Дни моей жизни. Среди китайцев

Валентина Чижик
Когда и как всё это произошло?  Невероятно. Как будто я уснула в одном мире, а проснулась в другом.
Эти люди - они кругом. Кишат в огромных супермаркетах и верхаузах.  Оккупировали все рабочие места в знакомых банках и аптеках. Их лица сплошь и рядом мелькают за стеклами проезжающих мимо дорогих автомобилей.

И даже в нашей патриархально-досточтимой школе вдруг, как грибы на ровном месте, стали встречаться эти раскосые глаза, внимательные и сосредоточенные взгляды, сухие, собранные стройные фигурки.

Китайцы. Я ничего против них не имею.
Уважаю их древнюю культуру, наслышана об особенностях национального характера, верю в несметные сокровища таинственных знаний, управляющих ходом их истории, умами и сердцами просвещенного слоя их общества.
 
Но еще совсем недавно в Бостоне они были редкостью,  я совершенно точно это помню.
По сравнению с Сиэттлом или Лос Анджелесом, где и десятки лет назад азиаты привычно встречались на улицах, в Бостоне не было ни следа никакого нашествия. Разве что в студенческих районах дорогих университетов. И только.  И вдруг такое ощущение, что пока мы спим, их сотнями высыпают с самолетов на наши улицы.

Вот я иду по своему любимому, давно знакомомму Costco, крупнейшему складу самообслуживания клубного типа, и мне кажется, что я в какой-то незнакомой стране. Изредка скользнет мимо индийская семья, помаячит вдалеке стайка бледнолицых, а вокруг толчется и катится волна уроженцев Поднебесной.  Практичные, сосредоточенные люди. Встречаясь, идут прямо на тебя, как будто в упор не видят. Никаких американистых улыбок. Кажется, хладнокровие - главное в этой публике. Неужели только кажется? На магазинных тележках гроздьями - хорошенькие маленькие китайчата, которые вовсю лепечут с родителями на своем языке. Где я, Господи?

Больше десяти лет ждут разрешения на въезд от Америки мои сестры. Новые законы ужесточили въезд по сестринской линии настолько, что вряд ли нам дождаться воссоединения. Но по каким законам так заметно быстро сюда вьезжают и занимают целые города сонмища этих неспешных и расторопных трудоголиков?

Повторяю опять же - я ничего не имею против азиатов.
И даже начала пытаться произносить некоторые фразы на китайском.
Присматриваюсь - есть чему у них поучиться! Вот, например, люксовый пансионат для пожилых в центре Бостона. Сколько-то одиноких американцев, какие-то этажи с выходцами из Советского Союза и мощная, энергичная, сплоченная община говорящих на мандарине и кантонском диалекте.

До чего же разнится образ жизни представителей этих разных стран!
Если американских стариков почти не видно, если моих соотечественников можно заметить только гуляющими и шепчущимися парочками где-то в уютных уголках, то у китайцев жизнь бьет бурлящим ключом.

Уже в пять часов утра заняты все теннисные столики. Старики и старухи задорно режутся в теннис часами напролет.  Они - на всех тренировочных спортивных машинах, расставленных по этажам. И они очень дружные. У них какие-то вечера. Какая-то группа наняла учителя танцев и учится танцевать, кто-то сидит у пианино, другие занимаются тай-чи, есть команда веселых и азартных карточных игроков, есть художники, создающие удивительные и своеобразные картины...

Энергичная деятельность, стремление и способность учиться, уверенность и упорство - это далеко не всё, чем, наверное, берут реванш выходцы из Китая. Не удивительно, что бизнесы их здесь процветают.

Удивительно, как быстро и уверенно, прямо на глазах, прибирается к рукам лопушистая, вся в наивных лозунгах, Америка.  И, наверное, не только Америка. Мудрость, ум, трудолюбие, целеустремленность. Тихая оккупация? И не нужны никакие войны.

Или я вообще ни черта не понимаю...