Подарок

Людмила Ханаева
Утро было солнечное. Во дворе стояли высокие тополя и  хрупкие белоствольные  березы, поспешно сбросившие  к холодам праздничную  золотистую листву. Их оголенные верхушки  упирались в чистое голубое небо.  Кое-где сияли прихваченные морозом лужи. Природа всем своим видом давала понять, что приближается зима.
Но сегодня  однообразные серые деревья не вызывали в душе Ольги чувства грусти. Она, готовя завтрак, с удовольствием поглядывала на улицу. Поздний осенний пейзаж  за окном радовал, пробуждая какие-то приятные надежды. Даже  ее шестнадцатилетняя  дочь Наташка вышла на кухню без обычного ворчания и, обнаружив на столе горячие пышные оладьи, озарилась приветливой улыбкой.
- Ма-а, как вкусно!
- Во сколько будешь дома? - поинтересовалась  Ольга, после того, как они позавтракали.
- У меня сегодня английский, а потом - бассейн, так что скоро не жди, - ответила  девушка, на ходу застегивая джинсовку.
Хозяйка квартиры тоже оделась. Придирчиво осмотрев себя в зеркале, мысленно оценила:  «Неплохо!» и только после этого захлопнула дверь, обшитую светлым дерматином. Проходя мимо почтового ящика, вспомнила, что уже несколько дней не открывала его. Достав ключ,  заглянула в  ячейку,  где с удивлением обнаружила  объемистый бумажный пакет. Но так как временем уже не располагала,  то бросила почтовое послание в сумку, позволив себе лишь  беглым взглядом  пробежаться по обратному адресу. На остановке, дожидаясь автобуса, женщина  достала сверток и покрутила его  в руках. «Наверное, что-то перепутали», - предположила она и решила, что непременно позвонит в редакцию и сообщит про ошибку.
Когда ее начальница - склочная  «старая дева» Наталья Михайловна -  отлучилась в соседний кабинет, чтобы как-то развеяться, а заодно и посплетничать, Ольга набрала телефон республиканской газеты.  Однако приятный женский голос уверил ее, что никакого недоразумения нет. Действительно, от ее имени  в «Клуб знакомств» поступила оплаченная квитанция с приложенным  текстом:  «Симпатичная неунывающая  женщина,  имеющая высшее гуманитарное образование,  хотела бы познакомиться с добрым интеллигентным мужчиной без вредных привычек, от 40 до 45 лет». Ее номер -  110-405.  «Вот как!» -  опешила она  и, надорвав пакет,  взяла в руки пачку конвертов с разноцветными марками. На всех посланиях стояла отметка: «Абоненту № 110-405».  Выходит, что ей!
Ольга не один раз видела подобные объявления, называя их про себя «крик отчаявшейся души». Как правило, женщины заявляли о себе более активно. Чаще всего это был стандартный набор фраз:  «хорошая хозяйка», «устала от одиночества», «создам в доме уют», «любителей выпить или сидевших прошу не беспокоить». Правда,  иногда встречались довольно-таки интересные тексты. Читая их, она старалась представить себе  человека, которому удавалось   в двух-трех  предложениях  что-то сказать о себе и в то же время заявить о каких-то  требованиях, не используя штампы.  Но участвовать в этом самой?! Такого желания у нее не возникало, потому что мужским вниманием была не обделена. В музее, где она работала уже больше пятнадцати лет, постоянно крутились художники, журналисты, искусствоведы. Каждая выставка отмечалась фуршетом. Нередко проходили в его стенах встречи с известными поэтам,  писателями …   Возвращаясь в свой дом, она отдыхала от впечатлений и суеты…

Через двадцать минут  должна была  состояться экскурсия. Поэтому Ольга, еще раз  пробежав глазами по адресам абонентов, убрала письма от любопытных глаз и    спустилась вниз, где ее ожидала группа студентов.  Рассказывая молодым людям о северных пейзажах местных художников, она отвлеклась, окончательно забыв про необычный «сюрприз», лежащий в сумке. Но мысль о нем то и дело всплывала в ее сознании в течение рабочего дня.  «И все-таки кто же преподнес мне такой подарок!?» - задавала она себе один и тот же вопрос.
Дома, сняв пальто, женщина сразу же набрала домашний телефон  бывшего мужа. «Ждите», - обнадежили  с междугородки и тут же отключились. «Ну что поделаешь? Придется ждать!» - пожаловалась она дымчатому коту по кличке Малыш, который  терся у ног.  «Пойдем, мой хороший, я тебе молочка налью!» Кот, подняв хвост, тут же последовал за ней, одобрительно мяукая: «Конечно, прежде всего - я, а потом - все остальное!».
