Порицание мелкости

Рыжов Александр Геннадьевич
Евгения Пастернак в дневниковой записи от 26 мая 1915 года пишет сначала так: «Я безумно люблю все красивое: в людях я видела красоту в их душе, в том, чем один человек выделяется из окружающих. И мне казалось, что у каждого я нахожу что-то новое «его», и чем у человека было сильнее это «его», тем больше он меня интересовал». А через полабзаца разочарованно продолжает: «Я смотрю на знакомых, слушаю их разговоры, вижу их поступки, и мне кажется все это таким знакомым, старым и ничего нового».

У меня тоже было такое чувство «вычерпывания» человека, когда в нем не остается нового, непредсказуемого, неожиданного, неизвестного. Когда все реакции ближнего заранее легко прогнозируемы – это еще ладно; худо, когда они пресны, плоски и пошлы.

От чего это может быть? Во-первых, из-за неглубокости ближнего, во-вторых, из-за статичности его внутреннего мира, отсутствия развития, нарастания смыслов, напластования мыслей, утончения эмоций, накопления впечатлений, ветвления моделей реагирования.

И ключевая проблема – именно вторая. Каким бы глубоким ни был человек на определенный момент времени, если он не изменяется, то рано или поздно ты его «вычерпаешь», и скорее всего, произойдет это довольно быстро.

«Песнь восхождения. Из глубины взываю к Тебе, Господи» (Пс.129:1). «Бездна бездну призывает голосом водопадов Твоих» (Пс.41:8). «Слова уст человеческих - глубокие воды; источник мудрости - струящийся поток» (Пр.18:4). «Помыслы в сердце человека - глубокие воды, но человек разумный вычерпывает их» (Пр.20:5).

Кстати, в переводе РБО стихи Пр.20:5 звучит так: «Сокровенный замысел — что глубокий омут, но разумный сумеет зачерпнуть из глубины». Т.е. разум проявляется в понимании движущих мотивов и в способности проникнуть глубоко в сердце – не сказано, свое или ближнего. Возможно, подразумевается и то, и другое.

Есть ли противопоставление струящегося потока (это источник мудрости в Пр.18:4) и глубокого омута? Мудрость сравнивается именно с движущейся водой. В омуте тоже может быть движение, но иное – по кругу, воронкообразное, т.е. человек вращается в кругу одних и тех же идей. Либо там стоячая вода. Мудрый – тот, к кому приходят мысли извне его и кто отдает мысли дальше вовне.

03.01.2018