Конец света

Виктор Печорин
Эта великая земля сгорит, пройдет без следа
и не будет больше.
Ангуттара Никайа, 7:62.


Одна из аксиом, лежащих в основе науки и обыкновенного здравого смысла, состоит в том, что все, имеющее начало, имеет и конец.
Доказать это утверждение трудно, а может быть и невозможно, однако за всю сознательную историю людей не было обнаружено ни одного факта, который бы ей противоречил.
Вокруг нас имеется множество предметов, о которых нам достоверно известно, что они когда-то возникли (изготовлены, построены, рождены и т.п.). Непосредственный опыт обращения с такими предметами свидетельствует: все они рано или поздно разрушаются, уничтожаются, умирают. Любое живое существо рождается и умирает. Любой неживой предмет когда-то возник, и когда-то уничтожится. Любое наблюдаемое явление имеет начало и завершение.
Неизвестен ни один материальный объект, который избежал бы этой участи, т.е. возникнув, не был бы затем уничтожен. Отсюда можно вывести принцип: всё рожденное смертно, всё сотворенное – не вечно.
Если все объекты и явления Вселенной конечны, то не является ли конечной и сама Вселенная?
Вселенная – это ведь тоже материальный объект. Поэтому, выведенный нами эмпирический закон должен распространяться и на неё. В противном случае она представляла бы собой единственное исключение из общего правила, была бы единственным материальным объектом, который, однажды возникнув, продолжал бы свое существование вечно. Проверить это на опыте мы не можем, поскольку конец Вселенной, как и её начало, находится за пределами человеческого опыта. Но поверить в то, что нечто возникло, а затем продолжает существовать вечно, - значит, поверить в невероятное.
О конце света свидетельствуют практически все религии мира. В текстах откровений встречаются достаточно подробные описания катаклизма, сопровождающего конец мира. Анализируя эти описания, можно выявить даже некоторые общие закономерности этого события.
Прежде всего, в описаниях конца света в разных религиях усматривается общий принцип, определяющий последовательность уничтожения различных частей или компонентов мира: что первым появилось, то последним и исчезнет.
Поскольку первым появилось минеральное царство, после него – живая материя, а затем и разумная, то последовательность их уничтожения будет обратной: сначала исчезнет разумная жизнь, потом – жизнь вообще, и в самом конце – минеральное царство.
С этим принципом корреспондирует и другой, определяющий длительность существования компонентов мира: сроки уничтожения творений пропорциональны срокам их создания.
Поскольку создание вселенной (космоса) на миллиарды лет опередило создание Солнца, стало быть, сначала исчезнет Солнце, и только через миллиарды лет после этого - весь космос. Если жизнь на Земле появилась позже образования самой планеты, то и исчезнет жизнь прежде, чем окончательно разрушится сама планета. А разумная форма жизни, соответственно, исчезнет с лица Земли ещё раньше. Таким образом, между уничтожением человека и уничтожением вселенной должно пройти чрезвычайно много (по человеческим масштабам) времени – миллионы или миллиарды лет.
В буддийском учении о начале и конце мира, изложенном в трактате Абхидхармакоша  (IV в.), говорится о наступлении, вслед за кальпами (эпохами) сотворения и развития, третьей эпохи - кальпы разрушения, и о двух видах разрушения: «разрушении или рассеянии форм существования» и «разрушении миров», или, другими словами, о «рассеянии живых существ» и «разрушении их вместилищ». Это разные виды разрушения, разделённые во времени. Сначала предстоит исчезнуть живым существам: «Наступает время, когда живые существа … только умирают, но не рождаются, - это и есть начало кальпы разрушения». А затем наступает черёд уничтожения мира: «когда не остается больше ни одного живого существа, то разрушается и сам мир ввиду исчезновения его обитателей» (Абх. 90).
Определяя уничтожение жизни и уничтожение вселенной как различные процессы, разделенные во времени, буддийский трактат говорит и о различии причин, приводящих к их гибели. В качестве причин уничтожения жизни называются оружие (т.е. война), болезнь и голод (Абх. 99), а причинами разрушения мира автор трактата считает огонь, воду и ветер (т.е. воздух) (Абх. 100).
Несмотря на некоторую схематичность и неполноту этого перечня, следует признать, что названные причины действительно способны привести к разрушению соответствующих компонентов мира. Но для нас более интересен принцип, положенный в основу их классификации: в качестве причин гибели жизни и мира рассматриваются не какие-то внешние по отношению к ним факторы (вроде вмешательства богов), а внутренне присущие им силы или свойства. Причины гибели мира заложены в нём самом.
Зная этот принцип, можно определить и другие разрушительные факторы, обойденные вниманием Абхидхармакоши. Благодаря тому же принципу, мы имеем возможность прибегать к данным естественных наук, которые как раз и занимаются исследованием внутренних сил и свойств природы. Ниже мы подробно рассмотрим основные возможные причины гибели мира. Но прежде следует конкретизировать схему самих объектов разрушения.
 Любопытно, что использованная в древнем буддийском трактате классификация уровней мира на «формы существования» (живые существа) и «вместилища» (минеральная основа мира) находит аналогию в русской этимологии.
