Глава VIII

Ира Фомкина Мари Анри Тильда
          ** Глава VIII **

          Глава VIII, «о славной победе, одержанной доблестным Дон Кихотом в страшной и доселе неслыханной битве с ветряными мельницами, равно как и о других событиях, о которых мы не без приятности упомянем».

          Даже если кто-то и не читал роман, то эта Глава известна, наверно, каждому. В ней повествуется о битве с ветряными мельницами. Хотя сама битва длилась всего одно предложение, хоть и длинное: «… Сказавши это, он всецело отдался под покровительство госпожи своей Дульсинеи, обратился к ней с мольбою помочь ему выдержать столь тяжкое испытание и, заградившись щитом и пустив Росинанта в галоп, вонзил копье в крыло ближайшей мельницы; но в это время ветер с такой бешеной силой повернул крыло, что от копья остались одни щепки, а крыло, подхватив и коня и всадника, оказавшегося в весьма жалком положении, сбросило Дон Кихота на землю.». Вот собственно и вся битва.

          Меня же в этой Главе заинтересовали вот эти слова, сказанные рыцарем: «… Посмотри, друг Санчо Панса: вот там виднеются тридцать, если не больше, чудовищных великанов, - я намерен вступить с ними в бой и перебить их всех до единого, … Это война справедливая: стереть дурное семя с лица земли – значит верой и правдой послужить богу.».

          Почему тридцать мельниц, а не сорок, пятьдесят, двадцать. Может потому, что тридцать сребреников получил Иуда Искариот за предательство. А инквизиция – это, по сути, есть предатель истины и духовных ценностей. Повторюсь, что это исключительно моё мнение, которое в рамках эссе имеет право на существование.

          Да, и слова из книги священника Льоренте, дают возможность прийти к мнению о предательстве инквизиции: «Чтобы сохранить чистоту католицизма в Испании, бросив в огонь и выслав из страны более трех миллионов человек, представителей всех трех сословий, достаточно иметь лишь палачей, свод законов и судей, которые бы их применяли…».

          Может это и нехорошо, но в лопастях ветряных мельниц мне виден крест, а в Главе VI сам автор напоминает читателю слова: «… недаром же говорится: «За крестом стоит сам дьявол».». Может у инквизиции кресты были повёрнуты другой стороной, если они творили такие бесчинства…


          А теперь вернусь к Главе VIII, потому что, кроме битвы с ветряными мельницами, есть продолжение истории. «… Дон Кихот, едва завидев их, тотчас же сказал своему оруженосцу: - Если я не ошибаюсь, нас ожидает самое удивительное приключение, какое только можно себе представить. Вон те черные страшилища, что показались вдали, - это само собой разумеется, волшебники: они похитители принцессу и увозят ее в карете…». Санчо отвечает: «… Полноте, сеньор, да ведь это братья-бенедиктинцы…». «Монахи натянули поводья и, устрашенные видом Дон Кихота и речами его, ответили ему так: - Сеньор кавальеро! Мы не бесноватые чудища, мы бенедиктинские иноки, едем по своим надобностям…». «… - Сладкими речами вы меня не улестите. Знаю я вас, вероломных негодяев», - сказал Дон Кихот.».

          Приведу немного истории.

          После отречения короля Карла V королём Испании становится его сын Филипп II. Годы его правления 1556 – 1598, и они считаются одними из самых мрачных, поскольку Филипп фанатично преследовал одну цель – торжество католицизма, а оно сопровождалось тотальным истреблением инакомыслящих. В своей книге Льоренте так пишет о короле: «Для поощрения доносчиков Филипп II 25 февраля 1557 года возобновил королевский указ, … от 10 апреля 1505 года, по которому доносчик получал четвертую часть имущества осужденных, освобожденную от взноса в государственную казну…»; «Политика Филиппа II способствовала экономическому и политическую упадку Испании.». Итак, инквизиция подчинялась королю и поэтому пользовалась неограниченной властью. В ереси обвинялись и политические противники, и очень богатые люди, и священники, словом все те, кто мог стоять на пути у Филиппа II.

          Крестьянство же, находясь под гнётом церковной десятины, оброчных платежей и королевских налогов, предпочитало или солдатскую службу, или жизнь бродяги, или беспечное существование монаха. Вот о последних стоит сказать отдельно, что, например, в середине XVII века в Испании почти четвёртая часть населения – это белое и чёрное духовенство: 200 тысяч священников, 700 тысяч монахов и 300 тысяч монахинь. За стенами монастырей скрывались все, кому повезло там укрыться: и разорившиеся крестьяне, и бродяги, и дворяне, и даже люди, преследуемые инквизицией. Такая огромная армия молчаливых чёрных монахов…

          Возможно, что ветряные мельницы – это, другими словами, система, не важно какая: государственная или церковная. Вот и огромная армия чёрных монахов - «чёрные страшилища» и «бесноватые чудища», которых насчитывалось 700 тысяч, - оказались бессильны перед системой инквизиции, причём очень хорошо организованной.

          В чём же была сила системы инквизиции. Ответ на этот вопрос есть в книге священника Льоренте: «… тайна и есть душа и суть инквизиционного трибунала, … с ней» (тайной) «инквизиторы осмеливаются, скрывая необходимые бумаги, пренебрегать многими судебными соглашениями; … с ней же» (тайной) «они обманывают (ибо истина – это часть их тайны) пап, королей, министров, …, извлекая из дела бумаги, добавляя, уничтожая и исправляя процессуальные документы перед тем, как им попасть в руки папы или короля… Но в одном они единодушны – все это делается в атмосфере строгой секретности, ибо без нее развалилось бы все здание.».


          К этой Главе у Гюстава Доре есть гравюра. Сцена вызывает сочувствие, сопереживание, волнение и тревогу за жизнь рыцаря, который не задумываясь бросается на зло...