Месяц без сладкого

Максим Геннадьевич Комаров
  На столе лежит бумажка со словом «сахар». Проглатываю последнюю шоколадную конфету от гомельского «Спартака». Сминаю стикер  и выбрасываю  его в урну. Тоже самое на ближайшие тридцать дней будет и с сахаром. Немного о химии. В школе я любил этот предмет не только из-за фигуристой учительницы, скорее из-за здорового интереса происходящих процессов. Убедился, что химия вокруг нас всех, от  Вики, что режет лягушек на кафедре микробиологии, до Петра Ивановича, что шпалы прокатывает в ближайшем зарубежье.  Из курса помню, что сахароза – углевод, который в организме распадается на глюкозу и фруктозу, и что ноги у моей химической руководительницы были до ушей. Сахар в больших количествах вреден для организма. Диабет, ожирение, кариес – три столпа, на которых держится 70% пагубного влияния через столь незаменимый сахарный песок. Как же вести себя, если в обиход рядового гражданина каждый день входят продукты с внушительным содержанием сахара? Как не стать заложником вкусовой петли, когда на столе всегда присутствует конфетка, печенье, выпечка с пудрой? Чего стоит опасаться и как диктовать правила в игре с этим продуктом?
     Огромное количество продуктов содержат сахар. Не секрет, что и в майонезе, в кетчупе, в горчице, даже в хлебе и сметане присутствует сахар. Правда в том, что полностью отказаться от сахаросодержащих продуктов невозможно, но вполне по силам снизить его потребление. Есть в холодильнике продукты, где количество сахара сведено к минимуму или отсутствует совсем – мясо, рыба, сыры, морепродукты и паста. Но глядя правде в глаза, часто ли вы под ароматный чай предложите своему организму кусок свинины, треску, креветки и макароны с Лигурийского побережья?  Зачастую рука произвольно тянется к конфете в красочной обёртке, шоколадке  с орехами, заварному пирожному, нежному зефиру, сладкой выпечке. Этот процесс весьма сложно контролировать во времени. При всём уважении, отсутствие секса переносится легче, чем потеря желанной сладости. Сладкое вырабатывает в мозгу те же импульсы, подобные действию героина и морфия. Кондитерская наркомания или преувеличение со стороны скептиков? Давайте проверим.
     Подразумевая отказ на месяц от сладкого, внесу важную ремарку. Не употребляю продукты в традиционном значении сладостей, а также сахар в чистом виде. Натуральный сахар природного происхождения во фруктах, овощах и орехах принимаю в ограниченном количестве. Соблюдая формальности, запасаюсь мёдом с соседской пасеки – это выглядит как спасательный круг в море сахарного воздержания. Налегаю на орехи и заказываю прямиком с фабрики «Спартак» партию шоколада, где сертификатом подтверждена чистота продукта – 92% какао, и 0% сахара. Теперь можно спать вступать в бой. Мой знакомый, чьё имя будем держать в строгой тайне, решил поддержать меня в этом непростом деле. Он настаивал на полном табу в сахарном деле, но я как человек живой  и любящий вкусно поесть остаюсь при своих правилах. И за кого он меня принимает?
     На своей шкуре убедился, что особого удара стоит ждать в первые пару дней воздержания. С утра хочется совместить кофе с пирожным, и если бы не напоминание на телефоне, то я бы оступился на самом старте. Мозг ещё настроен на потребление сладостей. Вместо этого овсянка с малиной и чай с творогом. Выглядит как меню фитоняшки, где каждый кусок имеет важное значение для обхвата талии. Стараюсь не думать о крайностях. Листая ленту в соцсети натыкаюсь на апикальный периодонтит и диабетическую кому. То есть от сахара можно двинуть кони, либо через кровь, либо гниением изнутри.  Конечно же, это крайности, но они складываются из маленьких кирпичиков, которые зачастую превышают разрешённую дозу.
     За ужином ловлю себя на ощущении, что и в гречке,  в яйцах, и в помидорах есть сахар.