Уже больше пяти лет они с мужем жили врозь. А поспособствовало этому простое желание - иметь машину. Чтобы ее купить,  муж решил подработать на крайнем севере. Ольга, мечтая о личном транспорте, мысленно представляла, как  садится в новенький автомобиль, а  взбалмошная начальница провожает ее  завистливым взглядом. Конечно же, их десятилетняя дочь Наташка решающего голоса не имела, но идея, что папа будет катать и ее, и маму в машине, ей тоже понравилась. Евгений не стал откладывать задуманное в долгий ящик,  вскоре собрался  и уехал.
Первое время часто звонил. Скучал! Потом связываться с семьей  стал все реже и реже и, в конце концов, совсем замолчал.  Ольга вначале  находила для него какие-то оправдания, затем  занервничала (не случилось ли чего?) Не выдержав томительной неопределенности,  отпросилась с работы и поехала к мужу.
«Открыла мне дверь девушка, - рассказывала потом она своей подруге Лиде. - Ничего, симпатичная такая, в домашних тапочках, в ситцевом халате. Я спросила:
- Журов Евгений здесь живет?
- Да, - и утвердительно кивнула.
- Я могу его видеть?
- Женя на работе, будет после пяти. А зачем он вам?
Услышав, что я - его жена, девушка смутилась.
- Проходите…-  пригласила она,  распахнув  передо мной  дверь. - Женя скоро закончит работу. Извините, я очень спешу, можете попить чай, посмотреть телевизор.
И, одевшись, ушла.  Я даже не успела спросить, кто она?
Вскоре появился  Женька.
- Привет, - без особой радости кивнул он, снимая теплую куртку.
- Что  случилось, почему ты не звонил?  Женя, я  ведь переживаю! С  работы сорвалась…  А что за девушка открыла мне дверь? - засыпала я его вопросами.
Смотрю, а  глаза у него такие виноватые - виноватые, не знает, куда их деть.
- Оля, прости,  я понимаю,  дочь у нас растет... - начал он вводить меня в курс дела. -  Ты только не волнуйся,  алименты  исправно платить буду.  Постараюсь помогать  вам по возможности. А потом  про нее, «разлучницу» … Оказывается, она хорошо готовит и все свободное время посвящает ему, а я   всегда куда-то мчалась: то в театр, то на  творческие «тусовки»...  А ему хотелось, чтобы я каждый вечер, подперев подбородок,  сидела напротив и с умилением наблюдала, как он поглощает приготовленный мною борщ.  Женька что-то еще говорил,  но я больше не могла  слушать,  развернулась и ушла: боялась разреветься.  Ночь на вокзале провела, сидела и тупо смотрела в окно… Видела, как  Женька на такси подъехал, но успела за газетный киоск заскочить».
 Некоторое время  Ольга осмысливала случившееся: замкнулась, перестала выходить «в свет». Со стороны казалось, что  она  даже свыклась со статусом «одинокой женщины». По вечерам, сидя в любимом кресле и поглаживая мурлыкающего от удовольствия кота, она что-то извлекала из прошлой жизни, вздыхала, жалея себя и Наташку. Потом как-то резко взяла себя в руки и начала, назло мужу, свою личную жизнь устраивать. (Как будто бы доказать хотела, что еще способна пользоваться успехом!) И закрутилась карусель: то около нее подающий надежды живописец, то газетчик, освещающий  в печати очередную выставку.  Конечно же, и собой недурна, и преподнести себя умеет, и цену себе знает. Но серьезные отношения  у нее ни с кем  так и не сложились… Через полтора-два года Ольга так же неожиданно потеряла интерес к мужчинам и,  к удивлению окружающих, постепенно стала превращаться  в домоседку.
- Ты мне не нравишься! - однажды, глядя на нее,  заявила Лида. - Ну, не получилось, бывает, зачем руки-то опускать или же ты ждешь возвращения  Женьки!
-  Лид, не спорю:  цветы, комплименты это - приятно! Но я почему-то постоянно вторгалась в чьи-то отношения…  Начинаешь анализировать и сразу же  представляешь себе обманутую женщину или же на месте ребенка, брошенного отцом, свою Наташку. Нет, на чужом несчастье своего  счастья не построишь!  Если бы мужчина был одинокий или хотя бы  разведенный, тогда другое дело. Вроде, как не я виновата! Но, к сожалению, такой мне не встретился. И не будем больше об этом!

Прошло минут двадцать. Наконец ее соединили с нужной квартирой. Телефон взял сам Евгений.
- Ольга, что-то случилось с Наташей? – взволнованно спросил он.
- Успокойся, все нормально! Женя, а здороваться ты уже разучился?  Как сам-то живешь?
-  Как живу? Да нормально,  работаю, сын ходит в садик. А где Натка?
