Лабиринты судьбы. Гл. 5 Дом над обрывом

Ольга Анциферова
Ирина могла любоваться морем бесконечно, особенно таким, как  сейчас, спокойным и ласковым,
тихим и нежным. Безбрежная  его гладь постоянно меняла цвет от светло-бирюзового, зеленовато-
жёлтого до тёмно-лазурного вдали. Ирина шла по берегу у самой кромки набегающих волн и смотрела,
как солнечные лучики, пронизывая солёную воду, достигают дна и гладят золотистый песок, высвечивая
раковины, разноцветные камешки и зеленоватые водоросли. Время от времени у самого берега были
видны стайки маленьких яркоокрашенных рыбок, которые весело гонялись друг за другом.
-Ира!- услышала она голос мужа и подняла глаза вверх. Там на высоком обрыве стоял Саша
и призывно махал ей рукой. - Пора обедать!
Ирина взмахнула ответно рукой и стала подниматься по едва заметной тропке. А Саша уже
спешил ей навстречу, чтобы помочь: - Нагулялась?
- Да, нагулялась и надышалась, давай будем обедать.
Обедали прямо в саду, под старой грушей, ветки которой давали прекрасную тень.Когда
они приехали сюда месяц назад, Саша, первым делом, соорудил под грушей  стол и две скамьи по обе
его стороны  Рядом он устроил летнюю кухню, здесь Ирина и готовила еду. Вот и сегодня ещё до
 прогулки она сварила густой наваристый суп с курицей и рисовую  кашу с фруктами. Всё это было ещё
 горячим. Они быстро собрали на стол, Ира разлила по тарелкам суп, а на плиту поставила чайник,
Саша подбросил в печку деревянных чурок. Аппетит  был прекрасным, и оба  шутили над этим.
Скоро тарелки остались пустыми и пришла очередь чая. Чай был особенный. Ирина покупала его на
рынке у одной и той же бабушки. Состоял он из разных травок и сушёных фруктов. За чаем они сидели
долго, обсуждая дела, мечтая о будущем, или просто молчали, думая каждый о своём.


Вот уже пять лет прошло с тех пор, как Ира и Саша поженились. После того, как они
встретились на вручении посмертной награды  Славику, Саша постоянно звонил Ирине. Так много было
сказано в этих телефонных беседах, а потом он приехал, насовсем. Служба его закончилась, и он
после их скромной свадьбы, остался жить у неё. Ирине нужно было ещё работать, до пенсии, да она и не хотела уезжать из родного города, где всё было привычным, да и дорогие
могилы Геннадия и Славика были здесь. А в прошлом году, зимой Саша получил известие, что в Крыму,
не далеко от Алушты, остался ему в наследство дом. Дом ещё родительский. Родители давно умерли, а
в доме жил старший брат, но вот и его не стало. Дом пустовал. Саша съездил, оформил все документы,
и вот они здесь. Решили: пусть будет дача.
- Место какое красивое, море рядом, - восхищалась Ира, -  неужели ты здесь
жил в детстве?
- Это мой родной дом, тут  я вырос. Я, мне так кажется, плавать научился раньше, чем ходить,
- смеялся Саша. - Родители работали, а брат меня везде с собой таскал, он был на восемь лет меня
старше.
Дом над обрывом - так сразу начала называть его Ирина. Он, действительно, стоял на высоком
берегу, будто плыл над морем. Дом старый, требовал ремонта, поэтому
они устроили себе место для ночлега в небольшом сарайчике, стол под грушей и летнюю кухню. А сами
занимались ремонтом. Разбирали, не торопясь,
вещи, мебель, посуду. Что-то выбрасывали, а что-то аккуратно складывали на  чердаке. Саша
решил  убрать все перегородки в доме и распланировать его заново.  По проекту должна получиться
одна большая комната-гостиная и три небольших спальни на первом этаже. На втором этаже Саша тоже планировал две комнаты и гардеробную.
- Зачем нам столько спален? - смеялась Ира.
- Будем приглашать сюда на отдых друзей, - отвечал муж.
- И правда, Сашенька, хорошо  бы найти  друзей по Тюмени. Надюшку, Элю, Гарика, где они...
- Обязательно найдём, - поддержал жену Саша, - я ещё хочу найти ребят, с которыми
служил вместе в Афгане.
- Хорошо, давай так, - решительно сказала Ирина, - летом ремонтируем дом, а зимой
займёмся поисками. А на следующее лето устроим здесь встречу.
- Договорились, - весело согласился Саша, обнимая и целуя жену.


