Откуда слёзы у любви

Вирус Гая
ПЕРВОЕ ЧУВСТВО
Трамвай, на котором я ехала на встречу с коллегами, задержался на светофоре у самой остановки. И все пассажиры вдруг стали свидетелями странной картины. На улице выясняли отношения парень и девушка. Делали это достаточно активно, размахивая руками, что-то крича друг другу. Парень отворачивался и уходил, а девушка бежала за ним, пытаясь что-то объяснить. Он отмахивался, отталкивал, а девчонка не оставляла попытки «достучаться». Наконец-то она остановилась, что-то прокричала вслед парню и, повернувшись, побрела на остановку.
Она вошла в наш трамвай, стала у заднего окна и начала плакать. Громко, навзрыд, не пытаясь скрывать свои эмоции, или не сумев их сдержать. Все пассажиры затихли.
Я понимала, что долго так продолжаться не может, но ТАКИМ эмоциям нужен был выход. Следующая остановка была моей. Я прошла к задним дверям, наклонилась к девушке и сказала: «Я могу чем- то Вам помочь? Я работаю психологом. Если будет совсем плохо – позвони мне», и положила ей в карман визитку.
Через неделю по телефону я услышала робкий девичий голос:
– Здравствуйте. Это Катя из трамвая. Вы оставили мне визитку и сказали, что если мне будет плохо, то я могу позвонить.
…В кабинет вошла симпатичная девочка, стройненькая, с большими глазами и светлыми длинными волосами. Вскоре выяснилось, что Кате 18, она студентка первого курса мединститута. А ее тревоги и боль все еще не прошли. Поэтому она начала описывать мне своего друга: сильный, симпатичный… Она замолкала, подбирая слова, а потом беспомощно разводила руками.
Она ожидала самый главный вопрос – вопрос о любви. Но я его не задавала. На глазах девочки блеснули слезы. А ведь пришла она, в принципе, за этим – за оправданием своего поведения. И явно нуждалась в помощи.
Мы поговорили еще немного о ней: об увлечениях, интересах, подругах и договорились о новой встрече. Катя ушла, а я в очередной раз подумала о любви.
Странная штука – любовь. Лично мне ближе всего определение
В. Леви: «Любовь измеряется силой прощения, привязанность – силой прощания…»
Но вот беда: на деле это не срабатывает. А уж девочка восемнадцати лет мне приведет тысячи доводов о том, ЧТО она может простить в доказательство своей любви. А еще она способна пойти на многое, чтобы доказать ЕМУ свою любовь. Сколько девичьих судеб оказалось загублено из-за первой любви.
На следующую встречу Катя пришла с улыбкой, но взгляд ее был все еще потерян.
– Ты померилась со своим Денисом? – спросила я.
– Нет, но знаете, я узнала, что он не встречается с Дашей.
– Кто такая Даша?
Дальше пошел длинный эмоциональный рассказ о том, что она была уверена, что они расстались из-за Даши. Но подруги ей сказали, что они не встречаются, а, значит, Денис по-прежнему свободен. Логика была ясна, а имя ей – надежда.
– Но ваше яркое расставание не было похоже на простую ссору с извинениями. Тебе показалось, что он хочет ваших отношений?
– Нет. Но как же я? Я его люблю.
– Любишь? А что такое любовь?
– Я жить без него не могу, – ответила Катя.
– Ну, во-первых, можешь. Уже неделю точно. Во-вторых, это не суть любви. Я очень люблю свою маму, а мама – меня. Она живет в другом городе, и смерть любого из нас ради любви не сделает нас счастливыми. Так что же такое любовь?
Катя задумалась. И вдруг перешла на другую тему.
– Что он в ней нашел? Чем она лучше меня? – заплакала Катя.
Я открыла ей альбом с фотографиями собак. И спросила, какая самая лучшая. Катя, вытирая слезы, наклонилась и развела руками.
– Все симпатичные, но мне нравится больше всех эта, – Катя показала на рыжего щенка.
– А чем она лучше других? – спросила я.
– Люди – не собаки, – отрезала Катя.
– Да. Потому что у них есть выбор. У этого щенка, если ты его возьмешь, нет выбора, а у тебя есть. И ты, выбирая его, можешь объяснить, чем он лучше других. Так чем же он лучше.
Катя присмотрелась и пожала плечами.
– Просто нравится.
– Знаешь, если я буду выбирать себе собаку с какой-то целью, я измерю ее рост, вес, объем. А если друга, то просто посмотрю в глаза. И, знаешь, мне нравится твой выбор, но лучшим здесь я считаю другую собаку. Заметь, не самой красивой или какой-то еще, а лучшей. Потому что это моя собака. Я выбрала когда-то его щенком. И теперь он для меня лучший.
Катя не улавливала ход моих мыслей и растерянно улыбнулась.
А ведь все просто. Выбирают душой. Не самого лучшего или красивого, а просто душой. А потом уже мы начинаем считать кого-то самым-самым, оправдываем его поступки, объясняем его неудачи. Мы считаем, что знаем, о чем он думает, мечтает, чего он хочет, и не понимаем, как человек может делать что-то не так, как мы хотим. В нашем понятии любви, отсутствует одна важная вещь – уважение. А любви не может быть без уважения. Если мы не признаем чужого мнения и интересов, позволяем себе что-то негативное, значит, мы не уважаем другого человека.
– Катя, я могу перейти на людей. Ко мне приходят женщины, которых бьют мужья, а они терпят, потому что любят.
– Это не любовь. Когда любят – не причиняют боли, – объяснила Катя.
– Так любит ли Денис тебя?
– А кого он любит?
– Неважно, речь идет о тебе? Вы расстались по его инициативе, он не хочет с тобой встречаться, он причиняет тебе боль. А ты его любишь?
– Да.
– Почему? Ты же не уважаешь его желание расстаться, придираешься к любому его выбору. Ты его любишь? И любишь ли ты себя. Подумай об этом.
…Катя мне позвонила через два дня. Сказала, что не спала эту ночь, и поняла, что она не любит Дениса. Она сейчас никого не любит. Просто ей очень больно от того, что он ее бросил. И плакала она именно от обиды. А теперь, когда она это поняла, ей стало легче.
Конечно легче. Обида – это жалость к себе. Она пройдет. А слезы любви – это совсем другое. Дай Бог никому никогда их не знать.

02.01.2016. Gaja