Псков заветный. Камень Добряк

Алла Алексеева
   Как только мы стали изучать информацию  о культовых камнях Псковского края, сразу нашли  истории и видео о поездках к камню прозванному «Добряк».  Мы уже видели огромный камень «Звончи» на реке Синяя, камень «Чашечник» в Пушкинских горах, Ольгин камень около погоста Выбуты (взорван). Ещё я помнила, как в детстве  отец показывал мне огромный камень в Опочецком районе.  Было понятно, что кто-то сочинил про камень легенду о том, что тот  помогает исполнить заветное желание.  Но увидеть камень очень хотелось, и желание хотелось загадать, мало ли, оно исполнится. Короче, очень хотелось поехать к камню. Но, увы. Нигде не было информации о том, где камень находится. Я мечтала о поездке к камню два года. 
   Мы много путешествовали в эти два года, постоянно накапливая поисковый опыт.  Глаза стали выхватывать из окружающего ландшафта  нужные детали.  Я училась видеть сквозь деревья и кусты, находила приметы, говорящие о том, где раньше жили люди, проходили дороги. Постепенно я менялась, менялось моё зрение. Я видела там, где раньше не заметила бы ничего.
  О камне специально не думала, но не забывала. Однажды среди комментариев нашла заметку о том, что один мужчина камень тот узнал и написал, что в детстве, когда сбегал из школы, то прятался около большого камня, находящегося недалеко от деревни Спасовщина и реки Лочкино. Мужчина писал, что про камень всё придумали, что ничего аномального там нет. Часто они, когда были детьми, жгли у того камня костры. 
Я стала изучать всё, что нашлось в Интернете о деревне Спасовщина.  Нашлось немного. Спасовщина находится в шести км к северо-востоку от села Серёдка рядом с рекой Лочкино. Село Серёдка до 1916 года называлось Маслогостицы, название осталось за железнодорожной станцией, которая стала потом деревней.  Вот и вся скудная информация.
Но есть фортуна – случайная удача.  У Сергея в молодости был друг, родом из Спасовщины. Чудом,  Сергей нашёл  телефон друга, расспросил о камне.  Друг рассказал, что камень найти легко. Нужно найти братское захоронение (указано на карте), недалеко от трассы Псков  – Гдов, не доезжая до реки и  поворота к  дер. Спасовщина . От братского захоронения  идут две грунтовые дороги. Одна дорожка идёт вдоль реки Лочкино, по ней и нужно ехать. Камень стоит на этой дороге. Мимо не проедешь, такой он огромный.  Друг сказал, что имя «Добряк» камню дали недавно.
  Осень 2017 года выдалась дождливой. Да, не то слово, какой дождливой. Вода в реках поднялась, а солнце не выглянуло ни разу. Дни стояли пасмурные, сырые. У Москвича сломался бензонасос, Сергей  подремонтировал его, но машина всё равно неожиданно глохла.   С поездками не складывалось. 
  А тут решили поехать. Просто решили и всё. Так камень хотелось посмотреть.
Выехали где-то в 11 часов дня. В Серёдке остановились посмотреть большую новую деревянную церковь. Когда были здесь в последний раз,  церковь ещё строили.  С неба падали редкие снежинки, но дождя не было.  Температура воздуха была близка к нулю.
  Мы решили остановиться у дер. Сельцо и осмотреть погост. Машина заглохла и Сергей остался около машины. Пока он колдовал с бензонасосом, я пошла в лес, осмотреть погост. Мне вспомнилась история, как я «заблудилась в трёх соснах»,  когда искали Эстонские погосты в Струго-Красненском районе.  Тогда машина застряла и Сергей остался её вытаскивать, а я, чтобы не терять зря время, пошла на погост. Идти оказалось не так близко, как я предполагала. Пришла, сфотографировала могилы с Эстонскими именами, да и заблудилась. Несколько кругов пробежала по кладбищу, пока нашла свои следы в снегу, место, где была тропа. Напугалась очень. Вот и теперь, вспоминая ту историю, топала по мягкому снегу.   
    Погост оказался маленьким  - несколько могил – погост для одной деревни.  Находилось кладбище среди больших елей, было там сумрачно и тихо.
    Следующая наша остановка была около братского захоронения на реке Лочкино. 