А вечерами, когда с моря веяла прохлада, и посёлок погружался в синюю тишину, Саша и Ира,
шли к морю. Лучи солнца становились красными, небосвод багровел, и солнце постепенно  опускалось
в море. Они наблюдали,как всплывает серебряная луна, в небе зажигаются  яркие звёзды, и
отражаются в морской воде. И уже  становится непонятно, где небо,а где вода...Воздух наполняется
солёной морской тишиной... Саша и Ира, оба любили эти вечера. Они садились на нагретые днём
валуны, Саша заботливо укрывал жену пледом и прижимал к себе.  В такие вечера они
особенно остро чувствовали, как  близки и какое счастье, что они нашлись после стольких
лет.
- Ты знаешь, Ирочка, я не могу сказать, что я не любил свою жену Галю. Любил...но
любил, как мать моей дочери, как женщину, которая всегда была рядом, поддерживала меня. Я ей
очень благодарен и скорблю о них с Ларочкой бесконечно.  Но знаешь, я только с тобой понял,
что такое любить по-настоящему женщину, просто женщину, земную, родную, единственную. Я чувствую
тебя частью себя, я люблю в тебе каждую клеточку, каждую чёрточку. И он долго не выпускал жену
из объятий, без конца целуя её.
- Сашенька, мы так упадём с обрыва в море, - заливалась  Ира счастливым смехом. - Дорогой
мой, я тоже очень люблю тебя. И наши с тобой лабиринты судьбы очень похожи. Я тоже никогда не
забуду Гену, он был замечательным мужем, очень меня любил, отцом был прекрасным...  Но ты - это
другое...Саша, чудо какое, что  мы с тобой нашлись.  И взявшись за руки, они бежали к дому, в свой
сарайчик, где  проводили ночи, жаркие  не только от того, что они южные...


Когда все вещи были перебраны, рассортированы. Саша пригласил  бригаду рабочих, и вместе
они быстро  разобрали все перегородки в доме и сделали новые по плану. Заменили окна на
пластиковые, поставили  новые двери, обновили крышу.  Дом преображался на глазах. В августе
Ирина уезжала, в сентябре ей надо было на работу. Саша  оставался, чтобы закончить ремонт.
К этому времени рабочая бригада уже начала облицовывать дом снаружи сайдингом. Оставалось
ещё  расширить веранду и  все внутренние работы.  Первый раз за пять лет Саша и Ира расставались
так надолго. За сентябрь и октябрь  Саша планировал закончить ремонт полностью.
Быстро подошёл день расставания.
- Сашенька, обязательно  ешь вовремя. Вечерами одевайся теплее, ночи скоро будут
прохладными, - говорила Ирина, прощаясь с мужем на перроне.
- Да уж, без тебя ночи будут прохладными, - шутил Саша, обнимая жену.
- Саша, я не шучу, - улыбалась Ира.
- Я тоже не шучу, - отвечал Саша, - ну что мне делать, ты ещё не уехала, а я уже скучаю по
тебе.
- Очень, очень буду скучать и ждать тебя. Звони мне  каждый день. Я тоже буду звонить, -
  взволнованно говорила Ирина, стоя  уже в тамбуре вагона.


