Мой курятник

Оксана Студецкая
                МОЙ КУРЯТНИК

Строительство

   Закончив строительство дома, придомовых грядок и лужаек, я приступила к последней своей мечте, строительству домика для курей.

   Дом наш стоит посредине участка размером в 6 соток. Дом занимает площадь 200 кв. метров или 0,2 сотки. Въездная дорога длиной 40 метров и шириной 3 метра заняла немнго –немало 1,2 сотки.
   Но рядом тянется  огородная площадка  также длиной 40 метров и шириной 3 метра, т.е. 1.2 сотки под огород имеется. Остальное вокруг дома.
   В правом западном углу мы построили баню со вторым этажом, который служит нам и сараем и местом для сушки трав – чердачный верх покрыт железной крышей, что вполне соответствует для естественного нагревания помещения при солнечной жаре. На кроквах протянуты веревки для подвешивания пучков трав, которые высыхают в считанные дни.
   С той же западной стороны остается место для построения моего долгожданного курятника, о котором я мечтала еще до строительства дома. Так как места не много, то строить для курей какой-то каменный сарай не имеет смысла, ведь для них нужна еще достаточная площадка для выгула.
  Итак, я задумала построить курям избушку на курьих ножках, как в сказке. Архитектурный проект нарисовала на бумаге и предоставила своим горе-строителям. Ох и намаялись они под моим руководством. 

  Домик обязательно должен быть на ножках, как в сказке. Для этого я придумала не одну опору, а всего три, как самые устойчивые, что запомнилось мне еще из институтского учебника по сопротивлению материалов про фермы.
   Для бетонного  фундамента опор мы взяли  круглую форму из 5-литровых пластмассовых бутылок, обрезав их снизу и верху. Закопав форму на глубину полметра,  залили бетонным раствором с мелкой щебенкой. Выше снова взяли бутылочную форму вложили в нее деревянное полено и также залили бетоном, оставив часть деревянной  опоры сверху не залитой.
  Итак, опоры готовы, осталось их связать по периметру в устойчивый треугольник, который в науке сопротивление материалов называется ферма.
 
   Размер домика составлял 2 х 2 метра, т.е. площадью в 4 кв. метра, в которой может поместиться до тридцати курей.
  Стены пол и потолок – все из дерева. Стены двойные, внутри заполненные пенопластом. Досчатые стены внутри зашиты также деревянной вагонкой.
  Снаружи стены украсили треугольными отходами после нарезки паркетного пола в доме. Таких деревянных отходов собралось несколько мешков. Треугольнички шили по стыкам досок.
  Крыша высокая треугольная, без внутреннего потолка, что создавало дополнительный объем всего курятника.
  В фасадной части крыши сделано окошко размером 50х50 см с приставленной  к нему лестничкой для курей. А это приставленная доска с нашитыми на ней планками расстоянием друг от друга в  куриный шаг.
  Крыша покрыта современной металлической черепицей красного цвета.
  Сзади маленькое окошко под стеклом для дневного света.
   Впереди входная дверь также двойная, внутри заложенная пенопластом.
  Так как домик на высоте ножек на полметра от земли, к входной двери приставлены обыкновенные стандартные  деревянные ступеньки. Двери также украшены деревянными треугольничками, но более мелкими.
  Снаружи все строение полакировали для предохранения дерева от почернения и гнили.
  Площадку вокруг домика оградили высокой сеткой с  опорами из металлических водопроводных труб.

Первые куры

  Домик на курьих ножках готов, теперь поход на рынок за покупкой курей. Для начала купила десяток взрослых кур по 35 гривен за штуку.
   Впустили их за изгородь. Внутри курятника насыпали сена и поставили ящик для курочек –несучек. Купила и одного петуха за 150 гривен. Взрослого, красивого с рябым черно белым оперением и огромным красным гребнем. Петух – красавец! Не налюбуемся!
  Наше куриное царство расположено  ровно напротив большого окна из нашей кухни-столовой, поэтому наблюдать за курями и их поведением мы могли постоянно.
  Особенно нравилось наблюдать куриную жизнь моей внучке Машеньке, которая не слазила с подоконника окна.
  - Бабушка, бабушка, смотри, петушок на курочку прыгает! – кричала она, когда петух покрывал курицу, еще не понимая, зачем он это делает.

