Передвижники. Карл Гун

Алина Алексеева-Маркезин
      Карл Гун. Попался!, (1875), холст, масло — Государственная Третьяковская галерея.

      Карл Гун - российский исторический, жанровый, портретный живописец, акварелист, академик, профессор исторической живописи, член Совета Императорской Академии художеств, член Товарищества передвижных художественных выставок.

         Гун был принят в ученики Академии (1852—1861), где его главным наставником стал профессор П. В. Басин.
              Во время прохождения академического курса получил четыре серебряных медали за успехи в рисовании и живописи и малую золотую медаль за написанную в 1860 г., по конкурсу, картину: "Олимпийские игры".


            В 1861 г. получил звание классного художника 1-й статьи и большую золотую медаль за программную картину: "Великая княгиня Софья Витовтовна на свадьбе Василия Темного".

           В 1863 г. К.Ф. Гун поехал за границу, в качестве пенсионера Академии.
Посетив Лейпциг, Дрезден, Прагу и Мюнхен, поселился в Париже и сразу же начал картину "Эдита Лебяжья-шея находит на поле.

       В 1868 г. в парижском Салоне была представлена картина Гуна "Канун Варфоломеевской ночи" (Русский музей, Санкт-Петербург), обратившая пристальное внимание к художнику. Эта работа стоит на высшей ступени наследия Гуна.Картина затем была перевезена в Санкт-Петербург и приобретена Императором Александром III, тогда еще наследником - цесаревичем. Эта картина принесла художнику звание академика.

В. В. Стасов с гордостью писал о творениях Гуна: «...в этих картинах выразилось столько истины и глубины, что если бы поставить их в парижских музеях, они играли бы там очень капитальную между французскими картинами на французские сюжеты: вот как иногда сильны русские таланты! До сих пор ни один французский или немецкий, или итальянский художник не способен был бы сделать на наши сюжеты то, что мы способны сделать на их сюжеты».

         По возвращении в Россию в 1872 г. Гун был избран в члены совета Академии. В это время совет Академии художеств принимает решение привлечь к занятиям со студентами молодых педагогов, и в частности, обращается с таким приглашением к Карлу Гуну и назначает его профессором Академии.

В 1874 г. у Гуна обнаружились признаки чахотки. Медицина была бессильна перед ней, но как вариант спасения врачи посоветовали художнику сменить сырой петербургский климат на более благодатный.

 В 1873 г. Гун становится членом Товарищества передвижных Художественных выставок и представляет свои работы на I выставке. При этом, что на всех этапах своей творческой биографии он ни на йоту не отошел от академической традиции.

            Когда болезнь обострилась, по настоянию врачей, художник отправился на лечение в мягкий климат Швейцарии. Но, как оказалось, он приехал в эту страну, чтобы умереть. Скоротечная чахотка сразила художника в расцвете творческих сил, именно тогда, когда он сам считал свое положение в искусстве полностью упрочившимся, когда, наконец, жизненные условия позволили ему обзавестись семьей.

       Гун скончался в Давосе (Швейцария) в январе 1877 года, прожив всего 47 лет. Жена перевезла тело художника на родину, в Мадлиену.
Посмертная выставка его картин была устроена в 1878 г. при VI выставке передвижников по инициативе Крамского и при самом деятельном его участии, на ней экспонировались живописные и графические работы Гуна, его рисунки из путевых альбомов.