Читая фамилии павших бойцов, я думала о том, что всё это были молодые мужчины, о том, как много их лежит в этой земле, о том, что каждый из этих молодых людей мечтал о чём-то своём, у каждого была своя жизнь и своя судьба.  Очень больно, когда судьба, в один миг превратилась в одну строчку на обелиске.  Я читала эти русские фамилии, заметила, что мало повторяющихся: Барабанщиков, Баранов, Батаев, Батаногов, Безменов, Безукладов... Трое Смирновых, двое Медведевых, двое Мироновых, двое Михайловых...
  От захоронения  вдоль трассы в сторону реки шли две грунтовые дороги. Одна шла ближе к реке, вот по ней мы и поехали.  Дорожка была узенькой, но на ней, в неглубоком снегу, были заметны следы машин. Было понятно, что кто-то недавно приезжал к камню «Добряк».  Эта дорожка на карте не обозначена.  Нет её и на старых картах.  Но камень найти легко, мы нашли его очень быстро. Оставили машину на вершине холма, чтобы не буксовать на подъёме и пошли пешком. Смеялись, что многие люди в наше время разучились ходить пешком и скоро без климат-контроля не будут выходить на улицу.
  Камень был огромным, выше человеческого роста. Он был покрыт зелёным мхом, а место вокруг него было очень чистым. Было видно, что туристы ещё не знают этого места. Не было ленточек на деревьях, не было позабытых вещей и пластиковых изделий. 
   Камень стоял на берегу реки Лочкино. Берег реки был крутым. Когда-то течение реки было сильным.  Мощь течения прошла сквозь красный песчаник и проделала в нём овраг с почти отвесными стенами. Потом стены поросли мхом.  Вокруг росли сосны, ели, берёзы, росли другие лиственные деревья и кусты, названия которых не знаю. В Интернете писали о том, что многие деревья в этом месте имеют изогнутый ствол, что свидетельствует о некоторой чертовщине.  Но мы не нашли изогнутых деревьев, а нам довелось видеть сильно изогнутые стволы деревьев. В этом месте встречались деревья с наклоном ствола, такие, словно на них лежала тяжесть и под этой тяжестью они склонили свои верхушки. Так случается, когда долго лежит на деревьях мокрый снег.
  Камень был огромным, он был намного больше ранее увиденных нами камней. Пишут, что приезжали к камню немцы в В.О. войну и изучали камень и место вокруг него.  На камне были видны трещины. Одна трещина по форме была похожа на крест.
  Путешествуя по Псковскому краю,  мы находили удивительные камни, почитаемые людьми. Эти камни, как зубы дракона, острыми клыками торчат из земли. Эти камни по форме похожи на маленькие скалы.  Один из таких камней нашли в дер. Будник. В камне есть разлом и из разлома идёт запах похожий на запах ладана.  Эти камни настолько необычны, что люди поклонялись им, некоторые камни уничтожали. Так взорвали камень в Выбутах, хотели взорвать камень на реке Синяя.  Для меня эти камни  - древние артефакты, которые непременно нужно изучать. 
  Я нашла в Интернете версии о происхождении таких камней, одна версия мне нравится. Считают, что эти камни – остатки кремниевого леса.  В Интернете пишут о том, что настоящего леса мы никогда не видели, что лес очень молодой. В некоторых заповедниках сохранились деревья, которым по 200 лет, но и эти деревья вовсе не великаны. Пишут о времени, когда на Земле росли гигантские кремниевые леса.  Огромные веточки этих деревьев сохранились в парке Petrified forest national park. Эти веточки превратились в камни самоцветы.
   Мы обошли камень Добряк три раза вокруг.  Я загадала свои желания.  Сергей полез на камень. Я очень боялась, что он свалится с такой высоты. Писали, что у людей кружилась голова.  Но у него ничего не кружилось. Единственное, я заметила, у него появилось желание пошалить, так, словно он стал мальчиком. Он видел, что я очень боюсь за него и хотел меня подразнить.  Мне же хотелось, чтобы он был осторожнее. 
  Потом мы спустились к реке и пошли вдоль берега Лочкино. Река была извилистой, русло образовывало крутые повороты и маленькие полуостровки. Вода в реке была желтовато-коричневой. Деревья стояли в снегу, а вода не замёрзла, река журчала в песчаных берегах.  Было очень красиво. Снег лежал на ветвях деревьев и ветви гнулись вниз, образовывая над рекой белую арку.
  Около воды, на изгибе русла, нашли обгрызенные бобрами ветви деревьев. Следы деятельности бобров были свежими, они только что пообедали.