- Не обижайся. У нее большая нагрузка:  школа, дополнительные занятия по английскому языку и еще - бассейн. Уже дружит с мальчиком. Дима Малышев, одноклассник.  Хороший  парнишка,  доброжелательный.
- Какие мальчики? Учиться ей надо, готовиться в институт, куда ты смотришь?! - заворчал он.
- На расстоянии, мой милый, ценные указания легко давать! - огрызнулась Ольга.
Поняв, что с Наташкой ничего не произошло, голос его стал более спокойным.
- Передай ей от меня большой привет. Скажи, что мальчики  никуда не денутся!
И все. Затянувшаяся пауза означала - больше  разговаривать не о чем! Она поняла, что с бывшим мужем ее связывает только общая дочь. Не мог Женька преподнести  такой сюрприз, потому что уже давно вычеркнул ее из своей жизни.
«Так кто же все-таки хочет выдать меня замуж?» - опять вернулась она к этой мысли и стала перебирать в памяти своих бывших поклонников. Получался абсурд: допустим она не ответила взаимностью, и вместо мести отвергнутый  мужчина проявляет подобную заботу. - «Ха-ха-ха! Нарочно не придумаешь!» 
«А вдруг это - Лида?  - осенила ее новая мысль. – Ну и конспиратор!» Она опять схватилась за телефон.
- Ты можешь ко мне спуститься? - спросила Ольга у подруги.
- Что-то срочное?
- Да, очень! Приходи, пока  нет дома Наташки.
Распахнув входную дверь и пропустив вперед соседку, женщина выложила на стол пакет, из которого показались конверты, обклеенные марками.
- Твоих рук дело?
- Что это!?  - недоуменно поинтересовалась Лида.
- Послания от женихов! -  ехидно скривив губы, прокомментировала Ольга. - Сегодня утром заглянула  в почтовый ящик,  а там – вот этот самый пакет. Посмотрела на обратный адрес, решила – ошибка. Позвонила в редакцию и услышала вежливое, что услуга была оплачена, а к квитанции, как и положено, прилагался текст. Мне его даже зачитали и личный номер  сообщили, 110-405. Каково,  а? Вот и думаю, кто же сделал мне такой «подарок»? – и она, прищурив глаза, красноречиво покачала головой.
- И ты подумала на меня? -  с удивлением воскликнула соседка, перебирая конверты. - А вообще-то идея хорошая! Но на такое, подруга,  у меня бы, честно говоря, фантазии не хватило.  Хм, любопытно, кто же этот доброжелатель? А может, ты какой-то женщине перешла дорогу, и таким образом она хочет устранить тебя?
- Лид, да у меня  уже года три нет никаких романов. Я, грешным делом, предположила, что это «подарок» от Женьки! Подумала: «Наверное, совесть мужика замучила: у него-то все «в ажуре», а я – до сих пор одна! Вот он и проявил своеобразную заботу!»  Когда мы с ним  жили, Женька такой выдумщик на разные сюрпризы был! Но там все - «глухо», только что звонила. Как видишь, сижу и ломаю голову над этим ребусом!
- Успокойся! – остепенила ее соседка. -  Посторонний человек не стал бы тратить на тебя деньги. Ты письма - то читала?
- Нет.  Я вообще не знаю, что с ними делать! – пожала плечами Ольга.
- Что, что? Читать! Будет непорядочно с твоей стороны, если ты не ответишь. Они ведь не знают, что тебя  разыграли! Ну, в конце концов, соообщи о том, что вышло недоразумение, только не забудь  приписать,  что ты безумно довольна  жизнью,  и  лелеешь свое одиночество. Нет, нет, даже не так, - подняв вверх указательный палец и прищурив живые серые глаза, продолжила  она свою мысль дальше, - укажи, что ты до сих пор веришь в возвращение блудного мужа! Ольга, да радуйся, что нашелся  такой человек, который подумал о тебе. Хватит сыщика изображать! Может в одном из этих конвертов - твое счастье находится!
-  Бэ-у.
- Что за бэ-у?! - не поняла Лида.
- Бэу это - счастье бывшее в употреблении, но по каким-то причинам давшее сбой, ну поломавшееся что ли! А это тебе – не утюг починить! - пояснила Ольга. -  Знаешь, Лида, о себе написать можно, что угодно…  Не исключено, что  в этой стопке лежит послание авантюриста или жулика, заключенного, в конце концов.  Поди, раскуси  незнакомого человека!  Предстанет  перед тобой такой франт, соловьем запоет … Мало ли среди них артистов! А  у меня в квартире, между прочим,  несовершеннолетняя дочь. Я, подруга,  не только собой рискую!
- Да ты еще ни одно письмо не прочитала, а уже всем диагнозы поставила! -возмутилась соседка.