В старину на Руси вселенную называли «Светом»  (через «ять»). Наверно потому, что, в отличие от первобытного хаоса («тьма над бездною» - Быт. 1:2) в нынешней Вселенной действительно разливается свет – свет звезд, свет Солнца. Говорили: «этот Свет» (в отличие от «того Света»), а Бога называли «Отец светов», т.е. всех миров. Конец Вселенной – это «преставленье света», «конец Света».
Но «Свет» - понятие многозначное. Согласно словарю Даля под Светом понималась не только вселенная, мир, но также и «земля наша, шар земной», и «род людской, мир, община, общество, люди вообще». Отсюда – различные толкования «конца Света».
В наиболее общем, наиболее прямом смысле под этим жутковатым словосочетанием можно понимать конец всего, разрушение и исчезновение Вселенной. Понятно, что при этом уничтожатся и все источники света – звёзды, вследствие чего свет померкнет самым недвусмысленным образом. Это – «конец Света» первого рода.
Предположим теперь, что Вселенная цела, а погибла лишь одна средних размеров звездочка на периферии одной из галактик – одна из миллионов. Можно ли это назвать «Концом Света»? Такие события в космосе время от времени происходят, некоторые из них мы имеем возможность наблюдать.
А если эта неприметная звездочка – наше Солнце? То самое, что удерживает нашу планету силой своего тяготения, что освещает и согревает нас, чьей энергией мы живы? Вспомните, какой ужас внушало людям солнечное затмение. Сравните ночь и ясный день: вот что значит отсутствие Солнца! Но и ночью нам светит Луна – светит отраженным солнечным светом. А если само Солнце перестанет светить? А если оно вообще исчезнет и не будет более удерживать Землю? Что нам вся Вселенная, если мы лишимся нашего Солнца! Это будет «концом Света» второго рода.
Или взять Землю, на которой мы живем. Что будет, если она вдруг развалится на куски, взорвется, если на нее упадет Луна или она сама упадет на Солнце или столкнется с каким-нибудь небесным телом из тех, что во множестве бороздят просторы космоса? Пусть даже Солнце по-прежнему разливает свой свет – что нам до него, если исчезнет наша Земля? Для нас это тоже «конец света» - «конец Света» третьего рода.
Наконец, можно представить себе такую картину. Вселенная существует. И Солнце светит. И Земля, как ни в чем не бывало, совершает привычный бег по своей орбите. Но нас на ней нет. Неважно, по какой причине это случилось – об этом у нас подробный разговор впереди, но, представьте, случилось: нет нас, вымерли. И некому наблюдать солнечные восходы и закаты, наслаждаться земными ландшафтами, размышлять о тайнах Вселенной. Есть, так сказать, бытие, но нет сознания; есть объект, но отсутствует субъект. А если нет наблюдателя – существует ли наблюдаемое? Епископ Беркли утверждал, что всё, что существует, существует лишь в нашем сознании. Стало быть, нет сознания – нет ничего. «Конец Света» четвертого рода.
С точки зрения науки, как физическая вселенная, так и живая материя имеют каждая свою иерархию подуровней, последовательно возникавших в эпоху создания мира, а, стало быть, столь же последовательно (только в обратном порядке) должно происходить и их разрушение.
Можно выделить следующие уровни вселенной («вместилища жизни», по терминологии Абхидхармы):
1. Вселенная как таковая, с входящими в её состав метагалактиками, галактиками, звездными системами, туманностями, звездами, планетами и другими небесными телами, иными словами – космос.
2. Галактика «Млечный путь», в которой находится Солнечная система.
3. Солнечная система и её ядро – звезда по имени Солнце.
4. Планета Земля, являющаяся материальным субстратом для существования жизни.
В свою очередь, и живая материя имеет разные уровни «форм существования»:
1. Живая материя как таковая, т.е. материя, обладающая признаками жизни.
2. Высшие формы жизни – растения и животные, необходимые для существования человека.
3. Человек.
4. Человеческая цивилизация.
Уничтожение каждого из этих уровней может рассматриваться как своего рода Конец Света, и каждый из уровней имеет свой набор причин, способных привести к его разрушению и гибели. При этом одни и те же факторы могут быть причинами разрушения как одного, так и нескольких или даже всех уровней бытия. Схема получается достаточно сложная, а потому и различных сценариев Конца Света может быть много. Это объясняет наблюдаемое в древних текстах и религиозных учениях различие в деталях в описании конца мира, ведь сценарий гибели мира действительно будет различаться, в зависимости от уровня, на котором мы будем его рассматривать. Например, всемирный потоп не заставит Солнце дрогнуть ни одним протуберанцем, но вполне может уничтожить высшие формы жизни на Земле.
Необходимо так же добавить, что представление древних о вселенной заметно отличалось от того представления, которое существует сегодня благодаря расширению наших знаний о мире. Древние люди не имели представлений ни о галактике, ни даже о Солнечной системе. Для них вселенной была планета Земля, а все небесные объекты представлялись чем-то вроде деталей убранства этой вселенной, светильниками, укрепленными на «небесной тверди». При этом в понятие Земли, как правило, включали только исследованную часть земной поверхности, ограниченную естественными преградами (морем, горными грядами), которые считались границами Земли – отсюда представление о Земле как о плоской поверхности, имеющей форму круга или четырёхугольника («четыре стороны Света»). Поэтом и понятие Конца Света проецировалось древними именно на такую Вселенную, что необходимо учитывать при анализе древних текстов.

Из книги "Протоколы небес"