- Смотри, мы спугнули бобров. – Сказал Сергей. 
 Это место таило в себе столько необыкновенной первозданной Русской красоты, что было необычно именно этим.
 «Какой дивный, сказочный лес»! – думала я, наслаждаясь открывающимся мне тихим диким уголком природы псковского края.   
   Так мы ушли от камня и продвинулись вдоль реки в сторону дер. Спасовщина.
На другом берегу реки мы увидели пещеру. Другой берег был настолько высоким, что я не видела где его верхняя точка. Я старалась рассмотреть вершину холма, сквозь ветви деревьев.  Переправы через реку не было. Летом, здесь можно было бы перейти через реку, потому, что река не была глубокой и не была широкой.   Мы решили поехать в деревню, чтобы узнать, как найти спуск к пещере.
  Это место щедро делилось своими сокровищами и тайнами. Это было удивительным потому, что другие места неохотно отдавали свои тайны.  Я думала о том, что мы накопили поисковый опыт, а ещё о благоприятном стечении обстоятельств. 
   От пещеры мы поднялись вверх, к тому месту, где вдоль русла реки проходила грунтовая дорога и там нашли второй камень. Этот камень был поменьше, чем камень «Добряк», но тоже очень большой. Через него проходила большая трещина – разлом, которая делила камень на две части. 
  Дома, рассматривая фотографии  второго камня,  я решила, что он распилен на две части. Я думала о том, что были в старые времена,  каменных дел мастера. Делал же кто-то жернова, обтачивал камни для постройки многочисленных валунных домов, которые находили на Псковщине.  Делал кто-то каменные кресты, обтачивал фундаментные блоки.  Я нашла, что жили в деревне Спасовщина каменотёсы, что судьба их сложилась неудачно, потому, что они хотели воспользоваться для работы  священными камнями, которые раньше служили для древних ритуалов. Говорилось о том, что любому, кто нарушит покой этих камней,  грозит опасность. 
  Сергей  заметил, что трещина на камне – это не распил, а разлом, что камень треснул и края у трещины неровные.   Правда, такая ровная трещина тоже вызывала вопросы. Нигде я ещё не видела камней, которые треснули так, что развалились на две части, тем более таких огромных камней.   
  Второй камень находился не на дороге, а на крутом берегу бывшего русла реки. Его нашли случайно, пошли просто наверх. Такую быструю находку я могу объяснить только необычайным везением.
  По дороге мы вернулись к камню Добряк. Я постояла около него, погладила мшистые бока исполина. Уходить не хотелось.  Вокруг было бело от снега,  была нулевая температура и было тепло.  Я знала, что где-то недалеко от этого места есть ещё три камня, которые служили для древних культовых обрядов. Где искать эти три камня было непонятно. Слева был холм. Возвращаясь от камня к машине, мы немного поднялись на холм. Там был лес, тропинка,  по которой мы свернули на холм, быстро кончилась. Было жалко уходить так и не найдя трёх камней.  Я устала от ходьбы, но глаза продолжали ощупывать окружающее пространство и выискивать приметы.  Когда мы подошли к тому холму, на вершине которого оставили машину, среди деревьев на берегу Лочкино я заметила камни. Сердце стало ликовать, потому, что я поняла, что мы их нашли! 
   Пишут, что у этих трёх камней  проходили древние культовые обряды, пишут о том, что в деревне Спасовщина и других деревнях было много переселенцев из Эстонии. Эти переселенцы, возможно, были народом Сету, были полуверцами.   Нашему взгляду открывалась, поросшая молодыми деревьями, некогда ровная площадка, закрытая с одной стороны высоким холмом, а с другой стороны глубоким руслом реки Лочкино.
  Сейчас, когда прошло время, после того как посетили это волшебное место, могу сказать, что я загадала около камня Добряк  три желания, как мне тогда казалось, мало осуществимых. Два желания уже исполнились, а третье, видимо, прошло слишком мало времени для его исполнения, но теперь я не сомневаюсь в том, что и оно исполнится тоже.
  Потом мы поехали в дер. Спасовщина, хотели посетить погост и расспросить местных жителей, как найти пещеру. В деревне было несколько двухэтажных деревянных домов, были типовые дома и другие дома, подновлённые, покрашенные. Дети на саночках катались с горки, увидели ещё людей и детей. В центре деревни был магазин, он был открыт. Деревня была жилая  и населённая, что редко сейчас.   Мужчина из деревни рассказал, как найти погост, сказал, что там много Эстонских фамилий (половина), рассказал, как найти пещеру, сказал, что нужно идти вдоль просеки к реке Лочкино.  Когда мы свернули в сторону деревни Спасовщина с дороги Псков - Гдов, то видели эту просеку.
