Подростку, который пишет рассказы и стихи-7

Елена Соломбальская
ЛИТЕРАТУРНЫЙ АНАЛИЗ ПРОИЗВЕДЕНИЙ ПОДРОСТКА

   Организатор конкурса прислал мне для литературного анализа рассказы одиннадцати участников. Десять взрослых. И я подумала, что можно, убрав фамилию и вторую часть названий рассказов, показать, как проанализировала текст рассказов юноши. Может, кому-то это поможет избежать типовых ошибок...
 
Иван, 16 лет.
1. На распутье...

   Рассказ в жанре мистического фэнтези. В целом произвёл неплохое впечатление, тем более, что автор только начинает путь к читателю. В тексте есть диалоги, которые органично входят в канву произведения. Текст хорошо выдержан по величине, отсутствуют затянутость и многословие.
   Но имеются и недочёты. Это:
- засилье личных местоимений. Для того, чтобы увидеть и убрать лишние, надо открыть специальную программу или все местоимения выделить красным цветом и сделать правку текста. А сейчас почти в каждой строке читаем: мы, мне, у меня, меня…
- повтор: «вдаЛИ ЛИшь». Чтобы исправить, надо произвести перестановку слов в предложении или найти синоним.
- предложения-паровозы с вагончиками. Если в сложноподчинённом предложении больше трёх глаголов, лучше разделить его на два предложения или заменить один из глаголов деепричастием.
- употребление слов «неведомо» и «ведомый» в одном предложении. Одно из этих слов желательно заменить синонимом.
- считаю неуместным прямое употребление имени врага человеческого в тексте рассказа. В данном случае следует прибегнуть к такому приёму, как иносказание.
 
     2.     Грехопадение...

   Рассказ с определённой оговоркой можно отнести к жанру исторического фэнтези. Данное произведение написано несовершеннолетним автором. Он многого не знает в истории западной цивилизации за сотни лет до нашего времени. Даже писатели, которые берутся показать события, столь удалённые от нас, при написании исторических романов делают ошибки. И, естественно, надо учитывать возраст несовершеннолетнего автора. Но от вопросов никуда не уйти. И вот что меня как читателя напрягает в этом тексте:
   У баронета несметные богатства? Многие выше в иерархической цепи. Почему церковь, а не костёл, допустим? Почему баронет одевается сам, а не при помощи слуг? Баронет ест и пьёт в тавернах, ездит на извозчике, беседует с извозчиком? Таверны для бедняков. Лорд пригласил на званый ужин бывшую трактирщицу в виде гостьи? В 1600 году были лампы?
   Получилась сказка не для взрослых. Но будет ли она интересна детям?
И хочется обратить внимание на такие недочёты:
- повторы: «поРА РАз», «музыКА КАк»;
- ошибки типа: «вечно живущЕю вО хлеву», «часть стражи ИТАК».
   В двух рассказах я заметила две пунктуационные и три орфографические ошибки.
   Общее впечатление хорошее. Ивану есть резон продолжать писать прозаические произведения. Но, если захочет писать на исторические темы, то надо углублённо изучать историю. Это поможет избегать наивного взгляда на события далёкого прошлого. И, наконец, совет по оформлению работы: не надо ставить точку после названия рассказа. Абзац, с красной строки начинаем текст.

                Продолжение следует.