О памятной стеле в Бней-Аише

Феликс Рахлин
Её установили 5 июня 2009 года в маленьком городке (или большом посёлке?) Бней-Аиш, расположенном в центральном округе страны, в 30-ти километрах от Тель-Авива, в 3-х – от Гедеры. Мне там побывать не довелось. Только читал сообщение об этом событии: на металлическом монументе (так было написано) – имена и фамилии девяти борцов против антисемитизма. В список решено было включить только тех, кто сами, во-первых, евреями не являлись. Во-вторых, только тех, кого уже нет среди живых. И, в- третьих, чей протест или действия против юдофобии имели значительный общественный резонанс и могут быть надёжно документированы.

Таких в список на памятной стеле вошло 9 имён и фамилий:

                Виктор Некрасов 1911-1987
                Андрей Сахаров 1921-1989
                Владимир Короленко 1853-1921
                Борис Чичибабин 1923-1994
                Анатолий Кузнецов 1929-1979
                Рауль Валленберг 1912- 1952

                Дмитрий Шостакович 1906-1975
                Оскар Шиндлер 1908-1974
                Эмиль Золя 1840-1902

Это по происхождению люди, в чьих жилах текла кровь русская, немецкая, украинская, польская, белорусская, шведская, французская. Каждый из них горячо и искренне сочувствовал еврейскому народу, подвергавшемуся клевете, преследованиям и казням, решительно осуждал юдофобию и зверские антисемитские акции, рисковал своим общественным и служебным положением или даже самой жизнью, спасая евреев, а порой (как Р. Валленберг) и пожертвовал в итоге собственной жизнью.

Любой список может оказаться неполным. Этому – заведомо суждено быть со временем дополненным: люди смертны. В списке нет Евгения Евтушенко: на момент установки стелы он был жив, умер лишь в 2017 году. Конечно же, имя автора всемирно знаменитого стихотворения «Бабий яр» должно быть теперь включено в этот список. Нет в нём и целого ряда украинских писателей и поэтов, создавших прекрасные произведения против юдофобии: это, например, Михайло Коцюбинский – автор рассказа «Он идёт!» (1906) - о кровавом черносотенном еврейском погроме, Микола Бажан, написавший стихотворение «Яр» - о Бабьем яре в Киеве ещё в 1943-м, сразу после освобождения украинской столицы от нацистов, Павло Тычина, полиглот, среди 14-ти разных языков владевший и еврейскими: ивритом и идишем и написавший в 1943 году волнующее послание в стихах «Еврейскому народу», Максим Рыльский…


Увы, среди украинских стихотворцев немало было чёрных юдофобов, запятнавших себя сотрудничеством с нацистами. Тем дороже нам память об украинских борцах с фашизмом и антисемитизмом. Среди прекрасных и древних традиций еврейского народа – чувство благодарности нашим друзьям и заступникам, столь полно проявившееся в присвоении Государством Израиль звания Праведников народов мира бескорыстным и самоотверженным спасителям евреев от нацистских палачей периода Холокоста. Сродни этому обычаю – и основание бней-аишского мемориала борцам против антисемитизма.


Как известно, Бней-Аиш, в котором, по данным на 2016 год, население составляло около 7000 человек, был основан в 1957 г. выходцами из Йемена. В 90-е и 2000-е годы оно пополнилось репатриантами из стран б. СССР и СНГ, составившими в итоге треть населения посёлка. Руководителем местной администрации стал один из них – Марк Басин. Это ему и его коллегам принадлежит инициатива установки монумента. Среди них был и слепой ветеран Второй мировой войны бывший сапёр Борис Шифман, потерявший зрение при разминировании освобождённого от гитлеровцев Крыма…

В каком состоянии сейчас эта примечательная стела? По причине своего, скажем так, серьёзного возраста я лишился былой мобильности и затрудняюсь съездить и взглянуть. Меня, однако, этот вопрос интересует и беспокоит. С одним из лиц, занесённых в список (Б.Чичибабиным) мне посчастливилось близко общаться в течение десятилетий, я написал и издал о нём мемуарно-биографическую книгу. С коллекциями писем двух других, адресованными в Израиль (В. Некрасова и А.Кузнецова) меня ознакомил их адресат, израильский известный кибуцный деятель, журналист и переводчик Ш. Эвен-Шошан (1910 – 2004). Ещё один из значащихся в этом списке, В.Г.Короленко, выступавший со статьями в защиту оклеветанного Менделя Бейлиса, в нашей семье известен, кроме того, как активный заступник за двоих братьев моего отца, осуждённых к смертной казни в Полтаве в 1919 г. деникинской контрразведкой за попытку диверсии,– не он их в итоге спас, но жизнью всерьёз рисковал… Уверен: не только мне и родне моей довелось пользоваться вниманием и самоотверженной помощью людей из бней-аишского списка: готовность прийти на помощь терпящим бедствие или угнетённым была в них не позой, а сутью натуры…


К сожалению, угар юдофобии не рассеивается и даже сгущается, множатся ряды его сторонников… но также и противников, список последних неизбежно будет расти…


Есть ли кому заботиться о состоянии бней-аишского мемориала сегодня и впредь? Имеющиеся фотоснимки свидетельствуют: этот монумент – на вид скромный, стоил явно недорого, да и откуда большие средства на его устройство сыскались бы у местных властей? В связи с этим, как мне кажется, не мешало бы озаботиться вопросом о судьбе памятной стелы на более высоком – правительственном уровне. Бней-Аиш находится в центре страны, на оживлённых международных туристских маршрутах, и, возможно, стоит подумать о том, чтобы модернизировать мемориал имён борцов против международного антоисемитизма. Не исключаю учреждения конкурса на лучший проект усовершенствованного памятника. Его учредителями, наряду с правительством, мог бы стать Сохнут, другие государственные и общественные учреждения, частные спонсоры. Это будет способствовать укреплению престижа и авторитета нашей страны.Игра стоит свеч!


Феликс Рахлин, член союза русскоязычных писателей, лауреат израильской

литературной премии имени Виктора Некрасова «За гуманизм

творчества».

Статья орпубликована в ежемесячнике "Еврейский камертон" - приложении к газете "Новости недели" (Тель-Авив), ноябрь 2017 г.