Массаде надо выжить

Моисей Харитонов
ВВЕДЕНИЕ

Предстоит сделать доклад “Многогранность истории защитников Масады под руководством Эльязара Бен-Яира”. Это хороший стимул для подступа к исследованию возможности получения гораздо большего воспитательного и поучительного эффекта от одного из главных туристических и пропагандистских объектов Израиля.

Это был завершающий эпизод длительной Иудейской войны – войны евреев с римлянами. В 70 году н. э., после взятия римскими легионами Иерусалима, в крепости Масада на вершине одной из скал Иудейской пустыни обосновались последние из восставших сикариев, представителей радикальной партии, возглавившей восстание против римлян. Защитников крепости едва насчитывалось тысяча человек, включая женщин и детей.

Ещё три года римляне не могли подступиться для штурма крепости. Около девяти тысяч рабов проводили дороги и носили землю для сооружения осадного вала вокруг крепости и площадок для метательных машин и тарана.

Когда римлянам удалось начать штурм крепости, Элазар бен Яир произнёс перед евреями пламенную речь и призвал их умереть свободными людьми — предпочесть смерть мучительному и позорному рабству.

Историограф того периода Иосиф Флавий ссылается на рассказ двух женщин, которые с пятью детьми укрылись в пещере и поведали римлянам о том, как мужчины убили своих жён и детей, а затем по жребию друг друга:

«Так погибли они все с уверенностью, что не оставили после себя ни единой души, над которой могли бы надругаться римляне. Назавтра поднялись римляне на Масаду, и когда нашли груды убитых, не возрадовались при виде погибших врагов, а только застыли в молчании, поражённые величием их духа и несокрушимым презрением к смерти»  (Иосиф Флавий, «Иудейская Война»)

А) Исходная гипотеза:

1. Признанный героическим поступок тогдашних иудеев используется, видимо – эффективно, для воспитания еврейской молодежи в Израиле и других странах, для мобилизации и поддержания патриотической и боевой настроенности множества израильтян.
 
2. Использование в воспитательных и психолого-мобилизационных целях истории (во многом – неизвестной и додуманной) с демонстративным самоубийством сикариев является только частью того, что можно и нужно взять современному Израилю для решения задачи выживания в условиях нарастающего межцивилизационного противоборства.

3. Цивилизационные гиганты в своем противоборстве готовы уничтожить маленький Израиль. Исламизм прямо и вполне искренне декларирует намерение уничтожить Израиль, Америка, как можно предположить, готова использовать всех до одного бойцов Израиля в качестве первого этапа торможения исламистского наката. Вторым этапом может быть задержка исламистов в изуверском доуничтожении мирного населения.

4. Спасительным для Израиля может быть некий НЕОЧЕВИДНЫЙ, ТВОРЧЕСКИ НАЙДЕННЫЙ, ИЗОБРЕТАТЕЛЬСКИЙ политический маневр с использованием и военных действий.

5. Возможности такого маневра скрыты в сложной системе взаимоотношений со сложной вероятностной динамикой развития.

6. История иудейской войны с кульминацией героики Масады может быть игровым сценарием для настройки системного видения современной ситуации. И для волевой закалки к системному анализу.

7. Имеет смысл сместить фокус анализа с рядовых героев на лидеров и «менеджеров» в том историческом сценарии. В том числе, «менеджера», который нашел состоявшийся вариант поступка последних защитников Масады и который побудил их к этому поступку.

8. Выходом анализа может оказаться материал и способ настраивать не только мужество и самоотверженность солдат, но и высокую степень творческого напряжения пирамиды руководителей и лидеров на всех уровнях. 

Что же это за личность, Элазар бен Яир, который смог подвигнуть сотни людей на такой жестокий и впечатляющий шаг? Какая среда вырастила его и обусловила «менеджерский» успех.

Б) ОСНОВНЫЕ РЕЛИГИОЗНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ СРЕДЫ ТОГДАШНЕЙ ИУДЕИ

Саддукеи (рисунок над текстом) - одно из главных религиозно-политических течений в Иудее 2 в. до н. э. – 1 в. н. э. Саддукеи опирались на священническую верхушку, а также на крупных землевладельцев, военную знать и чиновнический аппарат. Стоя близко к властям, саддукеи были более подвержены эллинизации, а позднее и влиянию римской культуры.

Согласно Иосифу Флавию, в противоположность аристократам-саддукеям, фарисеи были весьма популярны в народе, и их влияние на массы было очень велико. Иосиф отмечает человеколюбие фарисеев, которые «желают мира всему народу, в то время как саддукеи строги даже к своим братьям и гневливы к сотоварищам, как если бы те были чужеземцами». Фарисеев называли «мудрыми и знающими в разъяснении законов». Фарисейское движение стремилось подорвать религиозную монополию саддукеев: религиозный ритуал и молитва, которые исконно были частью храмового культа, стали отправлять в домах, а ученые, не принадлежавшие к священническому сословию, начали играть важную роль в религиозной жизни народа.

В) СУБЪЕКТИВНЫЕ ОСОБЕННОСТИ РИМСКИХ ДЕЯТЕЛЕЙ

То, что свершили последние защитники Масады, видимо, правомерно определено как подвиг. Были и другие подвиги и малые победы иудеев, но, подобно другим народам, римской империи они проигрывали.

В то время, как евреи заучивали и перетолковывали накопленные тексты, империя практически осваивала философские накопления.
 
Платон в учении об идеях (воплощенных в конкретных преходящих вещах) и концепции государства (которому как целому должны быть подчинены интересы отдельных людей) стоял на позициях холизма.

Появление имперских государственных образований сначала под эгидой Македонии, затем – Древнего Рима, обусловило запрос на проработку  социально-политических и этических проблем.  Расширение географического горизонта древних греков было проникновением в новые реальности: другие люди, другие боги, обычаи, мораль, политическое устройство и т. д. Сформировался особый подход к миропониманию – ничего не принимай на веру, всматриваться и осмыслять увиденное, все подвергать сомнению.
 
Состоялся кризис мифологического сознания. Мироздание стало пониматься как единое целое, живое и упорядоченное. Утвердился рационализм - все окружающее и сам человек постигается только разумом (и ничего на веру).

Как относиться/использовать уроки прошлого?

Мудрое отношение – использование фрагментарных впечатлений.

Умное отношение – холистическое восприятие и учет системных отношений. Из прошлых ситуаций выхватываются целостные, системные объекты. В истории, где случился эпизод Масады, нас интересует система « поведение вождей в отношении потенциала переигрывания физически превосходящего врага».