Дома Ирину захватили дела домашние и подготовка к учебному году. Она сходила в школу,
узнала свою нагрузку. С этого года Ирина Алексеевна оставила должность завуча и собиралась
работать просто учителем географии.  В одно из воскресений она сходила на кладбище, сменила
цветы на могилках Гены и Славы. Посидела около них. Как всегда, такие походы были для неё
тяжелы и в то же время, она как будто прикасалась к ним, дорогим ей людям.Осень в этом году  была
дождливая, но, словно специально для Ирины, в воскресенье выглянуло солнце и быстро обсушило
землю. Мир преобразился, ожил, зашумели верхушки деревьев, стали слышны голоса птиц. Ирина
уже собралась уходить, как кто-то окликнул её :
- Ирина Алексеевна! Здравствуйте!
- Леночка  Коврова? Ты тоже здесь?
- Да, я часто сюда прихожу, - ответила Лена, - и положила на могилу Славика цветы.
Они постояли ещё какое-то время и пошли к выходу.
- Как ты живёшь, Леночка? Где? Здесь в городе?
- Да, я здесь живу, в городе. Работаю на камвольном  комбинате, я же текстильный техникум
закончила. Куда  мне ехать? Мама здесь, и ...Славик.
- Ты одна?  А замуж, Леночка, как же, семью надо создавать.
- Одна я.  Не зажила ещё  моя рана...  Да и таких, как Славик, больше нет.
- Ты приходи, Лена, вечером, поговорим и  маму  приводи. Вы для меня в этом городе
самые родные люди.
- Хорошо, мы придём.
А вечером они втроём долго сидели за чаем, вспоминали, порой смеялись, порой плакали.
Ирина рассказала им о доме в Крыму, о встрече друзей, которую они с Сашей хотят устроить там.
- Вы первые, кого я приглашаю на эту встречу, - сказала Ира Лене и её маме Валентине.



В сентябре Ирина решила начать поиски подруг. Надюшку она нашла неожиданно быстро.
Просто написала в Кондинский РАЙОНО, и оттуда скоро пришёл ответ.В нём сообщалось, что Надежда
Павловна Носова,( по мужу Смирнова) много лет работает  директором Тёщинского детского дома. В
письме был адрес и телефон Нади.
- Ух ты, Надюшка - директор детского дома! Здорово! - вслух сама себе проговорила Ирина,-
вот молодец! Сначала она хотела позвонить Наде, но потом решила написать письмо. И написала
обстоятельное, подробное. Про всю свою жизнь написала. Отправила письмо и стала ждать ответ.
И он скоро пришёл:
"- Милая моя Ирочка, я так рада, что ты мне написала.  Сама сколько раз хотела искать
вас с Элей, да вот ты меня опередила, молодец.  Плачу вместе с тобой о судьбе Гены и Славика.
Светлая им память...
Но я так рада за вас с Сашей. Прямо" камень с души". Я себя всю жизнь виноватой считаю,
что тогда развела вас.  Как это хорошо, что вы встретились. Счастья вам, дорогие! А встретиться
надо, и мы с мужем приедем обязательно. Об Эле с Гариком я ничего не знаю, но попытаюсь узнать.
Когда-то я с Элей ездила к ней в гости в их родной город, это было ещё в институте.  У меня есть
адрес, и я напишу туда, вдруг, если не сами они, так родственники какие-то там живут. Ты знаешь,
я может быть даже съезжу туда, у меня скоро в те края будет командировка...."
Дальше Надя писала о себе, о муже, о дочери Оле. И что Оля недавно подарила им внуков,
сразу двоих. Двойняшки родились - мальчик и девочка.
В следующем письме Надя сообщила Ирине печальную весть об Эле и Гарике. Рассказали ей
всю историю бывшие соседи Элиных родителей. Ещё написала Надя, что у Эли и Гарика есть дети.
Сын - военный, где-то на Дальнем Востоке, а  дочь тоже замужем за военным, иногда приезжает на
могилки родителей, но где живёт, они не знают.