- Ну,  хорошо, не буду так мрачно. Ладно, появится в моей жизни надломленный какими-то непростыми  обстоятельствами мужик.  Сыграет на моей бабьей жалости, чтобы войти  в доверие. Жизнь ведь тоже учит  приспосабливаться. Его надо будет выслушать, понять, пожалеть. А потом он притрется,  расслабится и о своих друзьях вспомнит, ну, с кем печаль свою делил «под горькую»!  Радость начнет обмывать. Голос пробьется, свое «я» во главу отношений ставить начнет… Зачем мне все это!
- Господи! И ты, как «премудрый пескарь», решила всю жизнь в норе отсидеться, не высовываясь! В твоем возрасте надо уже уметь отличать белое от черного. Очередь - то за тобой, девушка, не стоит! Чего изгаляешься? Еще несколько лет пролетит, и у Наташки своя семья образуется. Так и состаришься в кресле напротив телевизора. А мужика, если ты хочешь знать, не только всю жизнь  воспитывать надо, но и бдить. То друзья соблазняют, то бабы норовят увести. А что готовое-то не прибрать! – потом, повертев в руках почтовый сверток,  продолжила, - если не захочешь отвечать, заберу у тебя письма и каждому напишу,  что ты очень нуждаешься в мужской психотерапии,  понятно! Так что думай до завтра. Пойду, у меня белье замочено.
На следующий день, прячась от Натки,  они уже вместе  знакомились с  необычной почтой и обдумывали, как бы  тактичнее объяснить сложившиеся обстоятельства.

Один день сменялся другим. Нередко по вечерам  за чашечкой чая подруги разговаривали, спорили,  совещались…  Теперь Ольга сама регулярно проверяла почтовый ящик и  отвечала на телефонные звонки. Ей не хотелось, чтобы дочь о чем-то догадывалась… Правда, Наташка иной раз  настороженно поглядывала  в ее сторону, особенно  когда они с Лидой, забывшись,  вдруг повышали тон,  но вопросов никаких не задавала. 
Прошла осень. Незаметно отбыла свой положенный срок зима. И вот уже теплые солнечные лучи все смелее и смелее  стали опускаться на землю. За окном бесцеремонно застучала веселая капель, и вскоре  побежали в разные стороны звонкие ручьи, извещая мир о том, что наступила  весна!
Однажды за ужином Ольга обратилась к дочери.
- Ты знаешь, Ната, я бы хотела пригласить к нам одного человека. Только ты пойми меня правильно. Твой папа бросил нас, когда тебе  было десять лет.
- Мам, давай короче, у тебя появился  мужчина, и ты хочешь нас познакомить.
- Ну,  в общем-то так. Но… - Ольга усиленно старалась подобрать нужное слово.
- Я согласна, приглашай, - помогла ей Наташа. - У меня - уроки. Я пойду, хорошо.
- Ната, нельзя же так! Для меня это очень важно! Ты что, не можешь уделить мне каких-то десять минут?
- Мама, мы - взрослые люди. У отца - другая семья. Я все понимаю. Почему же ты должна быть одна?
- И тебе совсем не интересно,  кто к нам  придет?
-  Ма-а,  вы же сто раз обсудили все с тетей Лидой.
- А ты подслушивала?! – возмутилась Ольга.
- Нет! Как же ты могла так плохо обо мне подумать? Просто  я знаю, что из «Клуба знакомств» тебе приходили письма.
- Откуда ты знаешь?
- Мамочка, только, пожалуйста, не надо нервничать, ты же у меня -  умница,  красавица, тебе давно пора было встряхнуться! У меня  Димка есть, а ты все одна да одна! Как-то мне в голову пришла идея  написать в газету от твоего имени.  Я скопила деньги и подала объявление … - опустив в пол глаза, пояснила девушка. - В тебя, как будто бы жизнь вдохнули, честное слово! Ты так изменилась.
- Ты-ы-ы!!! – опешила Ольга.
- Да. – Утвердительно кивнула головой дочь. - Ну ладно, мамочка, я пойду. - Наташа встала из-за стола и быстро скользнула за дверь своей комнаты.
Ольга некоторое время тупо смотрела перед собой,  затем схватила телефон и начала энергично нажимать на кнопки.
- Лида, ты знаешь, кто преподнес мне подарок?!
- Какой подарок? – не поняла подруга.
- Письма из «Клуба знакомств»!
- Ну?
- Наташка! Да, да, моя Наташка! Надо же до такого додуматься! Что ты на это скажешь!?
На другом конце провода Лида некоторое время собиралась с мыслями и, наконец,  ответила.
- Что я скажу… У тебя взрослая  и  очень мудрая дочь… Кстати - не в тебя!