Зов площадей. Глава 1

Леонид Бликштейн
1. Предлагаемая вниманию читателей книга является первым томом тетралогии, посвященной истории Западной Европы 1763-1945 гг. В основе авторского замысла контекстный исторический анализ культурной, политической и социальной динамики европейского проекта, который в философском смысле слова можно было бы определить, как проект трансцендентальной субьективности, подстановки “исправленной” и “улучшенной”, т.е. “рациональной”или, точнее говоря, рационализированной человеческой экзистенциальной сущности на то центральное место, которое в более раннее время занимала субстанциальная божественная сущность.

2. Однако собственно философской стороне дела я в этих книгах уделяю сравнительно мало внимания, центром наших размышлений будут конкретные социальные и политические проблемы и прежде всего соотношение динамики культурной и экономической инновации и социальной стабильности, “прогресса” и “порядка”, если употреблять термины,  которые в середине 19 века активно использовались в Контовском позитивизме с его принципом равновесия порядка и погресса. На знамени бразильских позитивистов 19 века, из которого возник современный бразильский флаг, было написано “Порядок и Прогресс” и нынешний флаг сохранил этот лозунг Конта.

3. Алексей Константинович Толстой в своей сатирической Истории государства Российского, пародируя позитивистов государственников, обыгрывает тему государства, как внешнего источника социального порядка, в хаотичном  или во всяком случае “неустроенном” русском обществе. Порядок как продукт государственного деспотизма в его схеме оказывается не только дорогостоящим, но и опустошительным, как например в случае Ивана Грозного, который, по словам поэта “такой завел порядок, хоть покати шаром”.

4. Но эта сатирическая картинка скрывает за собой одну, основательно забытую, но очень важную вещь: традиционное государство, не только в России, но и на Западе считало своей главной политической миссией обеспечение социальной стабильности, даже если такая стабильность достигалась ценой экономического и технического развития. Например Елизавета Тюдор, королева Англии (1559/1603), отказалась выдать патент на изобретение вязальной машины, указав в разговоре с изобретателем, что такое нововведение приведет к росту безработицы.

5. В эпоху Тюдоров и ранних Стюартов английское правительство предпринимало большие усилия, чтобы замедлить процесс огораживаний. Дело в том, что до середины 18 века в Aнглии преобладала система открытых полей: после того как закончилась жатва бедняки наряду с богачами могли пасти свой скот где угодно. Огораживания клали этому предел. Ценность огороженной земли была как минимум вдвое выше чем неогороженнoй, но беднякам теперь негде было пасти овец и коз, не говоря уже о коровах. А поскольку жалкие клочки земли, которыми они распоряжались, не могли прокормить семью бедняка, им нередко приходилось батрачить или пытаться найти работу в городе, нищенствовать, а может быть и воровать, несмотря на то, что за мало мальски серьезное воровство полагалась виселица.

6. В то время как предприимчивые английские дворяне занимались "улучшением" своих земель с помощью огораживаний, поднимая их цену и переходя от земледелия к прибыльному овцеводству (спрос на английскую шерсть и шерстяные ткани на европейском рынке почти неизменно оставался высоким) соседние деревни запустевали. "Овцы съели людей" жаловался противник огораживаний, канцлер Англии и автор первой социалистической утопии Томас Мор.

7. Отказавшись признать организованную Генрихом VIII реформацию английской церкви Мор умер на эшафоте мучеником за католическую веру, но сопротивление властей огораживаниям не прекратилось. Экономическое развитие и обогащение верхов, по мнению высокопоставленных английских политиков 16-17 веков не должно было происходить за счёт разорения и обнищания социальных низов. Как говорилось в одном из правительственных документов, в 1607 г., посланном в Палату Лордов "Бедный человек должен удовлетворить свою цель: иметь жилище, а джентльмену не надо ставить препятствий в его желании улучшения" (The poor man shall be satisfied in his end: Habitation and the gentlemen not hindered in his desire:improvement. Цит по Polanyi, 1957, 34)

8 Только после "Славной революции" 1688 г. английское правительство стало безропотно выполнять пожелания высшего класса. И к концу 18 века с земли согнали сотни тысяч крестьян, тогда как гигантские поместья и охотничьи парки аристократии теперь занимали больше трети всей территории страны. И если ещё в середине 18 века Англия полностью обеспечивала себя зерном, теперь она была вынуждена завозить его с континента по завышенным ценам (чтобы не разорить собственных землевладельцев). Цены на хлеб оставались высокими для бедных, но благосостоянию аристократии это нисколько не мешало.

ПРИМЕЧАНИЯ.

7. Karl Polanyi, The Great Transformation. The political and economic origins of our time., Boston: Beacon Press, 1957