  В  первые дни жизни курей, мы не могли их загнать в сам курятник. Заносить насильно не хотелось, ждали, чтобы они сами понимали, что домик - это их жилье.
   Но как говорят, куриная память очень плохая, и они почти месяц жили под курятником.
  Был май месяц, тепло, солнечные дни становились жаркими, днем они прятались под курятник от жары, так и оставаясь там на ночь.
  Но вот, наконец, пришло время нести яйца, и одна курица запрыгнула в курятник и в ящик, где снесла первое маленькое яйцо, первое – всегда очень маленькое. За ней последовали другие курицы. Так постепенно все куры стали вечером заходить по ступенькам в курятник и по приставленным лесенкам взбираться на жерди-насесты.
   Темнеет летом к 9-10 часам, но куриный день всегда короче, они идут спать с заходом солнца, которое опускалось за горизонт тоже где-то не раньше 8 часов вечера. А просыпаются куры с восходом, а это 4 часа утра. Вот ровно в 4 часа наш петух начинал громко кукарекать и будить всех в доме. Постепенно это стало раздражать домочадцев, до того раздражать, что начались споры вообще о наличии петуха.
   - Н-ееее- т!  -  прокричала внучка, - Петушка не отдам!

  Нет, значит, нет, - сказал папа, и стали плотно закрывать  двери домика на ночь, чтобы петух кричал внутри, это менее было слышно в округе, потому что даже соседи стали жаловаться на беспокойного утреннего нашего петуха.
 
  Затем мы стали учить курей, взбираться по лесенке в домик через окошко. Дверь держали закрытой, окошко открывали и ждали их сообразительности. Не дождались –все куры  лезли спать под курятник. Тогда по одной ставили курочек на лесенку и подгоняли к окошку.
   Первым сообразительным был петух. Он без помощи сам взбирался к окошку и располагался у самого входа, загораживая продвижение внутрь другим курям. 
   Проталкивая курей внутрь, они прыгали на петуха и по нему прокатывались дальше на насест, который был здесь уже не из жерди, а широкой доски.
   Вскоре , на что ушло не меньше двух недель, куры сами научились заходит в домик по лесенке в окошко. Но, оказалось, что у наших курей уже сильно выросли крылья.
 - Бабушка! – кричит внучка, - Курочка вылетела!.
 - Куда вылетела? – оказывается вылетела за ограду.
  Поднявшись высоко по лесенке, куры вздымали крылья и вылетали за ограду. Пришлось принять меры – подрезать крылья, чем занялась наша домработница Люда.

   У нас жили муж с женой, на правах наших помощников по хозяйству, за что жили бесплатно и на  кормлении. Это мои  сборщики трав, с которыми я познакомилась много лет тому, когда еще мой дом был не жилым, а только в стадии медленного строительства. Тогда они мне помогали собирать травы, сушить и перерабатывать на чердаке.
  Большую услугу они оказали нам и при строительстве дома, когда оставались в доме с рабочими- строителями.
   После окончания стройки, они так и остались у нас жить, для чего мы выделили им одну комнату на втором этаже.
  Мы так сроднились с этой бездетной парой, что они стали нам родными, а для меня Люда заменяла  даже  маму, несмотря на то, что годами была младше меня. Маму я потеряла, когда мне было всего 37 лет, в молодом возрасте, и близкий душе человек, мог стать таким родным, как мать.
   
  Подрезав крылья курям, им стало невозможно перелететь через ограду, и ничего не оставалось, как лезть дальше в курятник на насест, перепрыгивая через петуха, который по- прежнему не желал двигаться дальше, а  быть стражем у входа, что и положено главе стада.

  Потом днем  мы наблюдали картину парования петуха с одной из курочек. Она первой заходила через окошко на насест, устраивалась в углу и начинала ворковать, настойчиво ворковать, как бы призывая, требуя и умоляя. Наконец петух взбирался по лестнице, заходил в окошко, пробирался к курице, садился рядышком и они уже ворковали вдвоем. Эта картина продолжалась довольно долго и почти ежедневно.
Пока, пока куры не заболели.

Кормление.
 
