Про познание, или Булгаков рулит

Ваня Тихарецкий
Когда перечитываешь написанное, нет-нет да и мелькнёт мысль пытливого читателя: «Понаписал тут… Неужели он это всё перечитал…, а вот это изучил… Прям самолюбование какое-то». Да нет… Самоедство скорее. Самокопание ископаемых души – это моё.

Читаю, да. Перелистываю, вникаю, прокручиваю, вращаю образы… познаю. Но основательности-то в этих познаниях никогда и не было. Вроде погружаюсь по полной, а через годик спроси - и не вспомню ничего. Читаю по новой, копаю глубже – как будто открываю всё заново.

Да что через год, даже через неделю после прочтения на вопрос родных: Что же ты там вычитал? - рассказываю  в основном впечатления от прочитанного с немногими фактами, которые меня почему-то взволновали. Не говоря уже о том, чтобы передать знания. Передавать-то нечего, кроме обрывков собственных ощущений.

Так как же я познаю? (в слове «познаю» ударение на предпоследнюю букву… алфавита).

Мне 15 лет. В школьной программе – «Мастер и Маргарита» Булгакова. Прочитал  сразу, от первого троеточия до последней точки. Окунаешься, как в бурную реку в водоворот событий, таинственных и смешных. Потом захватывает тебя поток далёкого прошлого, но в то же время такого близкого нынешней, ищущей добра, душе. И над всем этим сильнейший вихрь любви, безграничной и вечной.

Следующие двадцать лет, почти каждый год читал роман снова. Не получалось жить без него. Даже параллели проводил между изменениями в судьбе и временем прочтения.

«Я» взрослело. Каждый новый «Я» опять и опять находил то, чего не видел предыдущий.

В какой-то момент вдруг понял, что впитываю не слова и суть, а энергию прочитанного. И энергия эта, кажется, неисчерпаема.

Очень похожие ощущения испытываю, когда очередной раз, приезжая летом на отдых, вхожу в море. Тёплое море обволакивает, растворяет твое «Я». Идёт мощнейший не осознаваемый обмен информацией. Камни, песок, водоросли, рыбы, медузы, ракушки - всё живое отдаёт частичку себя. (Камни, песок – живые? – спросит внимательный читатель. Да. И не верьте в обратное.) Поплавав немного, на берег выходит уже совершенно другой, «прокачанный» человек.

«Мастер и Маргарита» тоже «прокачивает»… Булгаков «рулит».

2018

(ТихОрецк - город. ТихАрецкий - Ваня.)