4. 4. Пролог русской философии

Юрий Шпилькин
 Своеобразие русской философской мысли до монгольского нашествия определятся особой ролью православной церкви. Православие отвечало психологии русского народа,  принявшего христианские ценности, которое предлагало новый взгляд на человека: перед богом все равны, нет ни раба, ни господина. В период раннего средневековья  православная церковь сыграла определяющую роль не только в утверждении религиозного монотеистического сознания, но и в формировании централизованной государственности и новой культуры на Руси. Открывались первые христианские монастыри, школы, приюты, переводились труды Отцов церкви, жития святых и праведников, литургические тексты и другая религиозная литература. Философское мышление в наибольшей степени обнаруживается в произведениях средневековой русской мысли до монгольского периода таких как «Слово о Законе и Благодати» Иллариона, «Поучения» Владимира Мономаха, «Повесть временных лет» летописца Нестора.
Основными темами летописей 13 века являлись события монголо-татарского нашествия. Значительная часть русских земель попала в зависимость от Золотой Орды в результате нашествия Батыя. Почти 250 лет (с 1243 г. по 1480 г.) продолжалось татаро-монгольское иго. Наиболее гибкую политику взаимоотношений с монголами проводил князь Александр Невский. По оценке одного из основателей евразийского движения Г.В. Вернадского, Александр Невский совершил два подвига – «подвиг брани на Западе и подвиг смирения на Востоке». Александр Невский, заключив мирный договор, выплачивал дань монголам и тем самым обезопасил от раззора, а затем остановил и окончательно изгнал крестоносцев и литовцев из русских земель. Евразийцы пытались найти  положительное влияние столь длительного взаимодействия между народами Евразии. Один из основателей евразийства  Н.С. Трубецкой  в работе «Общеевразийский национализм» подчеркивает, что «Между народами Евразии постоянно существовали и легко устанавливаются отношения некоторого братания, предполагающие существование подсознательных притяжений и симпатий» . Позже эти симпатии Л.Н. Гумилев назовет комплиментарностью.

Исихазм – широко распространенное в Византии восточно-христианское (от греч. hesychia — покой, безмолвие, отрешенность), мистическое течение в Византии. В широком смысле — этико-аскетическое учение о пути к единению человека с богом через «очищение сердца» слезами и самососредоточение сознания; включало систему психофизического контроля. Начиная с XIV века стал неотъемлемым элементом традиции русского православия. Исихазм оказал влияние на мистические настроения в мире ислама, окружавшем Византию начиная с VII века. Это влияние хорошо видно в таких мусульманских мистических движениях, как суфизм (дервишество). А благодаря тесным (хотя, зачастую, недружественным) контактам между мусульманскими халифатами и югом Западной Европы суфийская традиция отразилась на формировании католического мистицизма, ярким представителем которого был Франциск Ассизский (1182 – 1226). Таким образом, мусульманский мир сыграл роль своего рода «моста», связующего две в то время достаточно отдаленные ветви христианства – русское православие и западноевропейский католицизм.

Сергий Радонежский, игумен Радонежский, игумен земли Русской, всея России чудотворец (в миру Варфоломей; 3.5.1314 г. — 25.9. 1392 г.) — иеромонах Русской церкви, основатель ряда монастырей, в том числе Свято-Троицкого монастыря под Москвой (ныне Троице-Сергиева лавра).Запретив просить подаяние, Сергий поставил правилом, чтобы все иноки жили от своего труда, сам подавая им в этом пример.
С начала 1370-х годов положение обители меняется: около 1374 года умерла вдова Ивана Калиты княгиня Ульяна, в удел которой входил монастырь, и Радонеж отошёл князю Владимиру Андреевичу, став его «вотчиной».[15] С этого времени князь Владимир часто посещает монастырь, организует снабжение его всем необходимым (ранее инокам нередко приходилось голодать).
Освобождение земли русской началось с того, что Мамай пообещал князю Дмитрию Московскому и некоторым его боярам устроить их личные дела, в том числе, молодому князю Дмитрию выдать ярлык на великое княжение в обмен на предоставление концессий. Если бы Дмитрий согласился на эту сделку, то Московское княжество стало бы торговой колонией генуэзцев. И хотя многим предложение показалось выгодным, Преподобный Сергий Радонежский заявил, что «на Святую Русскую землю допускать иноземных купцов нельзя, ибо это грех». Авторитет Сергия был настолько высок, что с ним нельзя было не считаться, к тому же его поддержал митрополит Алексий. В результате Москва отвергла предложение Мамая и генуэзцев и тем самым перешла от союза с Мамаем к вольному или невольному союзу с законным наследником ханов Золотой Орды — Тохтамышем.
Куликовской битве с Мамаем предшествовала встреча князя Димитрия с преподобным Сергием: «Известно стало, что Божиим попущением за грехи наши ордынский князь Мамай собрал силу великую, всю орду безбожных татар, и идет на Русскую землю; и были все люди страхом великим охвачены». Великий князь Димитрий, впоследствии известный как Дмитрий Донской, «пришел к святому Сергию, потому что великую веру имел в старца, и спросил его, прикажет ли святой ему против безбожных выступить: ведь он знал, что Сергий — муж добродетельный и даром пророческим обладает». Преподобный Сергий ответил: «Следует тебе, господин, заботиться о порученном тебе Богом славном христианском стаде. Иди против безбожных, и если Бог поможет тебе, ты победишь и невредимым в своё отечество с великой честью вернешься». Получив от преподобного Сергия благословение, великий князь «ушел из монастыря и быстро отправился в путь.
Классика русского исихазма – рублевский образ Святой Троицы. Это вершина творчества Андрея Рублева.
Андре;й Рублёв (около 1360[3] — 17.10.1428) — наиболее известный и почитаемый русский иконописец московской школы иконописи, книжной и монументальной живописи XV века. Канонизирован Русской православной церковью в лике преподобных святых. Рублев не просто художник, он монах, он последователь созерцательной школы Сергия Радонежского, отсюда его особенности как творца-практика. В образе Троицы – сила и кротость, благородство и духовная углубленность, мягкость черт лица и непреклонность во взглядах святых ликов. Три кротких ангела легкими склонениями голов, легкими движениями рук предвещают будущую судьбу мира. Они предвидят печали, жертвы, крестный путь, но это находит высшее разрешение в умиротворенной гармонии.  «Образы Андрея Рублева это, если можно так сказать, русский вариант исихазма, соединивший общие духовные законы с русской ментальностью» .