   Покупали на рынке ведрами, а иногда целым мешком, чтобы часто не ходить, зерно пшеницы. Сено также продается на рынке большими упаковками, покупали для подстилки. Но все же Люда со своим мужем Аликом, рожденным армянином по отцу и именем Алибек, ходили на луг и косили траву, укладывая его на сушку на чердаке бани.
  Летом они перебрались жить в баню, где помимо банного отделения была комната с кухней и газовой плитой. Из бани им было удобнее ухаживать за нашими курями.
  На плите Люда варила картофельные очистки и другие отходы овощей, добавляя затем в это месиво пшеничные отруби, которые также покупали на рынке ведрами. 
  Рано утром в 5 часов утра, Люда выносила курям варево А вечером давали цельное сухое зерно.
  Куры целый день клюют, другого зянятия у них нет. В жару сильно гребут землю и купаются в ней, чистя свои перья от блох.
   Днем им бросали свежую траву, скошенную с наших травяных лужаек домашней электрической  милисеножаткой. Так на моем участке исчез бурьян, в связи с благоустройством на огородные и цветочные участки.
  Люде приходилось ходить на ближайших луг по крапиву, одуванчик, другими травами сугубо уже для курей. Бросали курям и листья капусты, по осени кочаны кукурузы. Вообще кукуруза для курей очень ценный корм, который позже мы стали покупать на рынке зерном тоже ведрами и добавлять в овощное варево.
  Но свежая зелень должна присутствовать у курей постоянно. Также надо вскапывать периодически площадку, чтобы куры могли извлекать из земли живой корм – червяков.
  Этим занимался Алик, беря лопату в руки и перекапывал землю, как для огорода.
  Постоянно должна быть для курей и вода. Миску  или кастрюлю, выделенных для налива воды, куры  переворачивают и выливают, потому что они, чтобы напиться воды,  постоянно впрыгивают на край посуды, отчего посуда с водой переворачивается и вода выливается.
  Для воды у нас была особенная поилка.
  Когда мы на пункте металлолома отбирали старые водопроводные трубы для ограды, нашли старую стальную широкую трубу с изгибом. Ровную часть трубы использовали для сварки мангала, и изогнутая часть осталась. Эта изогнутая часть представляла собой внизу изогнутую емкость, сверху тонкую часть от отрезанных с боков пластов железа. Это сооружение было довольно тяжелым, и когда куры становились на край нижней поверхности с налитой в нее водой, ничего не  переворачивалось и куры с обеих сторон стоя на самой трубе пили из нее воду. Так не выброшенный отход конструкции послужил надежной поилкой для курей.
 
 Падёж

   И все же в один прекрасный день куры заболели. Что послужило тогда их падежом, мы так и не узнали. Но в одно утро, нашли курочку, сидящей в углу  с последними вздохами жизни.
  Я срочно заварила курям отвар травы багульника, но это не помогло, упала еще одна курица.
  Обратились к ветеринару, выписал ампулу с лекарством. Растворили ампулу в воде и дали напиться каждой курице с помощью резиновой  груши, вливая раствор каждой в глотку.  Помогло, остальных курей спасли, но двух курочек уже не было, яиц поменьшало в гнезде.
  Если раньше собирали по 8-9 яиц в день, то теперь 4-5 штук.
  К осени, я решила дополнить  куриное хозяйство. Купила еще десяток чернорябых курочек.
  Но надвигалась зима, а они еще не выросли во взрослых курей, и стали подмерзать.
  Мы почему-то в первый год не догадались,  не выпускать курей из домика, и постоянно держать закрытыми. Их обилие, создавало бы там тепло от них самих, затем проведенный свет с многоватной лампой также нагревал помещение.
  Но куры стремились наружу, и любое открытие дверей для подачи корма, выдворяло их вон.
  Да поставь решетчатую оградку, которая даже была у нас, это деревянные поддоны из под упаковок кирпича. Нет же,  не догадались.
  Куры выходили, топали по снегу, клюя его вместо воды, и рано или поздно стали отмораживать свои лапки.
  Сено внутри, насыпанное довольно большой горой, в течение двух дней затаптывалось и им опять становилось холодно.
  Так петух первым отморозил себе обе лапки. Тогда куры стали клевать его лапы, отчего они стали кровить.
   Тогда зять одел на лапы петуха рабочие хлопчатобумажные перчатки.
  Зрелище забавное – петух высоко поднимал ноги в таких перчатках, затем жестко  хляпал по снегу. Пальцы перчаток -  продолжение его коготоков, выглядели очень смешно.
  Дети смеялись, но не до смеха было самому петушку. Перчатки быстро намокали, затем замораживались, отчего становилось его лапкам еще холоднее. Затея не увенчалась успехом. Лапы превратились в сплошную кровоточащую рану.
  Забрали петуха в дом, в коридор, где установили ему ящик с сеном и принялись лечить. Промывать рану марганцовкой, мазать зеленкой, бинтовать.
   Когда вылечили, отпустили в курятник. Но не тут то было. Куры снова стали общипывать его лапы. Я бросилась в интернет за информацией, почему куры щипают лапы друг другу. Интернет выдал информацию, что такое бывает при недостаче животных  белков в организме курей.

