Сомнения

Надежда Моисеевская
Однажды я принялась раздумывать о своём будущем. "Будущее" - это, вероятно, моя личная жизнь. Странно. У меня не было "личной" и "неличной" жизни. Я жила одной жизнью, в которой на первом месте стояло "надо". Ещё школьницей я привыкла подчиняться ему и все поступки сообразовывала в соответствии с ним. При этом я не ощущала никакой дисгармонии. Моя жизнь протекала ровно, подобно течению спокойной реки. Я училась, занималась общественной работой, спортом. И вдруг мою безмятежную душу потряс взрыв колоссальной силы - я влюбилась. Нет, это не была первая любовь, тихая, щемяще-сладостная и безответная, которую я не избежала. Это было потрясение, случающееся один раз навсегда. Человек, которого я полюбила, был художником. В общении с ним моя жизнь приобрела новые, неповторимые, краски. Это было счастье, несущее свой свет далеко вперёд, и я шла вместе с ним, улыбаясь и удивляясь жизни. Я уехала по распределению в далёкое село ("так надо") и нисколько не чувствовала себя обделённой, проводя целые дни на своей работе в сельском Доме культуры. И так шли годы. Все эти долгие годы я ждала, ждала и верила... Сколько раз я представляла себе встречу с любимым! Но судьба нас развела. Моя мечта выйти за него замуж осталась мечтой. В последнюю нашу встречу он подарил мне книжечку стихов его любимого поэта П. Вегина. Мне тоже он нравится. В праздничные дни мои учащиеся выступали на ферме перед доярками с композициями по стихам Б. Окуджавы, Г. Горбовского, Р. Рождественского... На работе я отдыхала. А дома не знала, куда себя деть от глухого одиночества. И подумалось: "Выйти, что ли, за кого-нибудь, какая разница?!" И вскоре меня познакомили с добротным молодым человеком, "имевшим серьёзные намерения", как говорится. Первая жена от него ушла. Он объяснил, что до сих пор не встретил настоящего человека, каковым, по его мнению, должна быть жена. Вечером он зашёл ко мне. Разговор не клеился. Его лицо напоминало мне лицо человека, покорно и, вместе с тем, алчно ждущего жирного куска горячего мяса, который ему скоро подадут. Но мне пришлось всё же изобразить вежливую хозяйку. Я показала мой фотоальбом, где были и мои детские фотографии, и он без труда находил меня среди сверстников. На прощание (на следующий день он уезжал в город) я подарила ему мою любимую сказку "Маленький Принц".

Философская сказка А. де Сент-Экзюпери повествует о любви и дружбе, о великой силе ответственности человека за всё в мире. Маленький Принц встретил на планете, где жил, прекрасный цветок, которого никогда раньше не видел. Это была роза. Он стал ухаживать за ней: на ночь обязательно накрывал стеклянным колпаком, чтобы она не замёрзла, защищал от ветра, ставя на его пути ширму, очищал нежный стебелёк от гусениц, каждое утро поливал её, он был счастлив - она приносила ему радость. Однако красавица показала себя капризной, своенравной, что больно ранило сердце Маленького Принца. И он решил уйти, чтобы разобраться в себе, поделиться сомнениями, найти родственную душу - ибо он чувствовал себя одиноким - Маленький Принц решил путешествовать. Он побывал на разных малых планетах-астероидах и, наконец, посетил планету Земля. И вот на сухой, неподатливой каменистой Земле Маленький Принц нашёл настоящего друга. Им стал Лис. Лис открыл другу секрет: "Главного глазами не увидишь. Зорко одно лишь сердце." Прощаясь, Лис сказал:"Ты подружился со мной, ты приручил меня, я благодарен тебе. Ты приходил ко мне, я ждал тебя, готовя к этому часу моё сердце. Если тебя долго не было, я волновался. Твои шаги звучали для меня как музыка. До встречи с тобой я был одинок, и ты был одинок. Теперь мы стали друг для друга единственными. Я плачу, но я счастлив, я никогда, слышишь, никогда не буду одиноким. Видишь, там вдали, поле пшеницы? У тебя золотые волосы. Глядя на это поле, я вспомню тебя, и сердце моё наполнится радостью..." На эпизод прощания Лиса с Маленьким Принцем бард А. Дольский написал пронзительные строки:
                "Музыку шагов твоих
                Я помню наизусть.
                Эта песня для двоих.
                Прости её за грусть.
                В тихой музыке шагов
                Последний такт звучит.
                Я и к этому готов.
                Вот и всё. Молчи...
                Ты над миром серых крыш
                Солнце в полсвечи.
                Для меня всегда горишь.
                Вот и всё. Молчи...
                На прощанье протяни
                Мне рук твоих лучи...
                Мне тепло в твоей тени.
                Вот и всё... Молчи..."
Дружба с Лисом помогла Маленькому Принцу сделать вывод: "Никогда не надо слушать, что говорят цветы. Надо любить их такими, какие они есть. Но я был слишком молод и ещё не умел любить. Теперь я понимаю, что я в ответе за мою розу, мою единственную, любимую. Я должен вернуться к ней. Я должен вернуться на свою планету."

Передавая книжку "претенденту" на мою руку, я сказала: "Прощай", - и внутренне вздрогнула. Слово это вырвалось у меня столь непринуждённо, что я поразилась: именно "прощай", а не "до свидания". Он ничего не заметил. Обещал сразу же написать. По деревне, конечно, разнёсся слух, что Алина Михайловна "замуж выходит" (наконец), чуть ли не поздравления посыпались, одобрения: "Надо, надо, чего одной век куковать?" "Если даже и не приобретёшь, то ничего не потеряешь, у нас-то тут дыра, а там - город всё ж". Я слушала эти разговоры, а на душе скребли кошки: ведь сердце не лежало к нему. На безрыбьи и рак - рыба?! Я думала о возможном браке безрадостно. Письма от "претендента" долго не было. Не пришло даже поздравления с 8-м Марта. Спустя месяц я получила одинарный листочек, наспех вырванный из школьной тетради. Слова "письма" были пропитаны суховатой вежливостью и нудным перечислением мест, где побывал хлопотливый "жених" в поисках работы для будущей жены. Я прочитала и ощутила себя вещью, купленной и оставленной у соседей дожидаться хозяина. Ну, конечно, нет! Я не могла "наступить на горло собственной песни", не хотела изменять себе. Уж лучше одиночество, чем нелюбовь!


   ***