В деревне не было церкви или часовни. Местный житель сказал, что церкви есть в дер. Боровик и в дер. Мельницы, есть в Серёдке. Но само название деревни связанное  с  Спасом - Спасителем, избавителем от всяких бед и несчастий, говорило о том, что скорее всего церковь была. Не нашли мы и примет, говорящих о том, что когда-то стояла церковь. Местный житель сказал нам, что давно, церковь была ранее 1800 года.
 На погосте нашли каменный крест  в виде дерева со спиленными сучками, нашли на надгробиях много эстонских фамилий. На погосте встретили немолодую пару. Мужчина рассказал нам, что в деревне была школа четырёхлетка, что он ходил в эту школу. Однажды учитель повёл их к большому камню. Что рассказывал учитель о камне,  он не помнил, слишком много времени прошло с тех пор.
  За деревней Спасовщина в направлении деревни Люботеж  мы увидели дорожку и решили пройти по ней. Дорога вывела нас на высоченный холм. Мы поднимались по тропинке вверх и ещё вверх. Этот подъём был похож на путь на древние городища. Сергей решил повернуть назад. Уже начинало смеркаться, а мы ещё планировали найти пещеру. Так гора и осталась непокорённой.  Интересно, что на картах я не нашла в этом месте высокого холма, как не обозначена и дорога к камню Добряк.  А вот просека на Яндекс картах видна хорошо.  Она идёт от бывшей зверофермы к реке Лочкина ровной светлой полосой.
   Интересная просека, явно не просто вырубка леса.  Когда мы вылезли из машины около просеки, уже значительно стемнело. Но мы смело двигались вперёд. Просека вывела нас к реке. В этом месте река была глубоко внизу, а мы находились на высоком холме. Дороги к реке не было, как и не было тропинки. Около реки было много поваленных деревьев, через которые всё время приходилось перелезать. Недалёкий путь к пещере занял значительное время. Ноги скользили по снегу, проваливались в ямки. Около реки били родники. Был слышен шум воды, она журчала в песке и камнях.
Вскоре мы увидели пещеру, которая выходила прямо к воде. Влезать в пещеру пришлось  на четвереньках. Сергей опасался, что потолок может обрушиться. В сапоги набрался жёлтый песок. Внутри пещера оказалась большой и мы выпрямились в рост. В стене пещеры в самом низу бил родник. Было не понятно для чего и кому пришлось сделать здесь пещеру. Если нужен был песок, то сложно было куда-то его доставить с этого места, только в лодке, по воде. Дорога на Спасовщину находилась в отдалении. Если бы не просека, которая вывела нас прямо к пещере, найти это место было бы очень сложно. 
  На жёлтой стене пещеры спала летучая мышь. Стены пещеры были прочными. Мы прошли по пещере и вышли ко второму входу, который был значительно больше первого. От второго  входа вверх круто уходила маленькая тропа. Мы сфотографировались в пещере и пошли вверх. Темень накрыла холм и тропинку по которой мы забирались вверх. Река осталась глубоко внизу. Я боялась сорваться вниз, цеплялась за стволы деревьев и корни. В одном месте упавшее дерево перегородило тропинку. Я отдала Сергею свою сумку, чтобы перелезть через упавший ствол. Тут Сергей вспомнил, что свою сумку он забыл в пещере.
 Он стал спускаться обратно, рискуя сорваться вниз. Я ждала его около проваленного дерева и удивлялась тому, что мы вспомнили про сумку именно сейчас, а не тогда, когда приехали во Псков. Это было большой удачей.
   По лесу мы вышли на просеку, здесь было немного светлее. Я делала видео и топала по снегу к машине, Сергей, как всегда, шёл впереди. Так благополучно закончилось наше путешествие к камню Добряк. Замечу, что путешествие это было несколько рискованным. Но место оказалось гостеприимным и доброжелательным.  Мы нашли все запланированные  места и камни, нашли пещеру.  Мы поужинали, со смехом, вспоминая приключения дня. За целый день  ничего не ели, боялись потерять драгоценное время.  Я очень устала, но была очень счастлива, такой счастливой можно быть лишь только на родной земле.
Смотрите фото и видео в моём блоге.