Утром второго дня кто-то оставил на столе грильяжные конфеты. Выглядит как пытка, к тому же тщательно подготовленная. Меня хватило на то, чтобы понюхать упаковку, пахнущую ванилью и прочесть состав одной конфеты. Скрипя зубами от салата, кладу грильяж обратно.  Выхожу на балкон, лёгкие наполняются свежим воздухом. Где-то неподалёку пахнет выпечкой. Возможно, что хозяйка обольёт изделие шоколадом или она предпочитает коричневый сахар? Издевательство чистой воды. Кстати о ней родимой. Обыкновенная фильтрованная вода с лимоном и имбирём стала теперь моим спасением. Мало того, что она прекрасно чистит кишечник и утоляет жажду, так она ещё и заменяет мне бутилированные соки и сладкую газировку. Звучит как в шестнадцатом веке, но за этим будущее.       Хочется отвлечься на маршмелоу, вафли и рафинад, который раствориться в на дне чашки зелёного чая за пятнадцать секунд. Контролировать себя удаётся, но на грани от преступления. Если соль – белая смерть, то сахар – кончина с нотками глюкозы на губах. Если не вникать во весь ужас от большого потребления сахара, то всё не так уж и плохо – думал я перед сном, предварительно выпив стакан свежевыжатого морковного сока.
     День седьмой. Убирая в холодильник банку «Nutella», и принимаюсь за блины с мёдом. Это нереально вкусно, особенно когда готовишь сам, с соблюдением пропорций. Вот и пригодились кухонные весы, кстати впервые за несколько месяцев. О йогуртах типа «Актимель клубничная» и «Активиа с абрикосом» тоже забыл. Магазинные полки пестрят выбором вкусных продуктов с сахаром, но я прохожу мимо, останавливаясь на сыре.  А вы знали, что у сыра не дырочки, а «глазки»? Уверен и тот мужик, что берёт жене мороженое «Soletto» тоже не в курсе.  Сахару отведена огромная роль в нашей жизни. Без него бы мы не существовали, не испробовали прекрасного, и даже не полетели бы в космос. Ужин мой носит пострадикальный характер: позволяю себе расслабится. На столе чашка мате, картофель с уткой и спелый плод Эквадора. Неделя завершается бананом, где, к слову, три кубика природного сахара. 
     День четырнадцатый. Вселенная по-прежнему разбрасывает конфеты у меня под руками, но теперь к этому отношусь несколько иначе. За две недели испробовал около двадцати видов овощей и дюжину каш. Избирательный выбор около полки магазина дал понять, что ассортимент сахаросодержащих продуктов огромен. Я как та бабуля, которая прежде чем забросить товар в корзину тщательно исследует его на надлежащие включения.  Встречи с друзьями менее напряжённые, чем во время алкогольной диеты, но без внимания я и здесь не остался. «Ничего что мы здесь тортик едим, Максим?» На здоровье, мои дорогие. Дома меня ждёт черничный манник, басмати и жирное молоко. Немногие смотрят на меня как на человека без вкусовых рецепторов, забрасывая четвёртый маффин в рот. В ком-то просыпается докторская жила, которая утверждает, что у меня сахарный диабет и передался он, внимание, респираторно. Где вы были, когда возникают реальные проблемы.  Шучу на этот счёт, пополняя себя углеводами за счёт запечённой рыбы.
     День двадцать пятый. Тоска об упущенном кексе или потерянной горстке мармелада мне не грозит. Как и болезнь зубов на данный месяц меня не беспокоит.  Проходя мимо кофейни и  кондитерской, теперь бегло не изучаю ассортимент, не закатываю глаза от аромата свежей выпечки, а бегло замечаю, что весь июль у них скидки. И даже этот манёвр не прошёл. Наверняка отыграюсь за месяц голодания по сладкому, - думаю я , смотря как толстый мальчик есть на улице зефир. Пожелал ему здоровья и приятного аппетита. Грозит ли мне трудность социализации из-за самоограничения? Вряд ли, разумные примеры заразительны.
     День тридцатый – финишная прямая. На работе дядя Витя пьёт чай с тремя ложками сахара на 150г продукта, и это не я зануда и падла, это дальний второй инсульт. После этих слов он угостил меня конфетой, которую я положил в грудной карман.  Сладости дали понять, что их стоит уважать за приятные ощущения, что они дарят нам. Не секрет, что сахар улучшает настроение. За этот месяц я стал лучше себя чувствовать, исчезли перепады настроения и кишечные расстройства.  . Сахар – бомба замедленного действия, которое можно обезвредить только персональными усилиями каждого.
     Пусть в вашей жизни будут сладкие поцелуи, такого же рода любимые люди и свадебный торт, в остальном – бойтесь своих желаний, особенно на пути к очередной  ложечке белого сладкого сыпучего вещества.
     Сладость – лучшее лекарство, а мы все больны - изрекаю из своих уст, оценивая высшим баллом мамин "Наполеон".
Опыт велик во всём.