в лес, и там нет никаких ориентиров. Небо затянуто сплошными свинцовыми тучами, ни солнечных просветов, ни движения облаков не видно. Не слышно никаких звуков со стороны поселка, и, тем более, с далекой автострады, что порой давало мне дополнительные ориентиры.

Пошел по направлению к газопроводу. По расчётам, до него минут десять ходьбы, не больше. Иду уже целых пятнадцать минут, просвета не видно. Ускорил темп, иду перпендикулярно влево - если не на болотную тропу, то на основную просеку попаду. И снова те же 12-15 минут ходьбы. И снова мимо. Как назло, никаких звуков из поселка по-прежнему не слышно. Приходится идти по интуиции! А она, как видно, уже подводить стала. Правда, лес этот мало знакомый, в него я раньше не углублялся... Иду ещё минут десять, не сворачивая, а может быть, и кручусь помаленьку. В общей сложности "странствую" - уже минут сорок. Хорошо, что сумка не тяжелая, не как летом, когда тягаешь порой килограммов по десять, а то и больше с грибами и ягодами.

Решил перекусить скромными запасами, прежде чем в дальнейший путь трогаться. Посидел, передохнул. Волнения особого в связи с ситуацией нет. Знаю, что выберусь рано или поздно, да и спина позволяет быстро двигаться... Пошёл снова "вперёд". Через пару минут на тропинку вышел. Вроде, знакомая. Только одна здесь такая, на болото ведущая. Прошел по ней немного влево и в просеку уперся. Это уже совсем знакомая, параллельно газопроводной прорублена. По ней мы когда-то с сыновьями почти от самого Никульского сюда топали... Всё ясно. В целом, правильно шёл. Но как далеко грибы меня в лес увели! Здесь я не рассчитал ни времени, ни расстояния.

Гляжу, на противоположной стороне от тропинки снова полянка просвечивает; кое-где и грибы желтеют... Нет, больше не заманите! Накрутился я сегодня. Впредь надо быть еще осмотрительнее. И даже в самых ближних лесах. В лесу одной интуиции порой недостаточно бывает. Надо и метки оставлять, что грибники и делают. Сейчас все леса в отметках. Где тряпки, где пакеты висят. Порой целую шапку или куртку на дереве увидишь. И я тоже стал оставлять. Так надежнее получается. А лисички в тот раз особо вкусными мне показались. Знатная жареха получилась. Мама даже часть замариновать сумела. Так что зимой за столом было что вспомнить.


Зимой я ни разу не бывал в Ломах, и только завидовал тем, кто мог совершать дальние лыжные прогулки по многокилометровому "золотому" зимнему кольцу через деревни Андреево, Полуниха, Самсоново, Стромихино, Якимово, Горшково и Голяково. Последние мои прогулки по местным лесам обычно заканчивались в первых числах октября. Однако бывали годы, когда я посещал эти края и в ноябре месяце. Несколько раз приезжал сюда за листьями брусники. Собирал их уже из-под снега, срезая ножницами одеревеневшие брусничные стебельки вместе с темно-зелеными листочками. Наполнял таким образом пару пакетов. Этого было достаточно для заварки ягодного чая на весь зимний период.

А в какой-то год я приехал сюда аж 7 ноября, в оттепель. Собрал брусничный лист на газопроводной просеке, перешел через неё и решил пройтись по лесу - я ещё не встречался с ним в таких условиях. Продрался сквозь густой молодой ельник, вышел на небольшую полянку и увидел скопление желтых грибов. - Неужели, лисички? Наклоняюсь - точно, они! И как много их! Конечно, кто подумает, что они растут себе на просторе в такую пору. Тем более, что и снег, и заморозки были. Правда, поувяли немного, размокли. Уже нет того, летнего качества. Но всё равно, такие упускать нельзя. И я принялся наполнять ими оставшийся пустой пакет. Одна, вторая, третья полянка с грибами, затем еще и еще. В азарте и холода не замечаю. Правда, руки периодически отогревать приходится (в перчатках быстро согреваются).
Примерно через час ползания наполнил пакет больше чем наполовину. Сумка заметно потяжелела. Пора было домой выбираться. Ориентиры, вроде, сохранил. Назад - на просеку, вправо - на тропинку, ведущую к болоту. Противоположные направления ведут в лес, и там нет никаких ориентиров. Небо затянуто сплошными свинцовыми тучами, ни солнечных просветов, ни движения облаков не видно. Не слышно никаких звуков со стороны поселка, и, тем более, с далекой автострады, что порой давало мне дополнительные ориентиры.

Пошел по направлению к газопроводу. По расчётам, до него минут десять ходьбы, не больше. Иду уже целых пятнадцать минут, просвета не видно. Ускорил темп, иду перпендикулярно влево - если не на болотную тропу, то на основную просеку попаду. И снова те же 12-15 минут ходьбы. И снова мимо. Как назло, никаких звуков из поселка по-прежнему не слышно. Приходится идти по интуиции! А она, как видно, уже подводить стала. Правда, лес этот мало знакомый, в него я раньше не углублялся... Иду ещё минут десять, не сворачивая, а может быть, и кручусь помаленьку. В общей сложности "странствую" - уже минут сорок. Хорошо, что сумка не тяжелая, не как летом, когда тягаешь порой килограммов по десять, а то и больше с грибами и ягодами.

Решил перекусить скромными запасами, прежде чем в дальнейший путь трогаться. Посидел, передохнул. Волнения особого в связи с ситуацией нет. Знаю, что выберусь рано или поздно, да и спина позволяет быстро двигаться... Пошёл снова "вперёд". Через пару минут на тропинку вышел. Вроде, знакомая. Только одна здесь такая, на болото ведущая. Прошел по ней немного влево и в просеку уперся. Это уже совсем знакомая, параллельно газопроводной прорублена. По ней мы когда-то с сыновьями почти от самого Никульского сюда топали... Всё ясно. В целом, правильно шёл. Но как далеко грибы меня в лес увели! Здесь я не рассчитал ни времени, ни расстояния.

Гляжу, на противоположной стороне от тропинки снова полянка просвечивает; кое-где и грибы желтеют... Нет, больше не заманите! Накрутился я сегодня. Впредь надо быть еще осмотрительнее. И даже в самых ближних лесах. В лесу одной интуиции порой недостаточно бывает. Надо и метки оставлять, что грибники и делают. Сейчас все леса в отметках. Где тряпки, где пакеты висят. Порой целую шапку или куртку на дереве увидишь. И я тоже стал оставлять. Так надежнее получается. А лисички в тот раз особо вкусными мне показались. Знатная жареха получилась. Мама даже часть замариновать сумела. Так что зимой за столом было что вспомнить.