К ноябрю приехал Саша  с полным отчётом о доме. 
- Всё готово, Ирочка, не даром твой муж трудился, как раб. В мае отбываем туда.  Мебель
будем покупать вместе, а в июне-июле можно назначать встречу.
- Саша, в мае я не смогу, учебный год заканчивается в конце  июня, я приеду только в июле.
А встречу устроим может быть в августе? Фруктов будет полно и погода хорошая.
- Хорошо, давай в августе, 10-ого числа. Десятка - прекрасное число.
- Значит решили.  Десятого августа!
Об Эле и Гарике Ирина рассказала Саше ещё по телефону. И он обещал поискать по своим
каналам их  сына. Сведения: военный и Дальний Восток многое давали для поиска.


Ирина любовалась домом. Как он изменился! Ей показалось, что дом стал даже выше и больше.
Стены приятного светлого цвета, красиво выделялись на фоне зелени. Внутри тоже всё было готово.
- Саша, ты такой молодец, обои подобрал замечательные и цвет пола, - обняла мужа Ирина.
- А я так волновался, понравится тебе или нет.  А  мебель давай будем выбирать вместе, -
радостно ответил Саша.
Порадовал Ирину и сад. Запущенный, заросший в прошлом году, нынче он был приведён в
порядок. Порядок был и во дворе А ещё Саша показал лестницу-спуск к морю, к маленькому,
уединённому пляжу. Лестница  оказалась очень удобной, с широкими ступенями и  перилами.
- Ах, как мне всё нравится! - восхищалась Ира.- Вот можно и гостей встречать.Кстати,
ты нашёл своих друзей по Афгану?
- Нашёл только Семёна Быстрова, это один из наших вертолётчиков. Он обязательно приедет
с сыном. Сын военным не захотел стать. Фирма какая-то у него строительная. Семён
один воспитывал и растил сына. Что-то там произошло у него с бывшей женой, я не знаю.
- Ну и хорошо, пусть приезжают, - отозвалась Ира.
Весь июль они обставляли дом, покупали шторы, ковры, картины и ещё многое другое. Ирина
успевала ещё высаживать цветы на клумбах. Хорошо, что Лена и Валентина приехали пораньше и
помогали им во всём. Леночка, итак от природы смуглая, ещё больше загорела под южным солнцем. И
была похожа на прелестную цыганочку. Стройная, тоненькая, она повеселела, будто оттаяла. Ирина и
Валентина радовались, глядя на неё. Да и Валя тоже похорошела. Они с Ириной прошлись по салонам
красоты. Аккуратная стрижка, ухоженная кожа лица, маникюр сделали своё дело. И конечно одежда,
которую они подбирали вместе. Валя помолодела лет на десять. Да, собственно, она была итак на
два года моложе Ирины.
А вначале августа приехали  отец и сын Быстровы.  Семён Иванович и его сын Андрей, оба
сразу включились в работу. Бывший майор активно помогал женщинам закупать продукты, таскал сумки
с базара, поливал цветы и делал всё, что попросят. Саша даже обижался на то, что Семён всё время
был с женщинами. Ему хотелось поговорить, вспомнить былое.
- Не трогай ты его, - сказала Ира, - посмотри, как он помогает Вале и вообще целый день
около неё. Дай, Бог, чтобы у них что-то сложилось. Оба в одиночестве намаялись. А Андрей
постоянно с нашей цыганочкой Леночкой.  Придётся, видимо, нам на двух свадьбах гулять.
Надя с мужем Савелием приехали только десятого августа. В доме уже был накрыт стол.
Надя и Ирина обнялись, плача и смеясь.
- Наконец-то мы встретились, Ира,Саша, - сквозь слёзы говорила Надежда,  - как хорошо, что
мы снова вместе. Жаль нет Элечки и Гарика.
- А сейчас, Надюша, держись, - Ира взглянула в окно, - смотри!
В это время распахнулась дверь и на пороге появилась... молодая, красивая женщина...
Надя охнула : - Эля!  Кто это, Ира?
- Это дочка Эли...  Анечка! Как похожа, правда? Копия! Она с мужем Павлом приехала вчера.
Саша нашёл по своим каналам сначала сына Эли и Гарика. Он на Дальнем Востоке служит, у него всё
хорошо, семья, дети. Но приехать они нынче не смогут. Обещали на следующее лето. Через  сына, мы
и нашли Анечку. Я вчера так же, как и ты поразилась её сходству с матерью.
Пока Ира рассказывала, Надя обнимала и целовала Аню и её мужа Павла. Долго ещё стоял
шум, разговоры. Наконец  все перезнакомились и сели за стол. Саша встал и заговорил:
- Дорогие мои, вот мы и встретились, жаль, что не все, кого бы хотелось видеть. Но я
думаю, что наши встречи будут ежегодными и более  многочисленными. Я хочу, чтобы вы знали, что
здесь вас всегда ждут, всегда помогут. Я безмерно горжусь, что у меня такие друзья. Ведь дружба -
это, как подарок, даётся не всем, а только тем, кто чист душой и открыт сердцем. А мы с вами даже
не просто друзья, а родные люди. Я желаю вам всем удачи в делах, в работе, в любви.Пусть ваша
жизнь будет наполнена истинным смыслом и любимым делом.
Давайте поднимем бокалы за нашу сегодняшнюю встречу спустя столько лет, за нашу память,
за далёкие студенческие годы, за наши успехи и достижения. Выпьем и за новое поколение , вот
они у нас какие красивые, умные. За их  счастье, надежды и вдохновение!
Долго светился огнями в эти вечер и ночь дом над обрывом...