   Значит,  добавлять в корм мясо? Попробовали давать рыбу, свежую, покупая на рынке мелких карасиков, которые мы покупали на корм и нашему коту Кузе. Но рыбы на курей не напасешься. В день склевывали до 2 кг карасей.

   Летом куры едят червей, зимой червей нет, и живой животный белок для них становится дефицитом.
   И все же попробовали варить мясные отходы. Немного рыбы и мясные отходы  с овощным варевом.
   Петуха снова пришлось изолировать и лечить. Вылечили лишь к весне.
   Ранней весной срочно перекопали площадку и впустили петуха. Радости куриной стало выше их мудрых головок. Они с такой яростью доставали обилие весенних  червей, держа в клюве их жирные хвосты, и бегая друг за другом в погоне за выловленной добычей, что этот марафон мы прозвали куриным футболом.

   Такой же куриный футбол мы могли наблюдать, если бросить им за изгородь небольшую корочку  хлеба. Одна курица хватает хлебушек в клюв и бежит, остальные куры в погоню за ней, удается выхватить другой, снова погоня за ловчей курицей и так далее, пока та корочка, наконец, не проглотится, какой-то из них.

  Такую забаву себе на удовольствие мы часто устраивали, устраивали и для показа знакомым, приходившим к нам в гости и первым делом удивлявшимся выстроенному курятнику на курьих ножках, восклицая – мы такую сказочную красоту впервые видим.

   Однако эта красота требовала ухода, а ленивые и воспитанные в городских условиях жители этого домашнего хозяйства, теряли хозяйство курей на глазах.
  За зиму половина  курей  передохли от мороза.
  Затем летом, когда пришлось открыть сливную яму для очистки, которая находилась на куриной площадке, не закрыли курей, они нахлебались мыльной  вонючей воды со сливной ямы и через некоторое время упали все до одного, вместе с петухом. Не помогли ни отвары трав, ни ампульное лекарство. Куры отравились элементарной химией и сероводородом.

   На душе было мерзко и тяжело. К животным привыкаешь душой, и их утрата также болезненна.
  Я долго отказывалась ехать на покупку нового стада.
  Через время это сделал зять. Он купил снова десяток взрослых рыжих курей – несушек и одного опять черно-белого рябого петуха.
  Но это уже были не мои куры и об их заботе я не пеклась так яростно, как за теми, прошлыми.
  Всю ответственность пусть берет на себя он,  – сказала себе, и не ошиблась. Он так за ними ухаживал, так их оберегал, что все удивлялись, и Люда с Аликом в помощники уже не понадобились.

   Вскоре я выехала с дачи, так как уже не могла ходить, болезнь полиартрита так меня скрутила, что передвигаться даже по комнате стало больно.
  Но десяток курей зятя живут уже три года, несут яйца, даже зимой. Зимой они закрыты в курятнике, поставлена оградка у дверей, при октрытии которых куры не выбегают, а за оградку им на металлическое деко  высыпается корм.
   Поилка занесена внутрь, в которую наливается постоянно горячая вода или сыпется снег, если такой бывает. Теперь зимы мало снежные, Новый год и тот встречаем без снега, и дед Мороз на фоне черной земли и деревьев досадное зрелище.
 
   Мой совет выделить грядку и посеять амарант, для корма курей игнорируется. Он  спас тогда бы и моих курей, если бы был. Но облагораживание всего участка на овощные и цветочные огороды, да травяную лужайку из футбольной травы, не нашли места для этой спасающей жизнь животных и человека травки. А я там давно не хозяйка. Дом строился во владение дочери и ее семьи.
  Ну что же может, когда-то кто-то и услышит мои возгласы об универсальном корме для всех животных.

P.S. Снимок с натуры нашего дачного  курятника.

2017 г.