Романо Батталия Река жизни. Сердечная тоска

Светлана Давыденкова
В притчах реки, услышанных мною, есть секрет, утерянный человеком рационального мира. Фантазия присуща молодым душам. «В жизни все повторяется. Вечно молода только фантазия: то, что никогда не происходило и никогда не устареет», - сказал Фридрих Шиллер.

 Вновь переживая  прошлое, я надеялся на обретение покоя, который ищу годами. Я часто пытался понять, почему  просыпаюсь по утрам с ощущением тоски. Именно в момент пробуждения чувствую в себе неуверенность и глубокое разочарование в жизни. Казалось, я должен быть вполне удовлетворенным и счастливым. Ведь я сумел добиться всего собственными силами. Моя юношеская мечта стать писателем и журналистом осуществилась. Мною опубликованы книги, получившие читательское признание. Я много путешествовал как журналист; был награжден премиями за книги и телепередачи. Я знаком с сотнями интересных людей, брал интервью у знаменитых писателей мира.

Я обогатил свою душу только благодаря Тому, Кто меня оберегал и любил.

Моя верная спутница жизни, Вильма, всегда любила меня, понимая мое малейшее волнение и ничего не требуя взамен. А я так мало отдавал ей! Знаю, придет день, когда раскаюсь в этом.

«Я  отыщу тебя всегда, даже через тысячи лет, когда будем жить в садах вечности. Уверен, что не потеряю тебя в мире ином, потому что твоя доброта и любовь ко мне никогда не умрут. Я никогда тебя не забуду, потому что знаю, что  ты примешь меня везде с распростертыми объятиями. Я люблю тебя за нежность, за доброту и любовь, за то, что отдавая, ничего взамен не ждешь.»

Я каждый день должен чувствовать полное удовлетворение от жизни, с радостью приветствуя его первые лучи солнца. Но и мать моя, помнится мне, молясь по утрам, всегда оставалась грустна.

Странная особенность судьбы — сердечная тоска. Она, не проявляясь внешне, не отпускает твою душу даже если  ты в жизни полностью состоялся. Уж лучше недолго пролежать в постели с высокой температурой, чем ежедневно ощущать тоску.

Если ты подвержен приступам меланхолии, не жди ни понимания, ни сопереживания. Окружающие принимают твое душевное состояние за позерство: вот таким, мол, странным образом ты демонстрируешь себя на людях.

Однажды я приехал на встречу с писателем и медиком Марио Тобино, главным врачом психиатрической больницы. Он объяснил причину моего душевного состояния наследственностью и неправильным поведением близких по отношению ко мне. Подверженный приступам тоски начинает видеть окружающий мир с беспокойством. Он лишен веры в собственные силы; малейшие трудности кажутся ему большими, как непреодолимая гора. Марио Тобино указал мне на книгу Роберта Бертона(1)  «Анатомия меланхолии», где автор пишет: "Если есть ад на земле,то он в сердце меланхолика.".

Хотя иногда меланхолия может казаться счастьем. Сколько раз я плакал, прячась ото всех в собственном мире! Слезы облегчали мою душу, отягощенную непонятной виной перед близкими.

Проходя вдоль реки, я надеюсь найти полную разгадку своему душевному состоянию. Река, кажется, наблюдает за моими мыслями и все время отвлекает меня от них сказками и притчами.

«Посредине гор, - начинает новое повествование река, - есть колыбель для ветра, улетающего туда на отдых. Если у кого-то в ветре возникает  необходимость, его громко зовут. Нужно вызвать ветер из лощины, где он затаился, и подождать, когда эхо несколько раз повторит его имя. Лишь тогда невидимое людям дитя откроет небесные очи, и ветер устремится вниз с горы. Он, разбрасывая семена, пролетает над полями; несет на прогулку тучи, поднимает волны на море. Наблюдая появление ветра, мой народ говорит: «Проснулось дитя, спавшее в горной ложбине.»

Однажды я, подгоняемая легким бризом быстрее обычного, увидела перед собой большую тень. В какой-то миг тень остановилась и заговорила: «Я ветер, невидимо гуляющий повсюду, в каждом укромном местечке. Мне знакомо течение жизни.»

А как-то, протекая уже по равнине, мне пришлось увидеть белое окаменевшее дерево. Ему было лет триста. Ты увидишь его тоже. Оно одно такое на твоем пути. На его омертвевших ветках раз в году на  миг расцветают голубые цветы. Их лепестки сразу же срывают ледяные порывы ветра, подобно смерти, убивающие все живое. Белое дерево — символ одиночества. Его голубые цветы — торжествующая, но кратковременная вера, дарящая на миг жизнь,казалось,мертвому дереву.

 Когда ты достигнешь равнины, и тебя вновь охватит непонятное чувство вины, ты услышишь оглушительный долгий свист, а затем звон разбивающегося стекла. Перед тобой возникнут сорванные ветром с мертвого дерева голубые цветы. Перед тем, как исчезнуть, они обнимаются, и, соединившись воедино, превращаются в два больших глаза, улыбающихся тебе. Их взгляд проникнет в самую глубину твоей души, и в нем ты узнаешь Его во все Своем могуществе, любви и силе.»

Сколько раз я искал Бога! Иногда даже ощущал Его всеобъемлющее присутствие. В такие моменты моя душа очищалась. Но потом надолго- снова ничего. Познание Бога — таинство жизни. Он открывается людям с чистым сердцем, или страдальцам, нуждающимся в Нем. Он вездесущ. Об этом говорит вся Вселенная. Об этом повествует  река, дарящая жизнь и не требующая взамен ничего.

 Божественное Присутствие спускается с небес на одиночество мира в виде снега в надежде уменьшить горечь людских страданий. Жаль, что счастливый человек не помнит Бога. Он поворачивается к Нему, когда одолевает тоска. В этом большая ошибка людей.

Каждый ищет Бога, как может, имея свое представление о Его могуществе. В Его незримое присутствие верят все. Он в бессмертном дыхании всех наших душ и, как ветер, присутствует везде. Он существует, потому что существуем мы. Это Его словами напутствовал людей один из прозорливых старцев: «Не тревожьтесь по пустякам и ничего не бойтесь. Все исчезает, кроме Бога.»



(1) - Роберт Бертен (1577-1640)- английский священнослужитель, писатель, ученый.(Сноска моя.)