А потом гости разъехались. Первыми уехали Надя и Савелий, обоим пора было на работу. Они
обещали, что на следующее лето приедут вместе с Олиной семьёй, с внуками.  Затем , погостив
недельку, уехали Аня с Павлом. Их ждали двое сыновей, оставленных на бабушку - мать Павла.
Собрались уезжать и Леночка с Андреем. Они вместе уезжали в Москву к Андрею. Прощаясь, Андрей
пригласил всех на их свадьбу с Леной. Дату обещали уточнить. Дольше всех  оставались Валя и
Семён. Мужчины собирали фрукты и ягоды, а женщины варили варенья, компоты, сушили фрукты. В эти дни Семён и Саша очень много разговаривали, вспоминали
дни службы, друзей живых и погибших. Иногда они застывали, забывая о фруктах.
Сидели и, молча смотрели на море. Что они видели там, над спокойным морем, в
чистом, безоблачном небе...? Кто-то из женщин мягко окликал того или другого,
и они, очнувшись от воспоминаний, снова весело несли корзины с фруктами,
смеялись и шутили.
Собираясь уезжать, Валя обняла подругу, и призналась, что едут с Семёном они вместе, сначала к
ней, поживут у неё, а потом решат, где им жить. Но обязательно будут теперь вместе.
- Как я рада за тебя, Валюша. Семён такой замечательный, вы оба заслужили счастья, -
обнимая Валю, радовалась Ирина.
Вскоре Ира и Саша остались одни. Опустел дом над обрывом. Ира тоже засобиралась уезжать.
Это был её последний рабочий год.
- Ничего, Сашенька, на следующий год будем вместе уезжать и приезжать.  Два старичка-
пенсионера будем здесь скучать, - прощаясь сказала Ира.
- Нет, дорогая, скучать нам не придётся, видимо. На следующее лето, я думаю, приедет
людей побольше и с детьми. Вот шума-то будет, - ответил ей Саша.- Но это и замечательно!
Такси увозило Ирину на вокзал. Она долго смотрела назад. На высоком берегу стоял и
махал ей рукой Саша. А дом то скрывался, то снова показывался за зеленью деревьев, словно тоже
прощался с ней.
       
- До свидания, дом над обрывом... До скорого свидания...- шепнула Ирина.- И спасибо тебе,
после всех моих потерь и боли, ты помог мне снова найти равновесие в жизни, научил помнить и жить..