Легенда о Данко

Ада Давыдкина
«Легенда о Данко» является завершающей частью цикла рассказов М.Горького «Старуха Изергиль». «Легенда о Данко» интересна уже тем, что она является мифологическим рассказом о физическом явлении, а именно о искрах, которые появляются над южной степью и морем - это искры из сердца Данко Данная легенда рассказывает о молодом юноше, который с помощью света своего сердца, вырванного из груди, выводит людей родного племени из дикого леса на новую, приветливою землю. В данном произведении есть несколько интересных моментов, на которые мне хотелось бы обратить особое внимание. Момент первый, данное произведение, на мой взгляд, является аллюзией на библейский сюжет, исход евреев из Египта в землю обетованную, а именно на тот момент, когда люди уже на пути к обетованной земле, но они бродят сорок лет по пустыне и пока Моисей не умирает, евреи эту землю не находят. В качестве подтверждения своей мысли приведу одну цитату: «Это были все-таки сильные люди, и могли бы они пойти биться насмерть с теми, что однажды победили их, но они не могли умереть в боях, потому что у них были заветы, и коли б умерли они, то пропали б с ними из жизни и заветы.»Евреи всегда старались сохранить библейские заветы и благодаря своей вере, этот народ еще сохранился и бог, согласно библейскому приданию, наказал евреям, нести слово его другим народам. Поэтому эта фраза показалась мне символичной, а почему именно исход из Египта, потому как в легенде указано, что в начале эти люди жили в прекрасной долине, но пришло более сильное племя, и загнала их в дремучие леса. Дремучие леса иносказательно могли обозначать как переход в худшее положение, где люди становились рабами, а так же переход в более неприветливый мир духов. Конечно, Данко отличается от библейского  Моисея, он скорее  романтическая версия Моисея: молодой, красивый юноша и во взоре его много внутреннего огня,  любви к жизни и людям. Герой, который полон решимости сделать для людей что-то хорошее или героическое и тот момент, когда он вырывает своё светящееся сердце из  груди, происходит сильный эмоциональный порыв] «Вот что я делаю для людей!», и свет его рассевает темную мглу леса , пугавшую их,  гром сразу стихает, кажется, что сама природа, покорена  поступком Данко. Связь эмоционального состояния героев произведения с природой пронизывает весь рассказ, это еще одна черта характерная для писателей романтиков.

Мысль М.Горького о том, что чистое сердце человека способно светом  своей любви, иногда даже в буквальном смысле, освещать жизнь других людей и защищать ее от темных сил. Мне как культурологу интересно   развитие данной идеи, в последующих произведениях. Наиболее интересное художественное воплощение она получила в популярном японском аниме «СейлорМун», режиссер аниме Дзюнъити Сато и др. В данном аниме главная героиня светом своего сердца побеждает злых демонов, причем есть моменты, когда оно реально светится и вырывается или выходит из груди, как и сердце Данко. Я сильно сомневаюсь, что авторы и режиссеры данного аниме читали рассказ М.Горького «Данко», тем более, что это аниме является продуктом японской культуры, но видимо мысль М.Горького о чистом сердце была донесена до автора и режиссера «СейлорМун» не напрямую, а косвенно, с преломлением в современную японскую культуру. Сущность мысли М.Горького о чистом сердце в данном произведении сохранена, но имеются различия связанные с японской культурой. Лично я как и многие дети начала 90-х годов, восприняла мысль М.Горького о чистом сердце именно через это аниме, и мне потом был более понятен рассказ М.Горького «Данко». Так же хочу сказать, что мысль о видимом свете человеческого сердца М.Горького, подхватили и наши писатели жанра фэнтези. Правда  часто у них вместо света сердца героя, появляться свет его души, который можно увидеть  с помощью магии, так  писательница О.Панкеева в своем фэнтезийном  цикле «Хроники странного королевства» делит героев по специальностям, согласно свету их души. Причем наиболее яркий свет души, или огонь как она еще его называет, присутствует у бардов, бардами она называет представителей всех творческих профессий от художников до писателей , ведь они работают своей душой, вкладывая ее частичку в свои творения, а через них делится  светом и теплом своей души с людьми.  Автор  прямо говорит, что если бард не находит применение своему таланту, то внутренний огонь его сжигает, т.е. доводит его до нервного срыва и потом и до смерти. То же самое явление происходит, когда бард ставит свой талант на службу власти, чью точку зрения он не разделяет.   Я привела пример лишь одного писателя  жанра фэнтези, который развивает мысль М.Горького, но на самом деле таких писателей чрезвычайно много. Как мы видим М.Горький своим рассказом о «Данко» оказал серьезное  влияние на жанр фэнтези, а это значит, что его рассказ может быть интересен поклонникам данного жанра.