Пустота и откровение

Виктор Печорин
Пророк Иов в своей книге говорит о Боге: «Он ветру (т.е. воздуху) полагал вес и располагал воду по мере», «назначал устав дождю и путь для молнии громоносной» . Материалисты прошлых веков, чьим кредо было «чего не вижу – того не существует», были убеждены, что раз воздух невидим, значит его нет, это просто пустота, а пустота веса не имеет. Это «авторитетное» мнение вошло в учебники. «Факт» невесомости воздуха был признан и подтвержден даже такими светилами науки, как Галилей и Коперник!
С «высоты» своих научных «познаний» ученые мужи тех времен потешались над наивным Иовом, утверждавшим, что Бог «положил воздуху вес». «Какой у воздуха вес?- иронизировали академики, крутя пальцем у виска. - Ведь всем известно, что воздух веса не имеет!»
Возможно, эти насмешки продолжались бы и сегодня, если бы «познания» (а точнее – необоснованная вера) тогдашних ученых не натолкнулись на правду жизни.
Дело было так. При сооружении фонтанов во Флоренции обнаружилось, что забираемая насосами вода никак не желает подниматься выше 34 футов, хотя согласно научным представлениям того времени нагнетание воды поршнем насоса объяснялось тем, что «natura abhorret vacuum» - «природа боится пустоты».
Недоумевающие строители обратились за помощью к самому Галилею, который то ли в шутку, то ли всерьез ответил, что, вероятно, «природа перестает бояться пустоты на высоте более 34 футов» .
И только молодой ученый по фамилии Торричелли , воссоздав в лаборатории модель строящегося фонтана, догадался, что высота поднятия жидкости за поршнем насоса напрямую зависит от плотности жидкости: чем плотнее жидкость, тем ниже высота, на которую ее может поднять поршень. При этом между поршнем и жидкостью образуется настоящая пустота (позже её назовут «торричеллиевой пустотой»), а не выливается жидкость обратно в сосуд потому, что атмосферный воздух давит на поверхность жидкости в сосуде. А это означает, что воздух все-таки имеет вес! Это утверждение казалось современникам Торричелли настолько невероятным, что не сразу было принято учёным сообществом (сейчас-то это знают даже школьники).
Так в очередной раз Откровение посрамило несовершенство человеческих знаний. Ветхозаветный пророк оказался прав, а насмехавшиеся над ним ученые мужи со всей своей наукой в очередной раз попали впросак.

Из книги "Протоколы небес"